«Торгово-промышленные ведомости»
Рост российской экономики основывается не только на высоких ценах на нефть. В нашей стране реализуется множество инвестиционных проектов, которые открывают путь развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) как важного инструмента ускоренного подъема национальной экономики.
Как считает член комитета по инвестиционной политике ТПП РФ Павел Гагарин, в условиях недостатка бюджетных средств механизм ГЧП предлагает возможность разделить финансовое бремя развития территории с бизнесом, а также распределить необходимые затраты во времени. Помимо указанных преимуществ, привлечение частного партнера позволяет на порядок увеличить качество и эффективность реализации проектов, так как бизнес зачастую имеет больший опыт реализации крупных проектов, а также лучше считает деньги.
Государственно-частное партнерство – вещь для России относительно новая. Даже в Великобритании, которую принято считать родоначальницей этой формы реализации инвестиционных проектов, первые шаги по формализации такого вида партнерства были сделаны в 1981 году. В нашей стране это понятие впервые появилось в законодательном акте 2006 года в Санкт-Петербурге.
Объекты социальной и транспортной инфраструктуры являются традиционными сферами государственно-частного партнерства, поэтому движущей силой остается тенденция к сокращению участия государства в экономике. В основе – теория смешанной экономики, но не всякое взаимодействие государства и частного капитала можно назвать государственно-частным партнерством. Например, поддержание и развитие производственной либо транспортной инфраструктуры является ярким примером работы в этой области.
В мире сейчас нет единого представления о том, в какой законодательной форме должно быть оформлено государственно-частное партнерство. В настоящее время законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами.
Помимо региональных актов, в России действуют также Федеральные законы «О концессионных соглашениях» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП. Тем не менее, эти законопроекты в совокупности покрывают далеко не все возможные формы сотрудничества частного инвестора и государства, что серьезно ограничивает применение этих нормативных актов в качестве правовой основы ГЧП.
Как пояснил Павел Гагарин, 7 марта 2013 года кабинет министров рассматривал третью редакцию закона – его представляло уже не Минэкономразвития, документ шел непосредственно из правительства.
Все чаще стали звучать призывы о необходимости строительства транспортной инфраструктуры в роли ключевого фактора экономического развития России. Одними разговорами дело не закончилось. Сейчас, к примеру, уже обсуждается вопрос пересмотра бюджетного правила, согласно которому нефтегазовые сверхдоходы наполняют Резервный фонд до достижения им 7% ВВП.
На Красноярском экономическом форуме Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев призвал к активному использованию механизма государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
«Одной из основных причин того, что в рейтинге Doing Business Россия не входит даже в первую сотню, является то, что государство не умеет выстраивать конструктивные отношения с бизнесом. Отчасти это наследие советской эпохи, и с ним нужно бороться. Рассчитываем, что развитие практики ГЧП позволит власти научиться эффективно и прозрачно взаимодействовать с частным капиталом. Это должно привести к снижению коррупции и улучшить условия для ведения бизнеса в стране», – сказал он.
Ольга Зеневич