115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Блог

Как подготовиться к аудиторской проверке по МСФО

14.03.2008
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа
Тематика:

Тенгиз Бурсулая — Журнал «МСФО», № 1/2008. В статье приведены рекомендации по подготовке компании и персонала к аудиторской проверке. Все советы основываются на практическом опыте.


К прохождению аудиторской проверки отчетности, составленной по международным стандартам, необходимо готовиться задолго до ее начала и в соответствии с четким планом. В противном случае у компании могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с получением аудиторского заключения. Например, отсутствие подготовленных рабочих мест для аудиторов может отсрочить начало проверки или ее затянуть, а несвоевременная подготовка информации, необходимой аудиторам, или ее недостаточное качество может потребовать дополнительных трудов и временных ресурсов на ее подготовку.

Отличительные особенности проверки отчетности по МСФО

Главной особенностью проверки отчетности по МСФО является выбор процедур проверки. Процедуры проведения аудита зависят от того, каким образом составлена отчетность по международным стандартам. Тут возможны два варианта:

  • отчетность по международным стандартам составляется на основании данных параллельного учета по МСФО. В этом случае, аудиторам необходимо провести аудит учета по международным правилам;
  • отчетность по международным стандартам составляется на основании сведений, полученных путем трансформации российской отчетности в отчетность по МСФО. В этом случае, аудиторам необходимо провести аудит правильности ведения бухгалтерского учета, проверить достоверность отчетности по РСБУ, а затем осуществить аудит процедур по трансформации отчетности.

     

Подготовка к аудиторской проверке отчетности по МСФО

При подготовке к аудиторской проверке отчетности по МСФО в первую очередь нужно проверить наличие всех необходимых документов. При этом следует иметь в виду, как правило, аудиторы в начале проверки запрашивают следующие документы:

  • учредительные документы (Устав, лицензии, свидетельство о постановке на учет, свидетельство о регистрации, коды статистики и т.п.);
  • акты налоговых проверок;
  • акты сверок с налоговыми органами по начислению и уплате налогов в бюджет;
  • документацию, на основании которой можно проанализировать структуру предприятия;
  • учетную политику по бухгалтерскому учету, в целях налогового учета Российской системы и по МСФО;
  • график документооборота;
  • рабочий план счетов по РСБУ и МСФО;
  • оборотно — сальдовую ведомость по всем счетам;
  • бухгалтерскую отчетность (копии форм № 1- 5 и пояснительной записки) по РБСУ и МСФО;
  • материалы по инвентаризации;
  • типовые договоры с поставщиками и покупателями;
  • прочие документы.

     

Факторы, затрудняющие проведение проверки

К факторам, затрудняющим проведение проверки отчетности по МСФО можно отнести:

  • наличие существенных ошибок, допущенных вследствие недостаточной квалификации специалистов и опыта работ по составлению отчетности по МСФО у специалистов;
  • отсутствие системы контроля качества отчетности со стороны менеджмента компании;
  • отсутствие механизма обобщения опыта применения МСФО, а именно методических рекомендаций;
  • недостаточный уровень автоматизации учета по международным стандартам.

     

При ведении параллельного учета по МСФО и значительном объе6ме деятельности компании (большом количестве хозяйственных операций) уровень автоматизации имеет большое значение. Перечислим основные требования, которым должно удовлетворять программно обеспечение:

  • мультивалютность — основное функциональное требование к системе, которое необходимо для автоматизации учета. Мультивалютность заключается в способности отражать каждую операцию в валюте, в которой она осуществлена, национальной (первичной) валюте и операционной (вторичной) валюте (в которой компания составляет отчетность по МСФО). Тогда при вводе и разнесении операций в системе будет происходить автоматический пересчет в национальную и операционную валюты согласно установленным курсам пересчета. Это условие является необходимым для параллельного учета по МСФО;
  • наличие механизма ведения учета по историческому курсу в операционной валюте. Это особенно важно для основных средств, НМА и материальных запасов;
  • возможность переоценки активов и пассивов. Это необходимо при переоценках в операционной валюте текущих активов и пассивов (поставщики, клиенты, денежные средства и т.д.);
  • наличие механизма трансляции- процесса передачи информации Главной книги из базы данных одной компании в базу данных другой. Трансляция необходима при организации учета по международным стандартам в отдельной базе данных, а также при консолидации учетных данных разных компаний (филиалов), ведущих деятельность в разных валютах;
  • наличие механизма автоматического распределения сумм по субсчетам и аналитикам Главной книги.

Советы и рекомендации по подготовке к аудиторской проверке

Для того, чтобы проверка отчетности по МСФО компании проходила оперативно и не тормозила работу бухгалтерии предприятия желательно координировать работу всех служб в компании на время работы с аудиторами.. Для этих целей необходимо:

  • назначить лицо, ответственное за проведение проверки;
  • определить круг сотрудников, которые будут принимать участие в проверке;
  • провести инструктаж с сотрудниками по вопросам взаимодействия с аудиторами.

Эти действия помогут оптимизировать процесс проверки.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest