115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Упрощенные формы отчетности для малого бизнеса

08.01.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Министерство финансов РФ издало приказ № 113н от 17.08.2012, призванный упростить порядок заполнения бухгалтерской отчетности для малых предприятий. Некоторое время проект этого документа был размещен на сайте министерства с той только разницей, что в нем присутствовала фраза о том, что документ должен вступить в силу, начиная с годовой отчетности за 2012 год.

Дело в том, что в приложении №5 к данному приказу утверждены собственно сами упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. И в этих формах в графах, где указывается, на какую дату составлена отчетность, указаны даты «на 31 декабря ….», из чего можно сделать вывод, что упрощенные формы отчетности будут предоставляться раз в год. А так как приказ принят, то ближайшая годовая отчетность как раз и приходится на отчетность за 2012 год.

Обращаю внимание, что данный приказ относится только к субъектам малого предпринимательства. Чем же эти субъекты отличаются от всех прочих представителей предпринимательства? К субъектам малого предпринимательства (а это могут быть индивидуальные предприниматели либо малые предприятия) относятся организации, у которых на протяжении двух календарных лет соблюдаются следующие условия (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.

Очень часто возникают споры по вопросу необходимости специальной регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства. Но в законе нет подобных указаний, не нужно никакого специального свидетельства, подтверждающего статус малого предприятия. Реестры субъектов малого предпринимательства ведут органы исполнительной власти с позиции оказания поддержки представителям малого и среднего бизнеса, а не с позиции 100-процентной гарантии подтверждения статуса. Однако многие для собственного успокоения предпочитают обзавестись лишней бумажкой с печатью.

Теперь вернемся к отчетности. Приказом утверждены новые упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Баланс и отчет о прибылях и убытках сильно урезали, но, на мой взгляд, исключительно по делу. В балансе оставлено пять строк статей актива и шесть строк статей пассива, никаких разделов (деления активов на оборотные, внеоборотные и т.п.) нет. В отчете о прибылях и убытках всего семь строк.

В упрощенном балансе надо будет заполнить только строки по активам:

  • Материальные внеоборотные активы (сюда включаются основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства)
  • Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы (включая результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы).
  • Запасы.
  • Денежные средства и денежные эквиваленты.
  • Финансовые и другие оборотные активы, включая дебиторскую задолженность.

По пассивам:

  • Капитал и резервы.
  • Долгосрочные заемные средства.
  • Другие долгосрочные обязательства.
  • Краткосрочные заемные средства.
  • Кредиторская задолженность.
  • Другие краткосрочные обязательства.

Отчет о прибылях и убытках в усеченном варианте будет включать следующие строки:

  • Выручку.
  • Расходы по обычной деятельности.
  • Проценты к уплате.
  • Прочие расходы.
  • Налог на прибыль (доходы).
  • Чистая прибыль (убыток).

Подробных рекомендаций по заполнению приказ не содержит, указано лишь, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов, то есть форма заполняется по общим правилам составления обычной Формы № 2.

Исходя из нашего опыта работы с малыми предприятиями, свернули как раз те строки, которые раньше преимущественно оставались незаполненными. То есть основной плюс сокращения этих форм заключается в экономии бумаги. Иных плюсов или минусов мы не замечаем. Учитывая, что формы замечательно заполняются бухгалтерскими программами, особого облегчения, как, впрочем, и усложнения, жизни бухгалтера нет.

Стоит также отметить, что в связи с указанием в упрощенных формах укрупненных показателей, которые могут включать несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.