115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Блог

«На банковских дрожжах»

20.02.2006
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в Журнале «Банковское обозрение», №2, февраль 2006 г.

Журнал «Банковское обозрение», №2, февраль 2006 г.

Банковская отчетность по МСФО остается главным фактором роста аудиторского рынка. Необходимость сдавать банковскую отчетность по международным стандартам привела к взрывному росту объемов банковского аудита. В ближайшее время такой «сахарной косточки» аудиторам больше никто не кинет, а рынок аудирования банковской отчетности по МСФО поделен и освоен. Но аудиторы смотрят на пять лет вперед. По плану правительства в 2010 году вся экономика перейдет на МСФО. А банки были тренировочным забегом.

Стартовая площадка по МСФО

Банковский аудит в 2005 году демонстрировал наи­более высокие темпы роста по сравнению с другими видами аудиторско-консалтинговой деятельности. По данным РА «Эксперт» на 1 июля 2005 года, объе­мы рынка банковского аудита за год выросли почти на 52%. Бурному развитию этого направления во многом способствовал рост сектора услуг в области МСФО — а основными и самыми активными потре­бителями этих услуг являются банки.

Однако после такого существенного рывка воз­никают сомнения: а есть ли резервы для дальнейше­го роста? Или после «освоения» банковской отчетно­сти по международным стандартам на рынке устано­вится временное затишье, появятся признаки стагнации? В этом смысле интересен анализ ситуа­ции, который по просьбе «БО» представил президент Клуба банковских бухгалтеров, вице-президент бан­ка «Легион» Кирилл Парфенов. По его расчетам, на развитие рынка банковского аудита будут оказывать влияние несколько разнонаправленных тенденций.

Безусловно, аудиторы получили «в подарок» от Центробанка большой рынок — по количеству по­требителей услуг. Да и в денежном выражении полу­чается немалый рост. Банки вынуждены платить за аудирование отчетности дважды: по российским стандартам и по международным. «При этом сказать, что произошло удвоение, неправильно, — говорит К. Парфенов. — Аудит по МСФО стоит дороже, чем по РСБУ».

Вообще, провести экспертную оценку динамики объемов рынка банковского аудита без масштабного исследования практически невозможно, потому что крупные байки и до указания Банка России форми­ровали отчетность по международным стандартам, этого требовал их бизнес на внешних рынках, иност­ранные партнеры и т.д. Прирост спроса на услуги ау­диторов произошел за счет средних и малых банков. Большинству из них с практической точки зрения МСФО не нужны, и, как уже неоднократно говори­лось, они заинтересованы в минимизации расходов.

«Большая четверка» и другие крупные и средние аудиторские компании, в том числе члены междуна­родных сетей, по мнению Кирилла Парфенова (Клуб банковских бухгалтеров), не заинтересованы в осво­ении этой банковской «мелюзги». Да и сами мелкие банки не потянут расценки крупных аудиторов. Сле­довательно, открылся рынок для небольших аудитор­ских фирм. Единственным ограничением для бес­контрольного роста предложения со стороны ауди­торов является требование ЦБ РФ иметь минимальное количество сертифицированных аудиторов с до­кументами международного образца. На выполне­ние этих требований требуется время, малым ауди­торским компаниям нужен некоторый временной лаг, но уже очень многие фирмы вложились в «по­купку» специалистов с соответствующими сертифи­катами или на обучение существующих. И не только ради банков. У рынка аудирования отчетности по международным стандартам большой потенциал. Ожидается, что к 2010 году на МСФО перейдут дру­гие отрасли экономики, в том числе реальный сек­тор. Банки были только началом, и аудиторы рассма­тривают банковский рынок в этом смысле как стар­товую площадку, стимул роста и первоначальную окупаемость своих инвестиций в обучение и приоб­ретение специалистов, в расширение бизнеса.

Четверть миллиона не предел

О масштабах бизнеса небольшой или средней ауди­торской компании президент Клуба банковских бух­галтеров К. Парфенов судит следующим образом. Проверка небольшого банка стоит от 5 до 10 тыс. дол­ларов. Скромная аудиторская фирма вполне в состо­янии обслуживать по МСФО около десяти банков. Не исключено, что удастся заполучить хотя бы один банк чуть покрупнее, проверка которого уже обойдется в 20-30 тыс. долларов. Итого можно рассчитывать на доход в 100-120 тыс. долларов в год. К тому же, рос­сийские аудиторы и неизбежно занимаются консал­тингом по МСФО, и оказывают ряд образовательных услуг для клиентов, были случаи реализации некото­рых программных продуктов. На круг получится еще около 50-80 тыс. долларов в год за консалтинговые услуги. В целом 200-250 тыс. долларов только на «банковском МСФО» для напористой аудиторской компании не являются пределом возможностей.

Скромная аудиторская фирма вполне в состоянии обслуживать по МСФО около 10 банков. Косвенно расчеты г-на Парфенова подтверждает председатель совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа» Павел Гагарин. Размер выручки, полученной от банков этой аудиторской организа­цией, составляет порядка 120 тыс. у.е. за 9 месяцев 2005 года. При этом, по словам П. Гагарина, «Гради­ент Альфа» не имеет лицензии на проведение бан­ковского аудита, но участвует в консультировании банков по ряду вопросов, в том числе исследует ос­новные показатели устойчивости банков. Иными словами, аудиторы из «Градиент Альфа» осуществляют комплекс мероприятий, которые можно услов­но назвать аудиторской ревизией. «Иногда мы дела­ем подобные аудиторские ревизии по заказу потен­циальных или реальных клиентов банка для того, чтобы клиент понимал финансовое состояние банка, его управленческой структуры, перспективы его развития», — говорит Павел Гагарин. — Количество банков, которые обслуживает наша компания по этим вопросам, в 2005 году составило порядка 26—28 банков». В 2005 году количество обращений по этим вопросам выросло в 2,5 раза, что, по мнению П. Гага­рина, связано с увеличением банковских рисков и повышенным вниманием клиентов к вопросам фи­нансовой устойчивости банков. Для напористой аудиторской компании 200-250 тыс. долларов только на «банковском МСФО» не являются пределом возможностей.

Маленькиене значит жулики

Президент клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов опровергает распространенное мнение, что обращение в небольшую аудиторскую фирму со стороны банка однозначно свидетельствует о запро­се на профанацию аудиторской проверки отчетнос­ти по МСФО. Никто не гарантирует, что какая-ни­будь репутационная неприятность не случится с крупной или крупнейшей компанией. Никто не ожи­дал, что в одночасье рухнет знаменитый Arthur Andersen. Можно сомнева

БАНКОВСКИЙ АУДИТ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2005 ГОДА

Аудиторско-консалтинговая группа

Выручка

(тыс. рублей)

1

«BKR-Интерком-Аудит»

24 920

2

OBK(PKF)

24 582

3

«Марка Аудит»

22 652

4

«ФинЭкспертиза»

18 459

5

Екатеринбургский аудит-центр

14 740

6

«Петербургский банковский аудит»

14 456

7

«Моор Стивенс БалЭН»

13 465

8

«Horwatd МКПЦН»

9 550

9

«Руфаудит Альянс» (JPA International)

6 276

10

«PCM Топ-Аудит»

5 212

Источник: РА «Эксперт»

ться в благонадежности аудитора, но размер компании не является решаю­щим при выборе, считает эксперт.

Безусловно, крупный банк обратится к членам; «большой четверки» или в сетевую международную фирму. Многие средние банки, которые сегодня выбирают путь агрессивного развития, наращивания капитала и повышения узнаваемости брэнда, тоже пойдут за проверкой как минимум в сетевую ауди­торскую организацию — положение обязывает. В итоге 300-500 банков, по экспертной оценке К. Пар­фенова, станут клиентами «большой четверки» и се­тей. Остальные 700-800 банков, которым громкие имена аудиторов не по карману или не нужны с практической точки зрения, станут клиентами до­вольно многочисленного отряда средних и неболь­ших аудиторских компаний. И последние, скорее всего, будут заинтересованы не в легких деньгах за фальшивые проверки, а в работе на свое доброе имя и закреплении на рынке.

По наблюдениям эксперта, в малых аудиторских фирмах сегодня практикуется даже более жесткий подход, чем в крупных. Малая фирма не возьмет на обслуживание большой банк — у нее просто ресур­сов не хватит. А в небольшом банке аудитор может лично «перешерстить» все договоры, все документы, в то время как в крупном банке смотрят только самые важные.

Гадания и прогнозы

В результате можно сказать, что сливки рынка по-прежнему снимают крупнейшие аудиторские ком­пании, им достаются самые привлекательные плате­жеспособные клиенты из числа банков. Но в количе­ственном выражении, по числу потребителей услуги, рынок достался малым и средним аудиторам. И это неожиданное богатство определяет несколько инте­реснейших тенденций на будущее.

Прежде всего, надо говорить о качественном кад­ровом усилении аудиторских компаний. В этом году очень много специалистов учились и получали серти­фикат международного образца, и в следующем году будут учиться не меньше, потому что за один год удов­летворить потребности рынка в сертифицированных аудиторах невозможно. Кроме того, аудиторские ком­пании будут добирать специалистов для расширения консалтингового направления, считают эксперты.

«Развитие банковского аудита во многом будет зависеть от существенных событий на банковском рынке, — говорит К. Парфенов (Клуб банковских бухгалтеров). — Например, будет ли продолжаться активное вытеснение малых банков? Если да, то поле деятельности для небольших компаний сократится. Станет ли валютная либерализация реальным фак­том общественной жизни или лишь продеклариро­ванным порядком? В первом случае ожидается более активный выход российских банков на внешние рынки, массовый приход иностранных инвесторов, в том числе и на региональные банковские рынки. Со­ответственно, возрастет спрос на услуги «четверки» и сетевых международных компаний. Если же либе­рализация останется на бумаге, то банки будут стре­миться минимизировать расходы на оплату услуг ау­диторов и сохранится возможность для роста и ук­репления компаний второго-третьего эшелона».

Кстати, региональный рынок аудиторских услуг по МСФО скорее всего останется за местными ауди­торами. Более или менее заметные региональные банки, которым важно попасть в какой-нибудь топ-лист, будут стремиться заполучить иностранного ау­дитора или отечественную компанию из числа лиде­ров рынка. А все прочие будут стремиться к ограни­чению расходов. Поэтому активного освоения региональных рынков московскими аудиторами вряд ли произойдет — ведь к стоимости услуги следует прибавить расходы на командировку, в среднем около 2 тыс. долларов. А для значительного количества банков есть разница, платить 5 или 7 тыс. долларов.

Свое влияние на рынок аудиторских услуг может оказать окончательное решение вопроса о переводе муниципальных счетов в федеральное казначейство. «Большая четверка» и другие крупные аудиторы незаинтересованы в освоении банковской «мелюзги». Следовательно, открылся рынок для небольших аудиторских фирм.

Некоторое количество банков, которые сегодня хо­дят в лидерах рынка, федерального и регионального, испытают серьезный стресс. Не исключено, что не­которым из них придется начать экономить, в том числе на аудиторах.

С точки зрения цен на услуги аудиторов, считает Павел Гагарин («Градиент Альфа»), демпинговать ни­кто не будет. «Поскольку рынок довольно узкий, то любой крупный банк, любая крупная аудиторская компания могут подъемом или снижением цен пере­косить рынок как в одну, так и в другую сторону». Это не выгодно никому, да и банкам деваться некуда.

&nstrongsp;

Таисия Мартынова

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest