Прогнозы – дело неблагодарное. Но без них управлять бизнесом и планировать следующий год невозможно. Слова классика всегда актуальны: «Чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок…». Точного плана в период экономической и политической нестабильности нет ни у кого. За свой собственный завтрашний день не может ручаться даже министр экономического развития. Но наметить хотя бы примерные ориентиры для бизнеса на следующий год мы всё же попробуем.
Бюджет России на 2017-2019 годы принимается правительством вместе с макроэкономическим прогнозом Минэкономразвития на ближайшую трёхлетку. По логике, бюджет должен верстаться, исходя из этого прогноза, но по факту вышло наоборот – прогноз подгонялся под уже свёрстанный бюджет. В итоге, на наш взгляд, вышел не совсем прогноз. Некоторые параметры (например, цена на нефть, которую прописали неизменной на все три года) оказались не ожидаемыми, а целевыми. До пересмотра прогноза в начале следующего года на них можно ориентироваться правительству, но не бизнесу.
2016
(прогноз) |
2017
|
2018
|
2019
|
|
Цены на нефть Urals, $/ |
41 |
40 |
40 |
40 |
Инфляция на конец года, % |
5,8 |
4 |
4 |
4 |
Курс доллара, % |
67,5 |
67,5 |
68,7 |
71,1 |
ВВП, % |
-0,6 |
0,6 |
1,7 |
2,1 |
Инвестиции в основной капитал, % |
-3,7 |
-0,5 |
0,9 |
1,6 |
Реальные располагаемые доходы, % |
-5,6 |
0,2 |
0,5 |
0,8 |
Реальная зарплата, % |
0,3 |
0,4 |
2 |
1,6 |
Розничная торговля, % |
-4,6 |
0,5 |
1,1 |
1,8 |
Промышленность, % |
0,4 |
1,1 |
1,7 |
2,1 |
Экспорт, $ |
279 |
284 |
290 |
297 |
Импорт, $ |
187 |
194 |
200 |
207 |
Счет текущих операций, $ млрд |
32 |
30 |
25 |
25 |
Безработица, % |
5,9 |
5,9 |
5,8 |
5,7 |
Макроэкономические ориентиры под бюджет 2017 – 2019 гг. (источник — Минэкономразвития)
Эксперты «Градиент Альфа» ожидают в 2017 году более дорогую нефть (в среднем за год — $50-55) и более дешёвый доллар (64-65 руб.). Но это средние годовые значения. В случае удешевления барреля до $40 доллар будет уходить ближе к 70 руб., а в моменты подорожания до $60 – падать ниже 60 руб.
Дело в том, что в дешёвой нефти и сильном рубле в макропрогнозе заинтересован Минфин. Ведь это означает более низкие доходы бюджета, а соответственно – и меньшие расходы, сбережение резервов, защиту бюджета от лоббистов, инициирующих мегапрожекты, и просителей, желающих заткнуть дыру в своём балансе деньгами государства.
В долгосрочной перспективе (после 2017 года) мы скорее всего увидим более слабый, чем в следующем году, рубль и более сильный доллар. Укрепление доллара будет обусловлено мерами, которые с высокой долей вероятности предпримет избранный президент США Дональд Трамп (снижение налогов для бизнеса, увеличение расходов на инфраструктуру, ослабление бюджетной политики и ужесточение денежной политики в США). Подробнее об этом – в пункте 12-13.
При среднегодовой цене нефти выше $50 рост ВВП по итогам следующего года может составить до 1,5%. Конечно, это неприлично мало и не может компенсировать нашего нарастающего отставания от развитых экономик. Бизнес не почувствует экономического подъёма из-за отсутствия структурных реформ и экспорта технологий, а также по причине ухудшения налогового климата (об этом – ниже, в пункте 14). Однако сам факт роста российской экономики впервые за последние три года – это уже позитивный момент и целое событие.
С многими другими параметрами макропрогноза на 2017 год можно почти согласиться. Они могут быть не совсем такими, как в таблице, но тенденции ясны:
Во многих отраслях экономики ситуация сложная, в отдельных секторах – и вовсе критическая. Но в целом промышленное производство в 2017 году неуверенно вырастет благодаря:
Агропромышленный комплекс – одна из немногих точек роста в стагнирующей экономике
Такие предприятия работают, словно в другой стране: много бюджетных денег, низкий процент при привлечении финансирования (за счёт госсубсидий) и прочие печеньки, плюшки и пряники от государства. Остальным же – в основном кнуты.
Что делать. Если вы не входите и не планируете войти в эти бизнесы и не стали и не планируете становиться резидентом территорий опережающего развития, то, наверное, уже сделали всё возможное, чтобы получить такие компании в число клиентов. Попытайтесь наладить сотрудничество и с их подрядчиками. Например, на нужды ОПК работают не только военные предприятия. «Оборонку» обслуживают также гражданские заводы, застройщики, проектировщики, научно-исследовательские институты, торговые и другие компании. У каждого такого предприятия первого круга есть свои подрядчики второго круга и т.д. Когда хорошо «оборонке» — хорошо и им. Если станете их подрядчиком – то будет хорошо и вам.
Неудивительно, что в целом инвестиционная активность в таких условиях падает: минус 3,7% по предварительным итогам 2016 года и минус 0,5% в 2017 году. С отрицательными цифрами правильнее даже говорить об инвестиционной пассивности…
Масштабного инвестиционного кризиса пока нет в основном по двум причинам:
Налоговые эксперты «Градиент Альфа», консультирующие клиентов по деофшоризации, объясняют это требованиями закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Им предусмотрены механизмы противодействия искусственному переносу прибыли в офшорные и низконалоговые юрисдикции: налоговое резидентство иностранных компаний; особый режим налогообложения КИКов; применение к налогообложению дохода правил не той страны, компания которой получает доход, а той, в которой находится лицо, имеющее фактическое право на доход.
Возврат активов в Россию и снижение оттока капитала за рубеж сдерживают инвестиционный кризис
Многие клиенты «Градиент Альфа» по нашим рекомендациям планировали такие сделки на вторую половину 2016 года, но не все желающие их реализуют: кто-то просто не успел или не успеет, а кто-то сознательно перенёс их на начало следующего года, когда, по их мнению, экономика будет проходить низшую точку падения. Но тогда появятся и сильные конкуренты за интересные активы.
Оба процесса длятся уже несколько лет, и, по нашему мнению, потенциал сдерживания инвестиционного спада вследствие них ещё не исчерпан. На 2017 год его должно хватить.
Показатели «Реальные располагаемые доходы населения», «Реальные зарплаты» и «Оборот розничной торговли» характеризуют уровень жизни и покупательскую способность населения. Нули по ним означают то, что сберегательная модель поведения населения в течение следующего года вряд ли изменится на потребительскую. Особенно если учесть, что в ближайшие месяцы платёжеспособность людей снова упадёт.
По данным исследования портала РБК от сентября 2016 года, с нового года цены на отдельные товары и услуги повысятся до 45%:
С нового года всегда растут и тарифы:
Вместе с тем, реализуется отложенный спрос домохозяйств: покупателям пришло время заменить некоторые товары длительного пользования.
Потребители не перестанут экономить даже после окончания кризиса
Что делать: Как руководитель задумайтесь: что нужно сделать, чтобы ваши товары и услуги в этой связи не перестали покупать? Эксперты «Градиент Альфа» советуют включать в товарную линейку более дешёвую продукцию, заменители дорогих аналогов (в том числе и тем, кто работает в сегменте b2b). Учитывайте, что люди уже привыкли экономить. По данным опросов, до половины ваших клиентов сохранят экономные привычки даже после окончания кризиса. Продолжайте подстраиваться под упрощающийся спрос, старайтесь как можно более оперативно реагировать на новые запросы клиентов. Чтобы узнать их мнение, проводите опросы и встречи.
Поддержки восстановления внутреннего спроса от банков ждать не приходится, ведь их регулятор (Центральный банк) видит в смене модели поведения населения со сберегательной на потребительскую риски для инфляции. А удержать её на низком 4-процентном уровне – задача номер один для ЦБ в 2017-2019 годах.
Эксперты «Градиент Альфа» в инфляцию 4% по состоянию на конец следующего года не верят, но на 5-6% вполне можно рассчитывать. В таких условиях ЦБ в течение следующего года вполне может снизить ключевую ставку (и приравненную к ней ставку рефинансирования) на 1-2%. А это значит, что и стоимость кредитов для бизнеса и граждан в течение следующего года снизится на те же 1-2%.
Надеемся, что смягчение условий кредитования вкупе с относительной стабилизацией экономической обстановки увеличат инвестиционную активность бизнеса и модернизацию производства. Необходимость обновления мощностей назрела, ведь в предыдущие три года инвестиции сокращались.
Отдельные счастливчики, надеемся, смогут взять кредиты в 12 российских банках по пониженной процентной ставке 10% годовых. Это предусмотрено планом Минэкономразвития России на 2016–2021 годы. При рефинансировании действующих кредитов минимальная ставка для малого предпринимательства будет 6,5%, максимальная – 11%. Для сравнения: сейчас средняя ставка по банковским кредитам для бизнеса составляет около 15%.
Другой приоритет ЦБ – очистка банковского рынка от наиболее незаконопослушных и неконкурентоспособных игроков. Этот процесс начался в конце 2014 года. В 2015 году ЦБ отозвал 93 банковских лицензии. С 1 января по 15 ноября 2016 года закрылся 91 банк.
По информации экспертов «Градиент Альфа», ЦБ близок к завершению основного этапа расчистки банковского сектора. До середины 2017 года отзыв лицензий и санации продолжатся. Но во второй половине 2017 года на банковском рынке останутся в основном устойчивые банки, которые имеют хорошую поддержку государства либо сильных и «правильных» акционеров. И не увлекаются отмыванием денег и прочими незаконными финансовыми операциями.
Что делать:
Пока основная работа по «оздоровлению» банковского сектора ещё не завершена, рекомендуем работать:
Мягко говоря, не все они являются клиентоориентированными, способными предоставить все необходимые услуги и обеспечить нормальный уровень клиентского сервиса. Поэтому дополняем список фразой: «с другими устойчивыми банками, рекомендуемыми для сотрудничества финансовыми экспертами, консультантами и аудиторами».
Наиболее заметное изменение во внешних условиях – это, конечно, неожиданное избрание президентом США Дональда Трампа.
Безусловно, от Америки сильно зависят политические и экономические тренды во всём мире, но кардинальных изменений в российско-американских отношениях, по нашему мнению, не произойдёт.
Основные причины следующие:
Такая политика, увеличение госдолга и дефицита бюджета, повышение инфляции, скорее всего, вынудят ФРС повысить ставки в декабре. И очень вероятно, что это будет не единственным повышением ставок в течение ближайшего года.
Вместе со ставками ФРС вырастут доходности казначейских облигаций США, а вместе с ними – и курс доллара.
Таким образом, отмены американских санкций против России в 2017 году не предвидится. Но и для ужесточения санкций серьёзных предпосылок пока нет. Скорее всего, они будут заморожены.
Что касается европейских санкций против России, то предстоящие национальные выборы в странах Евросоюза позволяют рассчитывать на размывание санкционного единства ЕС в отношении России и точечное смягчение санкций.
Несмотря на обещания президента России не повышать налоги до конца 2018 года очевидно увеличение налоговой нагрузки. Очевидно, это приведёт к снижению деловой активности и уходу в тень всё большей доли среднего и малого бизнеса.
В «Основных направлениях налоговой политики на 2017-2019 годы» и в связанных с ними документах эксперты «Градиент Альфа» обнаружили множество механизмов пополнения бюджета за счёт бизнеса и физических лиц:
Усиление административно-фискального давления может загнать бизнес в тень
Что делать. Налоговая оптимизация – уже не просто вопрос прибыльности бизнеса, а необходимость для его выживания. Пока налоговое законодательство предусматривает льготы, спецрежимы, вычеты и освобождения от уплаты налогов, особые условия для резидентов территорий опережающего развития и прочие возможности, глупо ими не пользоваться. Консультанты помогут выявить и использовать налоговые резервы и свести к минимуму риски квалификации ваших действий в качестве уклонения от уплаты налогов (неиспользуемые льготы и переплаты, невозмещённый НДС, несовершенство законодательства и правоприменения и т.п.).
Опыт правового сопровождения клиентских проектов показывает, что увеличивается не только налоговая, но и административная нагрузка на бизнес. Растёт количество проверок контрольно-надзорными органами, их глубина и эффективность. То есть проверяющие приходят к предпринимателям всё чаще и берут по максимуму. «Градиент Альфа» даже вывела из блока «Правовая поддержка бизнеса» отдельные услуги «Сопровождение проверок» и «Административно-правовая защита бизнеса» по причине востребованности клиентами.
Наши эксперты подсчитали: на федеральном уровне работают 40 надзорных органов, в России насчитываются более 200 видов контроля и надзора. Для сравнения: у Казахстана, нашего соседа, партнёра по Таможенному Союзу и конкурента не только за иностранные, но и за российские инвестиции, их 116. Наиболее часто бизнес проверяют Роспотребнадзор, пожарные и (с большим отрывом) Ростехнадзор. ФНС в топ-8 не входит в силу автоматизации своей работы, внедрения новых технологий и усовершенствованного за последние годы налогового администрирования. Налоговики в отличие от остальных проверяют не сплошняком, а приходят только туда, откуда взять можно по полной.
Бизнес жалуется нам на «презумпцию вины» при проведении проверок, практику «максимальных наказаний», значительное оттягивание трудовых ресурсов на подготовку большого объёма информации и документов, запрашиваемых в ходе проверок.
При этом правительство России признаёт, что контрольно-надзорная деятельность в стране недостаточно эффективна, коррумпирована и громоздка. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз поручил контролёрам «перестать кошмарить бизнес». Он пообещал, что к 2019 году 95% контрольных органов перейдут на риск-ориентированный подход. Открытое правительство готовит соответствующую реформу контрольно-надзорной деятельности.
Впрочем, прежние ограничения начальства контролёры научились обходить. Так, после введения моратория на плановые проверки малого бизнеса значительно увеличилась доля внеплановых проверок. Сейчас их стало 2/3 от общего числа. В ходе них проверяющие не могут не выявить нарушения и уйти «с пустыми руками».
Что делать. В юридических службах крупных компаний созданы специальные подразделения, которые отвечают за подготовку к проверкам и их успешное прохождение. На предприятиях поменьше есть специальный юрист «по проверкам». Если в штате вашей компании таких специалистов нет, то для предотвращения будущих потерь рекомендуем привлечь внешних специалистов. Они проведут юридическую экспертизу «участков риска», деятельности, подпадающей под наиболее жёсткий контроль и надзор, помогут предотвратить, подготовиться и/или успешно пройти проверку.
В конце 2016 года «Градиент Альфа» выпустила бизнес-пособие по успешному прохождению проверок
Аудиторы «Градиент Альфа» перечисляют 7 основных изменений 2017 года в проверках бизнеса:
Информационно-аналитический отдел АКГ «Градиент Альфа»
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.