115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

МЭР «знает», как нам обустроить экономику

23.05.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Комментарий Егора Двинянина на портале «КМ.ру»


«КМ.ру»

Представители министерства экономического развития предлагают смягчить финансовую политику государства.

Теперь, когда азиатский вектор развития экономики получил подтверждение, руки у властей руки и до сценариев развития внутренней ситуации. Можно констатировать, что прогнозы министерств и ведомств стали значительно ближе к реальности. Если прежде чиновники заявляли, что вот-вот все наладится, сейчас они уже решают, что именно надо делать, чтобы хотя бы избежать длительной рецессии.

Для решения проблемы Минэкономразвития РФ представило уточненный макроэкономический прогноз на 2014-2017 годы. «Если у нас темпы роста около нуля, очевидно, что нужно что-то делать. Любая европейская страна в этих условиях идет на смягчение денежной политики — мы не идем, идет на увеличение бюджетных расходов — мы тоже не идем. Некоторые азиатские страны вводили контроль за оттоком капитала — мы тоже не вводим. Понятно, что определенные меры должны быть», — заявил замглавы министерства Андрей Клепач.

Было представлено два сценария развития экономики. Откровенно говоря, ни один из них не позволяет в полной мере решить все имеющиеся проблемы в России. И тем не менее…

Более консервативный вариант предполагает ухудшение ситуации с оттоком капитала и ограничение спроса со стороны ЕС и Украины на российские углеводороды. По этому варианту отток капитала в 2014 году оценивается в 100 миллиардов долларов, спад инвестиций составит 1,9%, а темпы роста ВВП в 2014 году будут на уровне 0,5%, в 2015 — 2,4%, в 2016 — 2,2%, а в 2017 году — 3,1%.

Второй вариант, предлагаемый правительству как базовый, предусматривает определенные стимулирующие меры, которые позволят переломить негативные тенденции, и поддержать частные инвестиции. В этом случае падение инвестиций в 2014 году составит 0,1%, а в 2015-2017 годах будет наблюдаться их рост. ВВП, по этому сценарию, вырастет на 1,1% в 2014 году, по 2,6% — в 2015 и 2016 годах, и на 3,7% — в 2017 годах.

Этот вариант предусматривает незначительное смягчение бюджетного правила уже в 2014 году. В 2015-2016 годах смягчение предлагается более существенное, что предусматривает увеличение расходов примерно на 0,5% ВВП ежегодно.

Напомню, бюджетное правило начало действовать в 2013 году. Оно предполагает, что расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх этой расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться.

По сути для решения проблемы МЭР предлагает существенное изменение финансовой политики государства. Глава Минфина Антон Силуанов ранее не поддержал таких новшеств. По его мнению, резкое изменение принципов экономической, финансовой и бюджетной политики в условиях нестабильности только усилит недоверие инвесторов. Экс-глава Минфина и создатель бюджетного правила Алексей Кудрин также заявлял ранее, что правительство в целом идею отмены бюджетного правила не поддерживает: представители инвестиционных банков, с которыми проводились консультации, считают, что бюджетное правило — это определенный элемент устойчивости, который не надо менять.

Однако других реальных предложений по выводу экономики из стагнации, кроме перераспределения расходов внутри бюджета и жесткой экономии, Минэкономразвития не предлагает. Тем временем, просто переждать спад не получится. Сегодня износ основных фондов составляет по разным отраслям от 50 до 75%. Только для возмещения физического износа основных фондов и роста их остаточной стоимости в 2008 году уже требовалось 25,29 триллионов руб. Это в условиях 8-процентного роста ВВП при реальных инвестициях на уровне 8,76 триллионов руб.

Ключевые риски для российской экономики на сегодня – это рецессия, рост инфляции, ухудшение конъюнктуры на сырьевых и финансовых рынках, а также обострение украинского кризиса, указывает Главный аналитик управления исследований и аналитики Промсвязьбанка Олег Шагов. Последнее чревато новыми западными санкциями в отношении целых отраслей российской экономики. В сложившихся условиях отечественной экономике крайне необходимы эффективные стимулирующие меры со стороны властей, направленные на оживление деловой активности и привлечения новых инвестиций в экономику.

Тем временем, прогнозы МЭР в последние пару лет имеют тенденцию постоянно пересматриваться — в прошлом году ожидания по ВВП страны, например, менялись несколько раз, последовательно ухудшаясь, напоминает аналитик МФЦ Анна Линевская. У ведомства перед глазами сухие цифры, математически рассчитать данные несложно, используя некие средние формулы. Но тогда и прогнозы нужно давать диапазонные, с вероятностями отклонений в обе стороны. Не исключено, что рецессия в российской экономике второго квартала к третьему перейдет в фазу стабилизации, а по итогам 4 квартала 2014 года ВВП России выйдет в рост. В среднем, по итогам года ожидается рост экономики на 0,7%.

Тем временем, реальных проектов спасения ситуации пока и в самом деле не существует, говорит руководитель направления по развитию малого и среднего бизнеса независимого экспертного центра «Общественная дума» Денис Рассомахин. Частные инвестиции очень слабо развиты в России, а на данный момент так они вообще в разы сократились на фоне вводимых санкций и ускорения оттока капитала из страны. Поэтому говорить сей час о каких-то реальных проектах, способных вытянуть российскую экономику, не представляется возможным в принципе.

Можно, конечно, привести в качестве примера один из новых проектов Российский фонд прямых инвестиций собирается увеличить вложения совместного с китайской CIC фонда до 1 миллиардов долларов. Крупнейшим направлением в этом проекте будет железнодорожный мост через реку Амур. Однако вряд ли данный проект можно назвать тем, что вытянет российскую экономику. Он, безусловно, поспособствует ее развитию, но не окажет колоссального эффекта в масштабах всей страны.

Пока же правительство явно остерегается делать резкие телодвижения, говорит по этому поводу аналитик АКГ «Градиент Альфа» Егор Двинянин. С одной стороны, потому что ситуация плохая, но не критическая, с другой, потому что серьезные вопросы решает сегодня только президент. В плановой советской экономике все решения тоже принимались централизованно, но для их выработки существовали мощнейшие проектные институты, где были собраны уникальные команды профессионалов, обладающих экспертизой в своих областях. Сейчас же решения во многом принимаются исходя из ситуации, без учета мнения экспертного сообщества, а долгосрочная стратегия по факту не реализуется.

«В этом я вижу основной риск, – говорит эксперт. — Возможно, сейчас просто идет период переосмысления того, как должна развиваться страна. До недавнего времени мы шли западным путем, но потом в нем разочаровались. Сейчас мы всерьез ищем свой «особый путь». К сожалению, никаких «особых» условий рынка не существует. Если ты неконкурентоспособен, ты проигрываешь. А конкурентных преимуществ на глобальном рынке у России не так много. Огромная территория, природные ресурсы, богатый культурный фундамент. Но этими активами еще необходимо разумно управлять, чтобы они приносили доход. Но с управлением, как я уже сказал, в России беда».

Единственный выход, который видит Егор Двинянин, – децентрализация. Сейчас есть только зачатки этого процесса: возвращаются выборы губернаторов, некоторые регионы уже начинают самостоятельно заботиться о собственном развитии, не надеясь на центр. Даже федеральные власти уже пришли к пониманию, что волюнтаристские централизованные решения не подходят для всех регионов. Последнее касается налоговых льгот, которые теперь прерогатива региональных властей, а также повышенных социальных обязательств, последствия которых сейчас решают предоставлением регионам дешевых кредитов. С другой стороны, местами вертикаль власти продолжает укрепляться. Здесь хороший пример – реформа МСУ. По замыслу она должна была наделить локальные власти большими полномочиями и ресурсами по решению местных проблем. По факту, регионам дается возможность отказываться от прямых выборов мэра, а это значит, у губернаторов исчезнет противовес в виде избранного гражданами градоначальника. Впрочем, надо еще подождать, пока закон заработает.

Но, судя по всему, придется подождать не только этого. И децентрализации, и осознания реального положения дел, и понимания реальных шагов, которые требуется сделать на данном пути. А до этого еще очень далеко. 

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.