115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Бизнес: тренды и события ушедшего года

13.01.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Материал на основе Аналитического исследования Павла Гагарина от 19.12.12 «Инвестирование в России – 2012. Тренды и знаковые события» в газете «ЭЖ-Юрист»

«ЭЖ-Юрист»

Подводя итоги года, мы решили сделать акцент не столько на события, сколько на тренды.

К чему приведут знаковые события года? Что с высокой долей вероятности произойдет дальше? Какие выводы нужно сделать? Какие риски наиболее существенны и как их можно обойти? Какие отрасли наиболее привлекательны для инвестиций? ВТО: условия вступления и последствия.

Материал Павла Гагарина, председателя Совета директоров АКГ «Градиент-Альфа»

Ушедший, 2012 год был гораздо более богатым на события, важные для бизнесменов и инвесторов, чем 2011-й, и даже 2010-й. Многие из этих событий были определяющими как в экономическом, так и в политическом развитии. Это вступление России в ВТО, расширение Москвы, смена Кабинета министров после президентских выборов, приватизационные сделки и размещения российских эмитентов на фондовых рынках, попытки улучшить инвестиционный климат посредством разработки «дорожных карт» Агентством стратегических инициатив, коррупционные скандалы и связанные с ними отставки и назначения.

Пожалуй, наиболее громким в своем международном звучании, но далеко не самым главным на практике стало завершение 18-летнего марафона вступления страны во Всемирную торговую организацию. В ходе переговоров с членами ВТО Россия, как обычно, смогла выбить для себя особые условия. Так, нам удалось сохранить особые экономические зоны, хотя по правилам ВТО их нужно было закрыть. Особые экономические зоны в РФ модернизируют юридически – они станут инновационно-промышленными кластерами, возможно, типа «Сколково». Их приведут в юридическое (но не фактическое) соответствие с требованиями ВТО, но эти изменения будут носить, скорее, косметический, чем фундаментальный характер – произойдет ребрендинг, но суть останется та же. Отечественные компании готовятся переходить к жесткой конкуренции с зарубежными. Также выяснилось, что у нас нет квалифицированных юристов и других специалистов по международной торговле, способных качественно отстаивать экономические интересы страны, а их подготовка займет несколько лет. Переговорщики с членами ВТО из Минэкономразвития не предусмотрели важные моменты. Например, в свиноводстве они долго спорили о квотах на поставку в Россию мяса, но забыли ограничить пошлиной ввоз в страну живых свиней. Показательный пример, отражающий положение дел в данной отрасли и в других отраслях. Впрочем, условия ВТО – это далеко не догма. Российских автопроизводителей поддерживают утилизационным сбором, подобные механизмы временно могут применяться и в других отраслях. Конечно, это вызывает недовольство партнеров по ВТО, приводит к судебным разбирательствам, но правила организации нарушают многие. И эти порядки больше устраивают, чем нет, ведь из 150 с лишним членов из организации еще никто не выходил. Чтобы выяснить истинное отношение бизнеса к вступлению страны в ВТО, наша компания провела выборочный опрос среди клиентов и партнеров. Выборку мы сделали репрезентативной и опросили руководителей предприятий крупного, среднего и малого бизнеса из разных регионов России, представляющих различные отрасли. Оказалось, что примерно 15% респондентов оценивают вступление России в ВТО резко негативно, почти столько же – очень позитивно. Но подавляющее большинство опрошенных– 2/3 – утверждает, что на их бизнес в 2012 году это никак не повлияло и вряд ли существенно скажется в обозримом будущем. Больше всего оптимистов от вступления в ВТО в экспортно ориентированных компаниях всех сфер и размеров, в среде металлургов, IT-разработчиков, нефтехимиков, ритейлеров, банкиров и других предприятий, оказывающих финансовые услуги. Пессимисты представляют пищевую и легкую промышленность, машиностроение и сельское хозяйство. По нашему мнению, открывшийся внешний рынок поможет совершить настоящий прорыв в своем развитии каждой седьмой российской компании. Но обостряющуюся конкуренцию с иностранными производителями из-за снижения пошлин на ввоз в страну импортных товаров выдержат не все – в России закроется примерно каждое седьмое предприятие. Не хотелось бы, чтобы этот шаг стал очередной шоковой терапией для российской экономики. Но в любом случае Правительству, Центробанку и прочим структурам, занимающимся управлением финансами и другими ликвидными активами, следует создать серьезные «подушки безопасности» (стабилизационные денежные фонды), чтобы смягчить вероятный кризис банковской системы и других крупных финансовых игроков. С другой стороны, работа в условиях жесткой конкуренции должна стать стимулом для развития российского бизнеса, использования его внутренних резервов, повышения производительности труда и его качества, очищения рынка от неэффективных предприятий.

Налоговое давление продолжает расти

Тесно связанный с ВТО тренд – продолжающееся увеличение налогового давления на бизнес. «Основные направления налоговой политики» и бюджет России на 2013–2015 годы не стимулируют инвестиционную деятельность. В условиях снижения таможенных пошлин и обещаний реализовать масштабные государственные проекты нехватка бюджетных средств будет компенсироваться за счет бизнеса и граждан. Как известно, в этом году из программы материального стимулирования сотрудников ИФНС исключен количественный показатель – число выездных проверок. Он заменен на качественный – отношение общей суммы взысканных сумм к доначисленным суммам по итогам проверок. От достижения этого показателя будут зависеть не только премии налоговиков, но и оценка работы инспекций в целом. Напомним, раньше инспекции получали установки повышать эффективность своей работы, не снижая количества проверок Кого налоговые органы проверяли и будут проверять больше остальных: 2009 год – фармацевтические компании; 2010 год – добывающие отрасли; 2011 год – девелоперы; 2012 год – девелоперы и филиалы иностранных компаний; 2013–2014 годы – повсеместные проверки. В 2012 году на крупном бизнесе был обкатан Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений…», вносящий изменения в НК РФ и устанавливающий общие правила контроля за трансфертным ценообразованием. Он принес в казну массу дополнительных налоговых поступлений в виде недоимок, пеней и штрафов. В следующем году он будет действовать и для среднего бизнеса. Любой бизнес, представляющий из себя мало-мальский холдинг, почувствует на себе действие формулировки «контролируемые и приравненные к ним сделки». «Основные направления налоговой политики», принятые в мае, а также консервативный бюджет России на 2013–2015 годы подтверждают: дефицит бюджета увеличивается в геометрической прогрессии и покрыть его планируется посредством увеличения налогового давления и на бизнес и на физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), говорится в «Основных направлениях…», к 2015 году для «Газпрома» вырастет почти в 2 раза, а для независимых производителей газа (например, НОВАТЭК) – в 4 раза. Кроме того, «Газпрому» отменят льготы по налогу на имущество. В 2 раза в 2015 году повысятся акцизы на алкоголь крепче 9 градусов, почти в 3 раза – на сигареты. Для других подакцизных товаров в 2013–2014 годах «Основными направлениями…» ставки сохранятся на прежнем уровне, но в 2015 году повысятся на 10%. Вырастут также ставки транспортного налога на автомобили мощнее 410 лошадиных сил – это только один из возможных аспектов налога на роскошь, ввести который в Послании Федеральному Собранию Президент потребовал уже в первой половине следующего года.

«Дорожные карты»

Власти вынуждены улучшать инвестиционный климат. Агентство стратегических инициатив разрабатывает «дорожные карты», чиновников будут оценивать по KPI. Учитывая то, что было сказано выше, вдвойне амбициозным выглядит план Путина по поднятию позиции страны на 100 строчек вверх в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. По плану Путина до 2020 года в этом рейтинге, который составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, Россия должна подняться на 20-е место. На первый взгляд, задача из области нереального, но, по-видимому, все же осуществимая. Особенно учитывая тренды мировой экономики, которые пока подыгрывают России, то есть идут слегка вниз. Колебания цен на нефть, сильная зависимость страны от экспорта энергоресурсов и возросший в кризис отток капитала, наконец, заставили российское руководство признать: без инвестиций (как финансовых, так и технологических, как иностранных, так и внутренних российских) никакого прорыва и модернизации не будет. Так что это перемены поневоле, обусловленные не столько желанием, сколько необходимостью. Похоже, что в уходящем году дело сдвинулось с мертвой точки. Медленно, неуверенно, но все же сдвинулось. Агентство стратегических инициатив разработало «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата по различным направлениям (в частности, «Совершенствование налогового администрирования» и «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» – пожалуй, это наиболее важные для бизнесменов разработки). Отметим, впрочем, что в рамках подготовки дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» ряд инициатив, предложенных бизнесом, не прошел фильтр ФНС. Так, не было учтено предложение о запрете налоговым инспекциям блокировать операции по счетам до вынесения решения судом (если в течение 10 дней после апелляционного обжалования налогоплательщик обратился в суд). Внедрение некоторых других предложений будет растянуто вопреки предложенным срокам (1–2 года) на несколько лет. В сентябре Президент России подписал Указ, в котором говорится о том, что деятельность федеральных министерств и администраций регионов будет оцениваться именно по улучшению инвестиционного климата. Критериями оценки станут все 10 показателей, по которым строится рейтинг Doing Business: открытие нового бизнеса, получение разрешений на строительство, подключение к электричеству, получение кредита, регистрация собственности, защита прав инвесторов, уплата налогов, трансграничная торговля, исполнение контрактов, осуществление процедуры банкротства. Однако методика оценки федеральных и региональных органов власти не предусматривает главного – система поощрений чиновников за хорошую работу и система ответственности за провалы. А ведь без этого система оценки субъективна. Кроме того, непонятно, какие данные при оценке министров и губернаторов будут браться в качестве исходных. Методика АСИ предусматривает использование информации министерств (или региональных администраций) и результатов социологических опросов. Но и в этом случае неясно главное – кто будет такие опросы проводить: Росстат, который наверняка станет подыгрывать властям, или независимые социологи.

Коррупционные скандалы, управленческий кризис и кадровый голод

В конце года необычайную активность проявили правоохранительные органы, возбудив целую череду громких уголовных дел, в которых были замешаны высокопоставленные чиновники федерального уровня, вплоть до министров. Десять месяцев муссировался самый громкий коррупционный скандал прошлого года – крышевание прокуратурой и полицией сети подпольных игорных заведений в Подмосковье. В конечном итоге из следственных изоляторов были отпущены все подозреваемые. Но тот факт, что дело постепенно и последовательно разваливается, как-то меркнет на фоне того, что в ноябре и декабре силовики взялись за «Оборонсервис», «Росагролизинг», расследование хищений в рамках подготовки саммита АТЭС, внедрения ГЛОНАСС и получения многомиллионного кредита от ВТБ структурами, находившимися под контролем нынешних руководителей «Ростелекома». Все эти и многие другие скандалы являются факторами, формирующими инвестиционный климат в стране и серьезно влияющими на принятие решений бизнесом (особенно иностранным) о начале или продолжении инвестиционных проектов в России. Эти факты очень болезненно воспринимаются российскими и иностранными инвесторами, поскольку правила игры для них не становятся более понятными, зато усиливаются кризисные ожидания. Кроме всего прочего, эти события говорят о серьезном управленческом кризисе и кадровом голоде в нашей системе управления государством. Нет главного элемента развития и успешной борьбы с коррупцией – сменяемости власти и преемственности управленческих технологий. У нас не люди подстраиваются под структуру, а структура подстраивается под личные качества и конкретных людей (вспомним закон об увеличении предельного возраста людей, находящихся на госслужбе). На наш взгляд, одной из немногих структур, способной стать кадровым резервом, является Агентство стратегических инициатив. Западные управленческие технологии АСИ достаточно успешно применяет к российской специфике, учитывая наш менталитет, традиции и обычаи. Недостатки в работе есть (о них мы писали выше), но они неизбежны, ведь то, чем занимается АСИ, в России еще никто не делал, да и не так просто продавливать свою позицию в переговорах с закостенелыми бюрократами. Набить шишки еще предстоит, но направление и подход у АСИ верные (особенно если учесть прямую управленческую связь руководства АСИ с первым лицом государства).

Рассмотреть в одном аналитическом обзоре все знаковые события и важные тренды года, понятно, невозможно. Поэтому за рамками исследования мы были вынуждены оставить международные события, в частности спасение Евросоюзом Греции. Скажем лишь, что это несколько успокоило российских и иностранных инвесторов и дало им надежду на лучшее.

В исследование не вошла аналитика по повторному избранию Барака Обамы президентом США. Достаточно сказать, что невнятный и даже безграмотный экономический курс Америки в связи с этим, скорее всего, продолжится в последующие 4 года. Следовательно, можно ожидать некоторого ослабления доллара, дальнейшего роста государственного долга США и новой волны кризиса в Юго-Восточной Азии, основным рынком сбыта которой Америка как раз и является. Мы хотели проанализировать приобретение государственной «Роснефтью» частной компании ТНК-BP и посчитали, что она теперь будет добывать около 40% нефти в России. Но тогда пришлось бы признать, что это не единственное «исключение из правил» в рамках новой русской приватизации (пример крупнейшего в мире производителя титановых сплавов «ВСМПО-Ависма» это подтверждает). Ограничимся хотя бы констатацией того, что долгожданного и столь необходимого разгосударствления экономики не происходит, а имеет место лишь пополнение бюджета за счет продажи небольших пакетов акций, находящихся в собственности государства. Налицо тренд на переход к госкапитализму с элементами централизованного планирования. А еще была пенсионная реформа, покупка Романом Абрамовичем со товарищи пакета акций «Норильского никеля» и много чего другого… Ограничимся главным и конструктивным. Будем надеяться (и имеем на это веские причины!), что в наступившем, 2013 году радостных событий и идущих в лучшую сторону трендов станет больше, чем в прошедшем трудном високосном году.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest