115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Архив

Использование контрольно-кассовой техники при ЕНВД

26.11.2009
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа
Тематика:

Финансовая газета, № 46, ноябрь 2009 г.

Согласно п. 2.1 ст. 2 Закона РФ от 22.05.03 № 54-ФЗ  «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (ред. от 17.07.09) с 21 июля 2009 г. плательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при условии выдачи по требованию покупателя документа, который  выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Это может быть товарный чек, квитанция или любой другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ЕНВД регулируется гл. 26.3 НК РФ. Согласно ст. 346.26 НК РФ ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и может применяться для следующих видов деятельности:

  1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН;
  2. оказания ветеринарных услуг;
  3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  4. оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
  7. розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  10. распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  11. размещения рекламы на транспортных средствах;
  12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  14. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

ЕНВД не может применяться предпринимателями в отношении деятельности осуществляемой в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.

Ограничения по применению ЕНВД также имеются для предпринимателей переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Также не могут быть переведены на ЕНВД:

  • организации со среднесписочной численностью за предшествующий календарный год более 100 человек,
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, организации потребительской кооперации);
  • индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента;
  • учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания непосредственно в этих учреждениях;
  • организации и индивидуальные предприниматели, передающие во временное владение и (или) в пользование торговые места или земельные участки для размещения объектов, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

В ходе реализации предоставленных Законом № 54-ФЗ прав у плательщиков ЕНВД возникает множество вопросов, наиболее актуальный, наверное, из них сейчас это возможность применения ККТ без регистрации его в налоговых органах исключительно для удобства обслуживания покупателей и ведения учета.

Согласно письму Минфина РФ от 13.08.09 № 03-01-15/8-413 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров (выполнение работ либо оказание услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.03 № 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности является:

  • использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Закона);
  • использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона);
  • использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона);
  • использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению).

Таким образом, можно сделать вывод, что за применение незарегистрированного кассового аппарата, который используется только для внутреннего учета, налогоплательщику грозит штраф.

В то же время, применение кассового аппарата только для внутреннего учета не может являться противоправным действием, т.к. ККТ является собственностью предпринимателя и используется в его деятельности.

Что можно посоветовать в этом случае? Либо оставить все как есть, т.е. не снимать кассовый аппарат с учета в налоговых органах и использовать его в общем порядке, либо снять с учета, но использовать исключительно для внутренних целей, при этом целесообразно издать приказ, о назначении использования кассового аппарата.

Не стоит забывать, что в первом случае у налоговиков остается право проверок соблюдения предпринимателем кассовой дисциплины.

Следует отметить, что законодатель наделил налоговые  органы полномочиями  также контролировать выдачу чеков предпринимателями по требованию покупателя, а также налагать штрафы за отказ в выдаче чека (ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 17.07.09).

Ответственность за отказ в выдаче чека по требованию покупателя предусмотрена и в ст. 14.5 КОАП РФ. Данный отказ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей, для юридических лиц сумма штрафа составит от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Следует отметить также, что далеко не на все предприятия, применяющие ЕНВД распространяются положения Закона № 54-ФЗ.

А именно, согласно п. 5 ст. 16 Закона РФ от 22.11.95 № № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 30.12.08) организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, в числе прочего, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику. Таким образом, на плательщиков ЕНВД, в числе прочих товаров продающих алкоголь, разрешение о неприменении ККТ не распространяется.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest