115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Аналитика

Что ожидает бизнес в 2017 году: 15 прогнозов «Градиент Альфа»

12.12.2016

Прогнозы – дело неблагодарное. Но без них управлять бизнесом и планировать следующий год невозможно. Слова классика всегда актуальны: «Чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок…». Точного плана в период экономической и политической нестабильности нет ни у кого. За свой собственный завтрашний день не может ручаться даже министр экономического развития. Но наметить хотя бы примерные ориентиры для бизнеса на следующий год мы всё же попробуем.

1-2. Доллар будет стоить в среднем 65 рублей, нефть – более 50 долларов

Бюджет России на 2017-2019 годы принимается правительством вместе с макроэкономическим прогнозом Минэкономразвития на ближайшую трёхлетку. По логике, бюджет должен верстаться, исходя из этого прогноза, но по факту вышло наоборот – прогноз подгонялся под уже свёрстанный бюджет. В итоге, на наш взгляд, вышел не совсем прогноз. Некоторые параметры (например, цена на нефть, которую прописали неизменной на все три года) оказались не ожидаемыми, а целевыми. До пересмотра прогноза в начале следующего года на них можно ориентироваться правительству, но не бизнесу.

 
2016
(прогноз)
2017
2018
2019

Цены на нефть Urals, $/

41

40

40

40

Инфляция на конец года, %

5,8

4

4

4

Курс доллара, %

67,5

67,5

68,7

71,1

ВВП, %

-0,6

0,6

1,7

2,1

Инвестиции в основной капитал, %

-3,7

-0,5

0,9

1,6

Реальные располагаемые доходы, %

-5,6

0,2

0,5

0,8

Реальная зарплата, %

0,3

0,4

2

1,6

Розничная торговля, %

-4,6

0,5

1,1

1,8

Промышленность, %

0,4

1,1

1,7

2,1

Экспорт, $

279

284

290

297

Импорт, $

187

194

200

207

Счет текущих операций, $ млрд

32

30

25

25

Безработица, %

5,9

5,9

5,8

5,7

Макроэкономические ориентиры под бюджет 2017 – 2019 гг. (источник — Минэкономразвития)

 Эксперты «Градиент Альфа» ожидают в 2017 году более дорогую нефть (в среднем за год — $50-55) и более дешёвый доллар (64-65 руб.). Но это средние годовые значения. В случае удешевления барреля до $40 доллар будет уходить ближе к 70 руб., а в моменты подорожания до $60 – падать ниже 60 руб.

Дело в том, что в дешёвой нефти и сильном рубле в макропрогнозе заинтересован Минфин. Ведь это означает более низкие доходы бюджета, а соответственно – и меньшие расходы, сбережение резервов, защиту бюджета от лоббистов, инициирующих мегапрожекты, и просителей, желающих заткнуть дыру в своём балансе деньгами государства.

7

В долгосрочной перспективе (после 2017 года) мы скорее всего увидим более слабый, чем в следующем году, рубль и более сильный доллар. Укрепление доллара будет обусловлено мерами, которые с высокой долей вероятности предпримет избранный президент США Дональд Трамп (снижение налогов для бизнеса, увеличение расходов на инфраструктуру, ослабление бюджетной политики и ужесточение денежной политики в США). Подробнее об этом – в пункте 12-13.

3. Экономика слабо вырастет благодаря успехам на «островках стабильности»

При среднегодовой цене нефти выше $50 рост ВВП по итогам следующего года может составить до 1,5%. Конечно, это неприлично мало и не может компенсировать нашего нарастающего отставания от развитых экономик. Бизнес не почувствует экономического подъёма из-за отсутствия структурных реформ и экспорта технологий, а также по причине ухудшения налогового климата (об этом – ниже, в пункте 14). Однако сам факт роста российской экономики впервые за последние три года – это уже позитивный момент и целое событие.

С многими другими параметрами макропрогноза на 2017 год можно почти согласиться. Они могут быть не совсем такими, как в таблице, но тенденции ясны:

  • промышленное производство – в слабом плюсе;
  • при этом инвестиции – в слабом минусе;
  • а всё, что касается населения (реальные располагаемые доходы, реальная зарплата, розничная торговля) – около нуля.

