115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Деоффшоризация по-русски

01.09.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Авторская статья Павла Гагарина в журнале «Деловой фарватер» № 9 (37)

«Деловой фарватер»

 Павел Гагарин, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа»

Всерьез задумались о деоффшоризации в России еще в 2011 году, когда после теракта в «Домодедово» спецслужбы не смогли найти владельцев аэропорта. Этот случай стал официальным поводом для обсуждающихся сейчас поправок в законодательство, подразумевающих составление списка стратегических объектов, обязанных раскрывать бенефициаров.

Однако, по нашему мнению, главной движущей силой деоффшоризации у нас является так называемая национализация элит. Ведь независимость российского бизнеса, основные активы которого находятся за рубежом, сильно снижает управляемость страной.

Известные события на Кипре заставили бизнес задуматься, где надежнее хранить активы — в оффшорах или в России. Видимо, поэтому сразу после начала активной стадии кипрского кризиса премьер-министр Дмитрий Медведев предложил создать в России собственный оффшор. Однако если вспомнить, что налоговая оптимизация — не главная причина использования оффшоров россиянами, эта мера, даже если ее реализуют (что маловероятно) не решит проблему.

Конец эпохи непрозрачности

Ширмой для «национализации элит» стали рекомендации международных организаций в

области противодействия уклонению от уплаты налогов. Так, Россия входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая разработала рекомендации по противодействию отмыванию доходов.

Следуя им, Росфинмониторинг разработал законопроект №196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», который уже принят в третьем чтении Госдумой. Законопроект серьезно расширяет доступ налоговиков к банковской тайне. В частности, он вводит понятие «бенефициарный владелец» и обязывает банки устанавливать конечного собственника денег. Требование должно вступить в силу с 1 июля 2014 года.

После вступления в ВТО усилия российских властей активизировались по присоединению к ОЭСР, которая кооперирует действия развитых стран в борьбе с уходом от налогов. Интересно, что организация не оказывает давления на оффшоры с целью заставить их поднять налоги или ужесточить регулирование. ОЭСР лишь добивается цивилизованными методами (путем подписания двусторонних соглашений) раскрытия информации о компаниях, ведущих деятельность в налоговых гаванях. На данный момент уже более 50 государств подписали конвенцию ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках (Multilateral Convention on Mutual Assistance in Tax Matters). Россия — среди них.

Очевидно, что пятидесятилетняя эпоха расцвета оффшоров остается в прошлом.

Но что же будет дальше? Нужно понимать, что налоговые гавани — одна из важнейших составляющих современной глобальной финансовой системы, во многом благодаря оффшорам капитал имеет возможность свободно перемещаться по миру, что, в свою очередь, было одним из главных факторов глобализации вообще. К тому же, наличие юрисдикций с мягким налоговым климатом в значительной степени удерживало развитые страны от повышения налогов. Именно по этим причинам ОЭСР принципиально не против налоговых гаваней, а лишь добивается их большей прозрачности.

Поэтому не стоит думать, что события 2013 года положат конец оффшорам. Но их использование для криминальных или околозаконных целей окажется серьезно затруднено и, скорее всего, подорожает. Конечно, далеко не все оффшорные юрисдикции пойдут на подписание двусторонних соглашений, но повлиять на них — дело времени. Даже если будут появляться новые оффшоры или активизироваться ранее малоиспользуемые, процесс повышения прозрачности будет набирать обороты. В течение

3-5 лет следует ожидать, что подавляющее большинство оффшоров будет охвачено системой автоматического обмена информацией.

К слову, уже сейчас, например, в Европе осталось только два оффшора, которые пока не подписали никаких соглашений о раскрытии информации — это Монако и Ватикан. Банк

Ватикана, по словам его главы, планирует опубликовать свой баланс в конце нынешнего года (впрочем, вполне вероятно, что эта дата — далеко не окончательная). Все сложнее противостоять давлению Франции и Евросоюза в целом становится и князю Монако Альберту Второму.

Снижать налоговое давление, совершенствовать законодательство и гарантировать сохранность права собственности Но не стоит думать, что для России, где весь крупный бизнес завязан на оффшоры, это автоматически означает возвращение капиталов на родину. Для достижения этой цели нам необходимо, прежде всего, улучшать налоговое администрирование. Несмотря на то, что в рейтинге Doing Business Россия по этому показателю в 2012 году поднялась с со 105-го на 64-е место, налоговое давление на бизнес выросло многократно.

Второй серьезной проблемой для возврата российских денег из оффшоров являются недостатки отечественного законодательства. Так, например, до сих пор отсутствует понятие траста. В России также нет закона о холдингах (они регулируются сейчас Временным положением от 1992 года!). Не принято законодательство о проектном финансировании, вследствие чего до 80% проектов, которые реализуются в таком режиме в России, имеют юрисдикцию Великобритании, Нидерландов, Люксембурга и ряда других стран.

Но, самое главное, российским законодателям нужно укреплять институт собственности, так как согласно официальной статистике количество рейдерских случаев растет.

 В конце 2012 года, после принятия Акта Магнитского, деньги российского происхождения начали восприниматься во многих странах цивилизованного мира как средства, имеющие незаконное происхождение. Без преувеличения, Акт Магнитского породил самую настоящую дискриминацию капитала по национальному признаку. С началом кипрского кризиса и  последовавшей атакой на «оффшорную тайну» ситуация стала усугубляться еще больше. Логичным ответом, конечно, был бы столь желанный российскими властями возврат денег на родину. Но в виде серьезной тенденции следует ожидать лишь большего расслоения финансовых потоков: серая денежная масса отчасти перетечет в «черный» сектор, отчасти — «обелится». Разделение произойдет и по географическому признаку. Легальные капиталы будут и дальше постепенно перетекать в страны с мягким налоговым климатом и развитой финансовой инфраструктурой (Нидерланды, Ирландия, Латвия и т.д.). «Полулегальные» и откровенно криминальные деньги будут концентрироваться в классических оффшорах, судьба которых практически предрешена.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.