115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Что будет с банковским сектором и экономикой в 2014 году

19.12.2013
Автор: Гагарин Павел Александрович
Тематика:

Напряженная обстановка на банковском рынке была одной из главных тем уходящего года. С приходом в Центробанк нового председателя Эльвиры Набиуллиной произошло заметное ужесточение денежно-кредитной политики и банковского контроля. Это выразилось, в частности, в резком росте числа отозванных лицензий.


Крайняя мера воздействия коснулась финансово-кредитных организаций из первой и второй сотен ренкинга ЦБ, что породило панические настроения на рынке.

С одной стороны, действия регулятора призваны повысить устойчивость банковской системы, с другой – они могут привести к обратным последствиям. Вслед за реальным сектором экономики банки уже начали терять прибыль и вскоре могут столкнуться с кризисом неплатежей. Поэтому действия регулятора должны быть в высшей степени аккуратными, чтобы опасения банкиров и населения не оправдались.

Пока не кризис, но уже замедление

Если ориентироваться только на цифры, то банковская система в России пока развивается довольно активно, однако темпы роста замедляются. Так, на 1 ноября 2013 года суммарный объем нетто-активов банковской системы России достиг 53,84 трлн руб., что было на 16,8% больше, чем в 2012 году. В 2011-2012 гг. темпы роста превышали 20%.
netto-aktivy-rossiyskikh-bankov-v-2008-2013

 

Источник: расчеты Gradient Alpha Investments Group на основе данных ЦБ РФ 

Прибыль банков уже начала сокращаться. С ноября 2012 г. по ноябрь 2013 г. это сокращение составило 1,2%, совокупная прибыль банковского сектора составила 673 млрд руб. В следующем году негативная динамика, скорее всего, продолжится. Что касается крупнейших банков (топ-20), то для них сокращения прибыли нет, но есть замедление ее роста. За последний год она выросла всего на 1,7%, тогда как в 2012 г. ‑ 20,5%, в 2011 г. ‑ на 52,1%, а в 2010 г. на эффекте низкой базы – на 214,3%.

Вслед за экономикой

В декабре Минэкономразвития, уже четвертый раз за последний год пересмотрело прогноз роста экономики России. Если в декабре 2012 года ожидалось, что в 2013 году ВВП вырастет на 3,6%, то в декабре этого года ожидания снизились до 1,4%. Ожидания на 2014 год пока составляют 2,5%, однако следует ожидать пересмотра и этого прогноза, так как пока не очень понятны источники даже такого роста.

Очевидно, что в 2014 году вслед за реальным сектором кризисные явления будут характерны и для банковской системы. Сначала снижение прибыли нефинансовых предприятий скажется на увеличении корпоративной задолженности перед банками. Когда проблемы реального сектора приведут к снижению зарплат и сокращениям персонала (а следовательно – и к снижению реальных доходов населения), кризис неплатежей может затронуть и потребительский сектор. Темпы его роста в 2012 году были в три раза выше, чем в корпоративном секторе (43% и 14%, соответственно), а это значит, что банки ждут непростые времена.
kreditnyy-portfel-rossiyskikh-bankov-v-2008-2013

 

Источник: расчеты Gradient Alpha Investments Group на основе данных ЦБ РФ

Впрочем, ЦБ уже отреагировал ужесточением кредитной политики. Были ограничены ставки по депозитам, а также увеличена норма резервирования под необеспеченные потребительские кредиты. Тем не менее, пока бум выдачи ссуд населению под высокие проценты нельзя назвать пройденным – рост продолжается, правда, уже не такими высокими темпами. ЦБ намерен продолжить ужесточение кредитной политики (увеличение резервных отчислений от «сверхдорогих» депозитов до 6 раз), так что, вероятно, рынок удастся остудить.

Лучше меньше, да жестче?

Стремление подготовиться к возможному кризису – банковскому и экономическому – видимо, является одной из основных причин политики ЦБ, которую в общем и целом можно охарактеризовать как ужесточение. Помимо кредитной политики, гайки закручиваются в банковском надзоре. Так, сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект №330414-6, который усиливает контроль за выполнением банками функции налогового агента. Главным итогом этого законопроекта станет фактическая девальвация понятия «банковская тайна», к которой налоговики будут иметь оперативный доступ, а полученные ими сведения легче будет использовать в суде.

Недавно стали известны критерии системно значимых банков. Исходя из размера (активов), объема частных вкладов, а также роли на межбанковском рынке, регуятор выделит финансовые организации, на которые придется до двух третей суммарного «обобщающего результата» банковской системы и которые будут контролироваться Банком России намного пристальнее.

ЦБ также планирует ввести во все крупнейшие банки (активы более 50 млрд руб. и вклады более 10 млрд руб.) своих уполномоченных. Всего таких банков более 150. Это решение принято, чтобы снизить поток недостоверной информации от коммерческих банков. Истории с недавними отзывами лицензий свидетельствуют, что в подавляющем большинстве таких случаев имело место «игра с отчетностью» или ее откровенная фальсификация.

Со стороны регулятора создаются все условия для сокращения игроков на банковском рынке. В России более 900 кредитных учреждений и, конечно, за таким количеством банков сложно следить эффективно. С другой стороны, на 20 крупнейших банков приходится 70% нетто-активов всей банковской системы России. Поэтому уход с рынка относительно крупных игроков и перетекание их клиентов в банки из топ-20, на наш взгляд, не будет идти на пользу повышению устойчивости банковского сектора.

Человеческий фактор

Уже второй год президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию делает акцент на теме «деофшоризации» экономики России. Под горячую руку борьбы с офшорами попадают и банки. Эльвира Набиуллина до вступления в должность председателя Банка России входила в рабочую группу при Администрации президента РФ по борьбе с офшорным характером российской экономики.

За последние полгода банки стали значительно чаще привлекаться к ответственности за нарушение «антиотмывочного» законодательства. В частности, нарушение требования глубже идентифицировать своих клиентов уже стало основанием для отзыва ряда лицензий банков. Конечно, сыграло на руку и ужесточение самого законодательства. Однако, на наш взгляд, решающую роль в проводимой сейчас «зачистке» играет личность председателя ЦБ. Будучи близким к президенту человеком, Эльвира Набиуллина имеет возможность проводить решительную политику.

Из 27 банков, лишенных лицензии со времени назначения Набиуллиной председателем ЦБ, в половине случаев это происходило в том числе за проведение сомнительных операций и нарушение закона №115-ФЗ. Это основание однозначно стало применяться чаще по сравнению с прошлым годом. На это также сыграли поправки, внесенные в указанный закон другим нормативным актом – законом №134-ФЗ от 28 июня 2013 г. Во втором полугодии 2012 года практически все банки были лишены лицензии за потерю ликвидности, фальсификацию отчетности и недостаточность активов. Эти основания являются стандартными практически для всех случаев и сейчас.

Отметим, что в 2014 году обещается также сокращение количества страховых компаний, которых сейчас 410. Страховой рынок могут покинуть порядка 60-70 организаций. Так что тренд на укрупнение – признак всего финансового рынка. Интересно отметить, что зарождение этого тренда по времени совпадает с  переходом ФСФР под крыло ЦБ и создания мегарегулятора.

«Спокойствие, только спокойствие!»

Нынешние события только внешне напоминают 2004 год, когда из-за неаккуратных действий ЦБ случилась паника вкладчиков и кризис доверия на межбанковском рынке. Судя по количеству отзываемых лицензий, эти сравнения безосновательны. Да и подоплека у действий регулятора сейчас другая. При кажущейся жесткости ЦБ имеет место тщательно просчитанная, многоходовая и многоцелевая политика.

В 2013 г. Центробанк лишил лицензии 30 банков (по состоянию на 18 декабря 2013 г.). Это несколько выше, чем в предыдущие три года, однако значительно ниже, чем в кризис 2009 года и даже до кризиса. Так, в 2006 году регулятор лишил аккредитации сразу 60 финансовых организаций, но никакой паники не наблюдалось.

С другой стороны, конечно, отзыв лицензий сейчас коснулся ряда банков из первых двух сотен, которые были известны на рынке и считались надежными – в этом и есть главное отличие нынешней политики ЦБ от того, что было раньше. Эльвира Набиуллина демонстрирует большую принципиальность, поэтому можно с высокой долей уверенности сказать, что и в уходящем и в будущем году отзывы лицензий в том числе и у банков из «высшей лиги» продолжатся.

Бояться отзыва лицензии сейчас должны не только злостные нарушители банковского законодательства, но и добросовестные банки (например, обладающие интересными активами, развитой филиальной сетью – это может являться лакомым куском). 

На наш взгляд, если массовой паники до сих пор не возникло даже после отзыва лицензии у «Мастер-банка», она вряд ли возникнет и в будущем. Хотя предпаническое состояние, безусловно, было зафиксировано. В числе последствий отзыва лицензии у «Мастер-банка» было то, что банки, которые пользовались его процессингом (их более 100), лишились на некоторое время возможности обслуживать карты. Пострадали и ритейлеры, которым «Мастер-банк» предоставлял услуги по обслуживанию банковских карт (эквайринг).

Впрочем, вкладчиков ликвидируемых кредитных организаций всегда готовы подстраховать Агентство по страхованию вкладов, уже согласовавшее выплаты на 110 млрд руб. (в резерве – еще 120 млрд руб.), и госбанки. Последние будут являться основными бенефициарами происходящей «зачистки». Деньги из мелких банков, которые могут в любой момент быть ликвидированы, вкладчики будут нести именно в «незыблемые» государственные или квазигосударственные структуры. По нашим данным, около 60% денег, выплаченных АСВ клиентам обанкротившихся «Первого экспресса» и «Мастер-банка», осталось на счетах в «ВТБ-24».

Тем не менее, кризиса на межбанке, который находится в напряженном состоянии (особенно после ситуации с «Мастер-банком») полностью исключать нельзя. На каждый случай отзыва лицензии рынок реагирует нервно и болезненно. Ставки в среднем на нем выросли пока незначительно (в пределах 0,5%), но если ЦБ не будет аккуратен в своих действиях, может разразиться кризис доверия.
overnight

 

Источник: ЦБ РФ

Ситуацию успокаивает, что регулятор использует крайнее средство борьбы с недобросовестными банкирами только в случаях, когда есть неоднократные нарушения и  неисполнение предписаний и если есть возможность обойтись без отзыва лицензии, он такую возможность использует. Так, например, было с самарским банком «Солидарность», который сейчас проходит процедуру санации.

Проводимая регулятором политика – палка о двух концах. С одной стороны, это, конечно, санитарные действия по очистке банковской системы от «банков-помоек» и совсем уж явных нарушителей. С другой стороны, доверие других участников рынка – главные актив любого банкира. И именно этот актив страдает, когда регулятор начинает отзывать лицензии более-менее известных и крупных банков. В условиях замедления экономики провоцирование банковского кризиса может привести к кризису экономическому. 

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.