Во многих отраслях экономики ситуация сложная, в отдельных секторах – и вовсе критическая. Но в целом промышленное производство в 2017 году неуверенно вырастет благодаря:

  • революции в агропромышленном комплексе, чему поспособствовали введённые Россией контрсанкции на ввоз продовольствия. Средний рост у отечественных аграриев за последний год, по данным аналитиков Всемирного банка, составил 36,3%.
  • экспортёрам, сумевшим воспользоваться девальвацией рубля и повысить свою конкурентоспособность на внешнем рынке. Особенно преуспели среди них производители удобрений, средний рост у них – 40,5%, ведь, помимо экспорта, существенно возросли внутренние потребности.
  • фармацевтическим компаниям. До недавних пор Россия была в тройке самых быстрорастущих фармрынков мира и уступала лишь Китаю и Бразилии. Сейчас ситуация интересная: рынок падает в количественном выражении (по числу проданных упаковок лекарств), но растёт в стоимостном выражении. То есть лекарства стали продаваться хуже, но дороже.
  • военно-промышленному комплексу. Затраты федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» составят почти 3,9 трлн рублей. Это 24% расходов бюджета (4,7% ВВП). На самом деле военные расходы ещё выше. При изучении федерального бюджета эксперты «Градиент Альфа» находили их в других статьях – там, где учитываются субсидии военным предприятиям, строительство жилья для силовиков, содержание военных учебных заведений и т.д.
  • резидентам территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, технопарков, технополисов. Они пользуются льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами, бесплатной инфраструктурой и другими преференциями, создаваемыми для привлечения инвестиций и ускоренного развития экономики.
  • и, понятно – сырьевым гигантам (газ, нефть, нефтехимия, металлы).

Агропромышленный комплекс – одна из немногих точек роста в стагнирующей экономике

Такие предприятия работают, словно в другой стране: много бюджетных денег, низкий процент при привлечении финансирования (за счёт госсубсидий) и прочие печеньки, плюшки и пряники от государства. Остальным же – в основном кнуты.

Что делать. Если вы не входите и не планируете войти в эти бизнесы и не стали и не планируете становиться резидентом территорий опережающего развития, то, наверное, уже сделали всё возможное, чтобы получить такие компании в число клиентов. Попытайтесь наладить сотрудничество и с их подрядчиками. Например, на нужды ОПК работают не только военные предприятия. «Оборонку» обслуживают также гражданские заводы, застройщики, проектировщики, научно-исследовательские институты, торговые и другие компании. У каждого такого предприятия первого круга есть свои подрядчики второго круга и т.д. Когда хорошо «оборонке» — хорошо и им. Если станете их подрядчиком – то будет хорошо и вам.

4-6. Снижение оттока капитала и возврат активов на родину сдержат инвестиционный спад

Неудивительно, что в целом инвестиционная активность в таких условиях падает: минус 3,7% по предварительным итогам 2016 года и минус 0,5% в 2017 году. С отрицательными цифрами правильнее даже говорить об инвестиционной пассивности…

Масштабного инвестиционного кризиса пока нет в основном по двум причинам:

  • снижается отток капитала за рубеж (за 9 месяцев нынешнего года этот показатель, по данным ЦБ, составил $9,6 млрд, а за аналогичный период прошлого года — $48,1 млрд).

Налоговые эксперты «Градиент Альфа», консультирующие клиентов по деофшоризации, объясняют это требованиями закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Им предусмотрены механизмы противодействия искусственному переносу прибыли в офшорные и низконалоговые юрисдикции: налоговое резидентство иностранных компаний; особый режим налогообложения КИКов; применение к налогообложению дохода правил не той страны, компания которой получает доход, а той, в которой находится лицо, имеющее фактическое право на доход.

  • продолжается репатриация активов: дорогое имущество за рубежом многие компании предпочитают реализовать, а вырученные деньги – вкладывать в приобретение подешевевших активов в России.

Возврат активов в Россию и снижение оттока капитала за рубеж сдерживают инвестиционный кризис

Многие клиенты «Градиент Альфа» по нашим рекомендациям планировали такие сделки на вторую половину 2016 года, но не все желающие их реализуют: кто-то просто не успел или не успеет, а кто-то сознательно перенёс их на начало следующего года, когда, по их мнению, экономика будет проходить низшую точку падения. Но тогда появятся и сильные конкуренты за интересные активы.

Оба процесса длятся уже несколько лет, и, по нашему мнению, потенциал сдерживания инвестиционного спада вследствие них ещё не исчерпан. На 2017 год его должно хватить.

7-8. Сберегательная модель поведения потребителей сохранится, при этом цены вырастут

Показатели «Реальные располагаемые доходы населения», «Реальные зарплаты» и «Оборот розничной торговли» характеризуют уровень жизни и покупательскую способность населения. Нули по ним означают то, что сберегательная модель поведения населения в течение следующего года вряд ли изменится на потребительскую. Особенно если учесть, что в ближайшие месяцы платёжеспособность людей снова упадёт.

По данным исследования портала РБК от сентября 2016 года, с нового года цены на отдельные товары и услуги повысятся до 45%:

  • сильнее всего подорожают алкоголь и табак – 45%;
  • на втором месте – иностранные автомобили (30%);
  • на 15% подорожают продукты питания и безалкогольные напитки;
  • лекарства прибавят в стоимости 7-15%;
  • на 5% вырастут цены на бензин.

С нового года всегда растут и тарифы:

  • на 7% увеличатся транспортные тарифы;
  • на 4% подорожают жилищно-коммунальные услуги.

Вместе с тем, реализуется отложенный спрос домохозяйств: покупателям пришло время заменить некоторые товары длительного пользования.

Потребители не перестанут экономить даже после окончания кризиса

Что делать: Как руководитель задумайтесь: что нужно сделать, чтобы ваши товары и услуги в этой связи не перестали покупать? Эксперты «Градиент Альфа» советуют включать в товарную линейку более дешёвую продукцию, заменители дорогих аналогов (в том числе и тем, кто работает в сегменте b2b). Учитывайте, что люди уже привыкли экономить. По данным опросов, до половины ваших клиентов сохранят экономные привычки даже после окончания кризиса. Продолжайте подстраиваться под упрощающийся спрос, старайтесь как можно более оперативно реагировать на новые запросы клиентов. Чтобы узнать их мнение, проводите опросы и встречи.

9-11. Инфляция составит около 5%, кредитные условия смягчатся, отзыв лицензий у банков продлится ещё минимум полгода

Поддержки восстановления внутреннего спроса от банков ждать не приходится, ведь их регулятор (Центральный банк) видит в смене модели поведения населения со сберегательной на потребительскую риски для инфляции. А удержать её на низком 4-процентном уровне – задача номер один для ЦБ в 2017-2019 годах.

Эксперты «Градиент Альфа» в инфляцию 4% по состоянию на конец следующего года не верят, но на 5-6% вполне можно рассчитывать. В таких условиях ЦБ в течение следующего года вполне может снизить ключевую ставку (и приравненную к ней ставку рефинансирования) на 1-2%. А это значит, что и стоимость кредитов для бизнеса и граждан в течение следующего года снизится на те же 1-2%.

Надеемся, что смягчение условий кредитования вкупе с относительной стабилизацией экономической обстановки увеличат инвестиционную активность бизнеса и модернизацию производства. Необходимость обновления мощностей назрела, ведь в предыдущие три года инвестиции сокращались.

Отдельные счастливчики, надеемся, смогут взять кредиты в 12 российских банках по пониженной процентной ставке 10% годовых. Это предусмотрено планом Минэкономразвития России на 2016–2021 годы. При рефинансировании действующих кредитов минимальная ставка для малого предпринимательства будет 6,5%, максимальная – 11%. Для сравнения: сейчас средняя ставка по банковским кредитам для бизнеса составляет около 15%.

Другой приоритет ЦБ – очистка банковского рынка от наиболее незаконопослушных и неконкурентоспособных игроков. Этот процесс начался в конце 2014 года. В 2015 году ЦБ отозвал 93 банковских лицензии. С 1 января по 15 ноября 2016 года закрылся 91 банк.

По информации экспертов «Градиент Альфа», ЦБ близок к завершению основного этапа расчистки банковского сектора. До середины 2017 года отзыв лицензий и санации продолжатся. Но во второй половине 2017 года на банковском рынке останутся в основном устойчивые банки, которые имеют хорошую поддержку государства либо сильных и «правильных» акционеров. И не увлекаются отмыванием денег и прочими незаконными финансовыми операциями.

Что делать:

Пока основная работа по «оздоровлению» банковского сектора ещё не завершена, рекомендуем работать:

  • с госбанками и с банками с государственным участием более 25%;
  • с системно значимыми банками (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, «ФК Открытие», ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Промсвязьбанк, Альфа-Банк и Росбанк);
  • с банками, занимающимися сопровождением госконтрактов;
  • с банками, имеющими субординированные займы ЦБ;
  • с банками, которые являются санаторами.

Мягко говоря, не все они являются клиентоориентированными, способными предоставить все необходимые услуги и обеспечить нормальный уровень клиентского сервиса. Поэтому дополняем список фразой: «с другими устойчивыми банками, рекомендуемыми для сотрудничества финансовыми экспертами, консультантами и аудиторами».

12-13. Санкции не отменят, но их заморозят или точечно смягчат

Наиболее заметное изменение во внешних условиях – это, конечно, неожиданное избрание президентом США Дональда Трампа.

Безусловно, от Америки сильно зависят политические и экономические тренды во всём мире, но кардинальных изменений в российско-американских отношениях, по нашему мнению, не произойдёт.

Основные причины следующие:

  1. роль личности в этой истории во много раз ниже, чем в России. Американская политическая система сгладит резкие намерения избранного президента, особенно во внешней политике. Да и вряд ли человек, обещавший «вернуть Америке былое величие» пойдёт на существенные уступки во внешней политике.
  2. Трамп в своей программе намеревался сосредоточить все силы внутри страны (увеличение числа рабочих мест и зарплат, рост экономики США, опора при этом на бизнес, которому обещаны сильные налоговые стимулы и ослабление административного давления).

Такая политика, увеличение госдолга и дефицита бюджета, повышение инфляции, скорее всего, вынудят ФРС повысить ставки в декабре. И очень вероятно, что это будет не единственным повышением ставок в течение ближайшего года.

Вместе со ставками ФРС вырастут доходности казначейских облигаций США, а вместе с ними – и курс доллара.

  • После победы на выборах велик соблазн отказаться от части своих предвыборных обещаний или подкорректировать их.
  • США как государство очень любят санкции и не отменяют их даже тогда, когда эффект от этого уже исчерпан.

Таким образом, отмены американских санкций против России в 2017 году не предвидится. Но и для ужесточения санкций серьёзных предпосылок пока нет. Скорее всего, они будут заморожены.

Что касается европейских санкций против России, то предстоящие национальные выборы в странах Евросоюза позволяют рассчитывать на размывание санкционного единства ЕС в отношении России и точечное смягчение санкций.

14. Налоговая нагрузка на бизнес продолжит увеличиваться

Несмотря на обещания президента России не повышать налоги до конца 2018 года очевидно увеличение налоговой нагрузки. Очевидно, это приведёт к снижению деловой активности и уходу в тень всё большей доли среднего и малого бизнеса.

В «Основных направлениях налоговой политики на 2017-2019 годы» и в связанных с ними документах эксперты «Градиент Альфа» обнаружили множество механизмов пополнения бюджета за счёт бизнеса и физических лиц:

  • Так, с 2017 года налогооблагаемую прибыль можно будет уменьшить на прошлые убытки не более чем на 50%. Сейчас бизнес может вычитать из прибыли все убытки, но не более 10 лет (с нового года ограничения срока отменят). Дополнительный налог по расчётам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования составит 65 млрд руб. (в условиях 2015 г.). Налоги придётся платить с виртуальной прибыли, а убытки накапливать. Поэтому теперь компании должны активно управлять убытками и расходами. Например, сделки, по которым компания признает убыток, отложить на 2017 г., а с доходом – наоборот, максимально ускорить и закрыть до конца года. Некоторым компаниям можно перераспределить функциональную нагрузку и выравнивать финансовый результат по группе.
  • Пени за неуплату налогов и сборов в следующем году удвоятся с 1/300 до 1/150 от ставки рефинансирования. С нового года за налоговую просрочку придется платить 24% годовых (или 20% в течение льготного 30-дневного периода), а не 12,17%, как сейчас.
  • Сильнее, чем ожидалось, будут расти акцизы на топливо, алкоголь и табак.
  • Бизнес и граждане в этом году впервые платят налог на имущество по его кадастровой стоимости, которая близка к рыночной (ранее платили по более низкой инвентаризационной стоимости). Многие забывают, что в перспективе сумма налога может вырасти в несколько раз, поэтому ещё мало кто оспаривал кадастровую оценку.
  • За счёт увеличения МРОТ (минимального размера оплаты труда) с 2017 г. на 21% вырастут страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. Напомним, с июля 2016 г. МРОТ был увеличен с 6204 руб. до 7500 руб., поэтому с нового года взносы составят от 27900 руб. до 191790 руб. (для сравнения: в 2016 г. было 23153-158648 руб.). Правительство предлагало повысить с 2017 года ещё и единый налог на вменённый доход (на 15%), но совместно с Госдумой отказалось от этой идеи, чтобы малый бизнес не ушёл в тень.
  • А есть ещё неналоговые сборы – около 70 платежей, введённых различными законами и приказами министерств. Наши коллеги из транспортной компании «Градиент Альфа Логистика» подсчитали, что один только «Платон» (сбор за проезд тяжёлых грузовиков по федеральным трассам) обойдётся перевозчикам в этом году в 20 млрд руб. А общий объём нагрузки по неналоговым сборам превышает 700 млрд руб. (около 1% ВВП).
  • В 2018 году многие компании могут лишиться льготы по налогу на движимое имущество – она будет действовать только в тех регионах, которые её одобрят. Много ли найдётся желающих? В 2015 г. эта льгота сэкономила бизнесу 110,8 млрд руб.
  • С 2019 года до 30,8% увеличатся взносы (за счёт повышения с 5,1% до 5,9% страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования).
  • А дальше – полная налоговая неопределённость. Увеличат НДС? Повысят НДФЛ, введя прогрессивную шкалу? Придумают новые налоги для самых богатых – нефтяников и газовщиков? Или учтут, что в этом году с них уже взяли 250 млрд руб. новых налогов, а в 2017-2018 годах нефтяные компании и «Газпром» заплатят ещё 600 млрд руб.? Отменят налоговые льготы для несырьевого бизнеса? В общем, есть из чего выбрать. Тем более, президент про налоги после 2019 года ничего уже не обещал…

Усиление административно-фискального давления может загнать бизнес в тень

Что делать. Налоговая оптимизация – уже не просто вопрос прибыльности бизнеса, а необходимость для его выживания. Пока налоговое законодательство предусматривает льготы, спецрежимы, вычеты и освобождения от уплаты налогов, особые условия для резидентов территорий опережающего развития и прочие возможности, глупо ими не пользоваться. Консультанты помогут выявить и использовать налоговые резервы и свести к минимуму риски квалификации ваших действий в качестве уклонения от уплаты налогов (неиспользуемые льготы и переплаты, невозмещённый НДС, несовершенство законодательства и правоприменения и т.п.).

15. Контроль и надзор за бизнесом ужесточится

Опыт правового сопровождения клиентских проектов показывает, что увеличивается не только налоговая, но и административная нагрузка на бизнес. Растёт количество проверок контрольно-надзорными органами, их глубина и эффективность. То есть проверяющие приходят к предпринимателям всё чаще и берут по максимуму. «Градиент Альфа» даже вывела из блока «Правовая поддержка бизнеса» отдельные услуги «Сопровождение проверок» и «Административно-правовая защита бизнеса» по причине востребованности клиентами.

Наши эксперты подсчитали: на федеральном уровне работают 40 надзорных органов, в России насчитываются более 200 видов контроля и надзора. Для сравнения: у Казахстана, нашего соседа, партнёра по Таможенному Союзу и конкурента не только за иностранные, но и за российские инвестиции, их 116. Наиболее часто бизнес проверяют Роспотребнадзор, пожарные и (с большим отрывом) Ростехнадзор. ФНС в топ-8 не входит в силу автоматизации своей работы, внедрения новых технологий и усовершенствованного за последние годы налогового администрирования. Налоговики в отличие от остальных проверяют не сплошняком, а приходят только туда, откуда взять можно по полной.

Бизнес жалуется нам на «презумпцию вины» при проведении проверок, практику «максимальных наказаний», значительное оттягивание трудовых ресурсов на подготовку большого объёма информации и документов, запрашиваемых в ходе проверок.

При этом правительство России признаёт, что контрольно-надзорная деятельность в стране недостаточно эффективна, коррумпирована и громоздка. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз поручил контролёрам «перестать кошмарить бизнес». Он пообещал, что к 2019 году 95% контрольных органов перейдут на риск-ориентированный подход. Открытое правительство готовит соответствующую реформу контрольно-надзорной деятельности.

Впрочем,  прежние ограничения начальства контролёры научились обходить. Так, после введения моратория на плановые проверки малого бизнеса значительно увеличилась доля внеплановых проверок. Сейчас их стало 2/3 от общего числа. В ходе них проверяющие не могут не выявить нарушения и уйти «с пустыми руками».

Что делать. В юридических службах крупных компаний созданы специальные подразделения, которые отвечают за подготовку к проверкам и их успешное прохождение. На предприятиях поменьше есть специальный юрист «по проверкам». Если в штате вашей компании таких специалистов нет, то для предотвращения будущих потерь рекомендуем привлечь внешних специалистов. Они проведут юридическую экспертизу «участков риска», деятельности, подпадающей под наиболее жёсткий контроль и надзор, помогут предотвратить, подготовиться и/или успешно пройти проверку.

В конце 2016 года «Градиент Альфа» выпустила бизнес-пособие по успешному прохождению проверок

Аудиторы «Градиент Альфа» перечисляют 7 основных изменений 2017 года в проверках бизнеса:

  1. Установлен запрет на запрос документов, которые уже есть в распоряжении госорганов. Список из 153 таких документов установлен Распоряжением Правительства от 19.04.2016 №724-р. Также с 2017 года установлен запрет на запрос документов до начала проверки (пп. 8, 9 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
  2. Введен риск-ориентированный подход к планированию проверок. Каждую компанию отнесут к определенной категории риска, в зависимости от которой проверки будут проводить раз в 3, 4, 7, 10 лет. Узнать свою категорию риска можно направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней.
  3. Контрольные органы теперь обязаны проводить профилактику нарушений. Профилактические меры будут производиться путем размещения информации на сайтах и проведения семинаров. Контролеры опубликуют практику предыдущих проверок, основных нарушений, дадут рекомендации по их устранению.
  4. Введен мораторий на проверки малого бизнеса. Малый бизнес освободили от плановых неналоговых проверок на три года с 2016г. по 2018г. Мораторий не распространяется на сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ).
  5. Средний и малый бизнес теперь будут штрафовать меньше. С июля 2016 года малый и средний бизнес не штрафуют за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение.
  6. С 2017 года появляется новый вид проверок – без взаимодействия с бизнесом. Контролеры вправе не ставить в известность компанию и не общаться с представителями бизнеса при рейдовых осмотрах территорий, акваторий, транспортных средств; обследовании земельных объектов; измерении параметров воздуха, вод, почвы; измерении параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения; контроле за распространением рекламы; контроле за размещением информации в Интернете и СМИ.
  7. Решение по налоговой проверке, вступившее в силу, теперь можно приостановить, предоставив банковскую гарантию (ст. 138 НК РФ).

Информационно-аналитический отдел АКГ «Градиент Альфа»

 

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest