115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Деофшоризация российской экономики – первые оценки

29.11.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина на портале «ВЕСТИ.Экономика»

«ВЕСТИ.Экономика»

Первый год деофшоризации российской экономики отмечен резким сокращением роста налогов на фоне ухудшения общей конъюнктуры. В дальнейшем, чтобы преуспеть в борьбе с офшорами, понадобится в том числе сделать налоговый режим в России более простым и комфортным.

За оптимистическим известием о том, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business (в разделе “Уплата налогов”) Россия в текущем году поднялась на 56-е место против 64-го в прошлом году и 105-го в позапрошлом, последовали результаты исследования компании Deloitte.

В соответствии с ними российский налоговый режим был признан самым непривлекательным среди 29 европейских стран по причине усложненного налогового регулирования и неудобств во взаимодействии с налоговой службой.

Напомним, текущий год был ознаменован серией корректив в налоговой сфере, принятых в рамках мер по противодействию финансовым злоупотреблениям и деофшоризации экономики. С этой целью уже утвержден ряд законопроектов: о запрете чиновникам иметь зарубежные счета и активы (ФЗ №79 от 07.05.2013), о введении понятия “бенефициарный владелец”, ответственности за незаконные финансовые операции и расширении доступа налоговиков к банковской информации (ФЗ-№134 от 28.06.2013), а также о блокировке счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС при невозможности открыть счет в другом банке (ФЗ №248 от 23.07.2013). Также правительство внесло в Госдуму проект, предусматривающий ужесточение налогового контроля над банками (ФЗ № 330414-6).

В совокупности недостаточно сбалансированные эти документы формируют не очень благоприятную картину для бизнеса, которая к тому же усугубляется разнобоем в правоприменительной практике, заметил “Вести Экономика“ председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.

По его словам, все большие нарекания у предпринимателей в последние годы вызывает ситуация с блокировкой счетов, решения по которой зачастую принимаются весьма произвольно, с тем, например, чтобы обеспечить посещение налоговой уезжавшим в командировку руководителем фирмы.

“Но при заблокированном счете перекрывается и практическая деятельность компании, в том числе по отгрузке продукции. А со следующего года также планируется запретить – при блокировке счета в одном банке – открывать его в других“, — добавил Гагарин.

Для решения данной проблемы, сообщил он, представители бизнес-структур предлагают более жестко прописать процедуру блокирования счета. К слову, благодаря участию предпринимателей в обсуждении ФЗ №134, этот документ, в итоге тоже получился более взвешенным. И пока можно надеяться на то, что далее совместными усилиями удастся улучшить и готовящийся ФЗ № 330414-6.

Хотя правомерность взятого курса на деофшоризацию порождает сомнения. Сам по себе офшор является инструментом, который будет существовать до тех пор, пока в нем сохраняется потребность.

“И бороться с офшорами — все равно, что пытаться лишить топора плотника, требуя детопоризации его ремесла. Думаю, здесь более правильно было бы говорить о декриминализации российской экономики, которую невозможно осуществить с наскока: необходима последовательная поэтапная реализация намеченных мер“, — сформулировал глава совета директоров АКГ «Градиент Альфа».

В данном случае представители бизнеса несколько лукавят, не согласился председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков (РСН) Артем Кирьянов. Причем, утверждает он, это относится как к отдельным проблемам, так и к общей деофшоризационной политике.

“Понятно, что решения по той же блокировке счетов не могут приниматься без реального повода – значит, были какие-то нарушения, из-за которых конкретный экономический агент оказался объектом более пристального внимания налоговых органов“, — аргументировал Кирьянов.

Разумеется, признал он, определенные неувязки возникают и в данной сфере, и тогда представители предпринимательского сообщества совместно с властными структурами должны добиваться их устранения.

По деофшоризационной проблематике РСН в прошлом году уже выдвинул ряд предложений, часть которых была учтена. Также участники прошедшего на днях в Торгово-промышленной палате (ТПП) налогового форума разработали комплекс рекомендаций для госструктур, в частности по совершенствованию трансфертного ценообразования, ориентированного на борьбу с “уводом“ капитала в низконалоговые юрисдикции и улучшение инвестиционного климата в РФ.

Кстати, и взятый курс на деофшоризацию направлен против незаконного ухода от налогов и вывода средств и призван воспрепятствовать осуществлению различных криминальных схем, используемых в том числе террористами. Причем актуальность этого курса очевидна не только для России – на сегодня он стал общемировым трендом, подчеркнул глава исполкома РСН.

В 2013 г. Россия присоединилась к конвенции ОСЭР по раскрытию информации о налогоплательщиках. Председательствуя в G 20, Москва активно продвигала вопрос о международной автоматической системе обмена налоговой информацией. Создать ее к 2015 г. договорились на питерском саммите “Большой двадцатки“ в начале сентября.

Вплотную антиофшорной проблематикой российское и прочие государства занялись не от хорошей жизни: в кризисные годы для всех обострилась проблема пополнения казны, в том числе за счет более эффективной собираемости налогов. Подобное объединение усилий может помочь отдельным странам как в решении практических задач, так и в использовании ими общих теоретических наработок, например в законодательной сфере. То есть, в принципе, международная конъюнктура благоприятна для выполнения поставленных целей в России.

Тем не менее сегодня здесь наблюдается не увеличение, а замедление темпов роста налоговых сборов. Так, по данным главы ФНС Михаила Мишустина, за январь-октябрь 2013 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет составили 9,4 трлн руб, и выросли на 2,4%, в годовом выражении (в 2012 г. соответствующий показатель увеличился на 12,7% до 10,958 трлн руб.).

Причем рост налоговых сборов сокращается значительно быстрее темпов замедления экономического роста, достигшего в январе-октябре 1,4% против прошлогодних 3,4%. Сходная тенденция наблюдалась и в отношении инвестиций, продемонстрировавших минусовой результат за 10 месяцев при официальном прогнозе роста по году на 2,5% против 6,7% в 2012 г. В инвестиции, по идее, также могли быть переориентированы средства, которые прежде уводили из страны.

Впрочем, главный экономист ФК “Уралсиб“ Алексей Девятов связал отмеченное ухудшение показателей с обострением общей экономической ситуации. По его мнению, последствия антиофшорного курса за столь короткий период проявиться не успели. Хотя в данном случае телегу поставили впереди лошади: сначала следовало улучшить условия для ведения бизнеса и инвестирования в его развития внутри страны и лишь затем принимать меры по борьбе с уводом средств за рубеж.

Более того, если запретительный уклон в деофшоризационной политике продолжится, то в перспективе она способна будет оказать негативное воздействие на указанные параметры. Пока, к сожалению, обозначенный крен поддерживается также на законодательном уровне. Это относится и к недавнему предложению о возвращении правоохранительным органам полномочий по самостоятельному возбуждению налоговых дел без участия налоговиков, резюмировал главный экономист ФК “Уралсиб“.

После того как данную идею отрицательно восприняло бизнес-сообщество, президент России Владимир Путин предложил компромиссную формулировку, оговаривающую обязательное обращение следственных органов с запросом в налоговую службу. При этом на упомянутом налоговом форуме начальник управления ФНС Георгий Колташев также не исключил вероятности последующего усовершенствования механизма блокировки счетов.

А его начальник Михаил Мишустин порадовал собравшихся сообщением о том, что в дополнение к “личному кабинету физлиц“, в 2014 г. налоговая служба запускает новый электронный сервис — “личный кабинет юрлиц“, и в дальнейшем пообещал подумать об обеспечении кабинетными удобствами также индивидуальных предпринимателей.

Примечательно, что наряду с прочим существенная часть итоговых рекомендаций форума была посвящена мерам по налоговому стимулированию инновационной и инвестиционной деятельности. И это логично: вознамерившись ограничить функционирование предпринимателей через офшоры, взамен им следовало бы предоставить новые возможности для приложения сил внутри страны, чтобы тем самым обеспечить сохранность тонкой бизнес-материи.

Наталья Приходко

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.