115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Интернет – двигатель рекламы

27.02.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Цветков Виталий Витальевич
Руководитель информационно-аналитического отдела
Комментарий Виталия Цветкова на портале «Эксперт online»

«Эксперт online»

Объем рекламного рынка в России в 2013 году вырос на 10%, до 328 млрд рублей. Положительную динамику продемонстрировали все медиа сегменты рекламного рынка за исключением прессы.

Эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) подвели итоги развития  рекламного рынка нашей страны за 2013 год. Согласно исследованию, суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил примерно 328 млрд руб., что на 10,1% больше, чем в предыдущем году.

За исключением прессы все остальные медиа сегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику к показателям 2012 года. Объем рынка рекламы в сегменте BTL-услуг составил 90,6 млрд руб., что на 13% больше, чем аналогичный показатель 2012 года. В целом, отмечают в АКАР, прошедший год можно оценить как весьма успешный и полученные результаты оказались даже несколько выше, чем ожидалось.

В частности, рост объемов рекламного рынка на телевидении составил 9%, или 156,2 млрд рублей с января по декабрь 2013 года. Гораздо более внушительные цифры роста демонстрирует при это кабельное телевидение – стоимостной объем рекламы тут составил лишь 4 млрд рублей, однако темпы увеличения показателя достигли 20%. Рынок наружной рекламы вырос на 8%, до 40,7 млрд рублей.

По-прежнему высоким спросом пользуется реклама в интернете – 71,7 млрд рублей и 27% роста за прошедший год. В частности, объем медийной рекламы в сети вырос на 12%, до 20,1 млрд рублей, объем контекстной рекламы – на 34%, до 51,56 млрд рублей. Пользовалась спросом и реклама в кинотеатрах – объем этого рынке составил 1,3 млрд рублей, что на 17% больше, чем за прошлый год. Пресса же действительно единственная, кто остался в минусе по данному показателю. Рынок рекламы в печатных СМИ упал на 10%, до 37 млрд рублей, что, впрочем, по-прежнему довольно внушительная сумма. В частности, объем рекламы в газетах упал на 9%, в журналах – на 8%, а в рекламных изданиях – на 15% (до 8,7, 18,5 и 9,9 млрд рублей соответственно).

На сегодняшний день рынок маркетинговых коммуникаций в целом находится в хорошем состоянии, демонстрирует стабильный, хоть и не слишком большой прирост, комментирует опубликованную статистику руководитель пресс-службы проекта «Общественная дума» Екатерина Макарова. Среди сложностей, которые стоят сейчас перед рынком маркетинговых коммуникаций России, эксперт называет препятствия в поучении рекламного места. Например, в отношении такого сегмента как наружная реклама сейчас ввели новые законы (запрет светодиодных щитов, ограничение размера щитов), которые слегка затрудняют размещение рекламы и требуют времени и затрат на адаптацию. Кроме того, российским специалистам в области маркетинга необходимо повышать уровень владения иностранными языками для взаимодействия с иностранными клиентами. Здесь нужен определенный опыт, ведь мировая практика не всегда соотносится с российскими реалиями. Ну и, конечно же, одна из основных и всегда присутствующих проблем рекламщиков – это поиск новых и крупных клиентов.

В период кризиса объем рекламного рынка  уменьшается, точками роста могут быть только отдельные его секторы, отмечает директор по развитию агентства интернет-рекламы i-Media Иван Шелковников. В 2013 году произошел спад рекламы в прессе, и это объективная тенденция – новости и статьи читают уже не только на компьютере и на экране мобильного телефона, планшет с доступом к беспроводным сетям стал значительно более доступным устройством,  и это устройство позволяет обеспечить комфортное чтение в дороге. Сами мобильные телефоны, вернее сказать, смартфоны получают дисплеи все большего размера, что облегчает чтение.

Интернет-реклама в 2013 году росла быстрее всех других секторов, и это тоже объективно, полагает эксперт. Наибольшее проникновение интернета показывают Москва и Санкт-Петербург, но меньшие населенные пункты отстают от столиц. Это свидетельствует о том, что  рост за счет увеличения проникновения еще возможен. Второй точкой роста может быть увеличение использования интернета существующими пользователями, наращивание частоты (ежедневно, а не раз в неделю), количество часов, потраченных на работу с интернетом (то есть  потребление сети дома, на работе, в дороге).  Причем скорость проникновения и потребления мобильного интернета не уменьшается ни в столицах, ни в регионах. 

В 2014 году будет и дальше расти контекстная реклама. Текстовые блоки наилучшим образом подходят для отображения на мобильных устройствах.  В мобильных операционных системах может не быть flash для поддержки графических баннеров.  Раньше контекстная реклама проигрывала медийной по цене, ее было просто невыгодно публиковать на сайтах. Сейчас появились такие технологии как ремаркетинг, и размещение контекстной рекламы на  сайтах может приносить владельцам  значительные доходы. Таким образом, точкой роста может быть вытеснение традиционной медийной рекламы. «Мы считаем, что, несмотря на замедление экономического роста, и даже прогнозируемый возможный спад в 2014 г., рост рынка интернет-рекламы в текущем году продолжится», – заключает Иван Шелковников.  

Какая же реклама эффективна? «Когда меня это спрашивают, я на основе своего и клиентского опыта отвечаю: «Никакая», – говорит руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков. — Отдача от рекламы в условиях нашей информационно насыщенной жизни падает с каждым годом, доверие к ней находится на неприлично низком уровне, наша целевая аудитория – собственники и руководители компаний – ее словно не воспринимают. Реклама – скорее, чисто имиджевая составляющая маркетинговых коммуникаций и инструмент продвижения бренда. Реально же привлекать клиентов, по нашему опыту, помогает PR. В первую очередь речь идет о позиционировании компании экспертом в своей области, профессиональных комментариях и публикациях по своим темам в СМИ, выступлениях на профильных деловых мероприятиях, написании книг и подготовке тематической аналитики».

Благодаря экспертным мероприятиям и комментированию событий и трендов рынка в СМИ можно «поймать» нашу интеллектуальную и скептически настроенную публику, полагает эксперт, – спикерам престижных деловых мероприятий и экспертам ведущих российских и зарубежных деловых изданий доверия больше, чем рекламе, в которой все средства хороши. И продвижение услуг компании «через людей» — за счёт экспертов – даёт всё больший эффект. А в некоторых случаях это позволяет добиваться куда большего. Например, успешно лоббировать (разумеется, по-белому) свои проекты в органах власти.

По мнению Екатерины Макаровой, к концу 2014 года можно ожидать роста глобального рынка маркетинговых коммуникаций, в том числе, и в России, не менее чем на 5-8%.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest