115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Архив

Новые тенденции развития розничных платежных услуг

03.10.2010
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа
Тематика:

 Методический журнал

«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке» №1(95) 2010г

Основные платежные технологии не могут рассматриваться вне исторического контекста их становления, который влияет на скорость и практику внедрения новых информационно-коммуникационных решений. Автор рассматривает основные тенденции развития технологий розничных платежных услуг, электронные платежные сервисы, их взаимосвязь и функциональные особенности. Приводится ряд нормативно-правовых рекомендаций, необходимых для модернизации соответствующего рынка платежных услуг.

Кредитные организации, которые выполняют функции основных расчетных институтов России, в свое время инвестировали средства в создание сетей банкоматов и других экваиринговых программно-аппаратных устройств. Инвестирование предполагает возврат вложенных средств, а для модернизации и приобретения нового оборудования требуются значительные финансовые затраты, что не всегда по силам российским финансовым посредникам. Поэтому скорость внедрения новых информационно-технологических решений, которые предоставляли бы качественно новый платежный сервис, не так высока, как этого хотелось бы потребителям платежных услуг.

Между тем необходимо отметить, что практика разработки перспективных платежных технологических решений представляется несколько однобокой. В основе пилотных проектов лежит экономический интерес поставщиков платежных услуг, государства и больших розничных организаций, но в то же время недостаточно представлены интересы потребителей этого вида услуг, их предпочтения и удобство работы. Много говорится о недостаточном финансовом образовании потребителей услуг, в связи с чем они очень мало влияют на тенденции развития платежных технологий. Представляется, что такое положение дел должно измениться, потому что в конечном итоге от предпочтений потребителей во многом зависит дальнейшее направление развития розничных платежных систем. В процесс модернизации и реформирования платежных технологий необходимо вовлечь представителей потребительского сообщества, и очень важно это сделать еще на этапе проектирования и разработки перспективных систем розничных платежей.

Тенденции развития дистанционного банкинга

Розничный дистанционный банкинг

Согласно международной терминологии, используемой в платежных и расчетных системах, в зависимости от величины расчетных операций платежи подразделяются на два основных вида. Платежи на крупные суммы (large-value payments) главным образом осуществляются между банками или между участниками на финансовых рынках и обычно требуют срочного и своевременного расчета. Розничные платежи (retail payments) — термин, характеризующий все платежи, не включенные в определение платежей на крупные суммы. Розничные платежи являются в основном потребительскими несрочными платежами сравнительно небольшой стоимости. Системы розничного перевода денежных средств обрабатывают большой объем относительно небольших по стоимости платежей в форме чеков, кредитовых переводов, прямых дебетов, операций через банкоматы и операций электронного перевода денежных средств в пунктах продаж. Кроме этого, денежные переводы, осуществляемые по банковской или почтовой системе, принято считать формой розничных платежей.

Основными платежными операциями для дистанционного банкинга в России являются расчетно-платежные услуги физическим лицам. Такие услуги до недавнего времени оказывали по преимуществу банки. Хотя некоторыми банками созданы собственные сети терминалов, на сегодняшний день значительная доля терминалов принадлежит небанковским компаниям расчетно-платежных услуг и эксплуатируется ими. Эти терминалы позволяют оплатить коммунальные услуги и другие счета (например, за телевидение, Интернет), внести квартплату, предоплату телекоммуникационных услуг, а также погасить потребительский кредит и оплатить другие виды товаров и услуг (например, покупки в Интернете, приобретение билетов).

Еще один динамично развивающийся рынок платежных услуг — эмитенты электронных денег на базе Интернета (этот термин пока не имеет определения в российском законодательстве). Клиенты вносят средства в систему через банки, платежные терминалы и банкоматы, почтовую сеть, другие системы электронных денег на базе Интернета и с помощью предоплаченных карт. Клиент может использовать электронные деньги для покупок в Интернете, внутренних и международных денежных переводов, погашения потребительских кредитов, оплаты коммунальных услуг и т.п.

Для развития рынка платежных услуг в системах электронных денег необходима разработка общего нормативно-правового обеспечения, регулирующего правила работы на этом рынке, поскольку в настоящее время такие системы функционируют на основании внутренних регламентов. Электронные деньги являются предпочтительным способом оплаты в Интернете. В настоящее время при Комитете по финансовому рынку Госдумы создана рабочая группа, которая будет работать над законопроектом по электронным платежным системам. В нее вошли крупнейшие игроки рынка систем электронных платежей. Кроме этого, недавно создана ассоциация «Электронные деньги», в которую вошли четыре крупнейшие российские компании, работающие в сфере электронных платежей: WebMoney, «Яндекс. Деньги», QIWI, i-Free, национальная ассоциация участников электронной торговли и национальное партнерство участников микрофинансового рынка. Первоначальная задача рабочей группы и ассоциации — выработка методов правильного регулирования рынка электронных денег. Среди задач второстепенных, но требующих быстрого решения, — повышение прозрачности рынка, разработка единого метода подсчета финансовой информации, на основе которой составляются отчеты компаний, предоставляющих услуги, и подсчитывается объем рынка.

Предоставление розничных платежных услуг посредством дистанционного банкинга также осуществляется Федеральным государственным унитарным предприятием Почта России, которое старается совершенствовать технологии платежных услуг.

В области развития мобильных платежных услуг в нашей стране создается универсальная платежная платформа (УПП), которая будет способствовать развитию дистанционного банкинга для оплаты товаров и услуг с использованием существующих и перспективных сетей связи. Универсальная платежная платформа представляет собой совокупность организационных связей и технических средств операторов связи, банков и других участников рынка мобильной коммерции, обеспечивающих абонентам различных операторов связи одинаковую возможность совершения платежных операций с помощью мобильных телефонов. Создание мобильной платежной платформы — пилотный проект для развития мобильных платежей, обеспечивающий с помощью мобильного телефона возможность оплаты в общественном транспорте, на парковке, в киосках, на терминалах и в банках. Разработка УПП в России создает условия для реализации системы мобильной коммерции, которая является одним из ключевых направлений развития мирового рынка телекоммуникаций. Выступая логическим продолжением электронной коммерции, мобильная коммерция является результатом объединения передовых технологий мобильной связи, Интернета, финансовых услуг и онлайновой торговли. Мобильная коммерция подразделяется на два направления — мобильный банкинг и мобильные платежи. В то время как макроплатежи выступают прерогативой мобильного банкинга, основная сфера применения мобильных платежей — микроплатежи, актуальные в сфере оплаты розничных товаров и услуг. Первые пилотные проекты, использующие возможности универсальной мобильной платформы, планируется провести в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

Развитие розничных платежей

Специалисты международной консультативной группы CGAP, рассмотрев состояние дистанционного банкинга в России, для максимизации потенциала дистанционного банкинга предложили изменить российское законодательное обеспечение платежных услуг и внести изменения в закон о банках, чтобы:

  • разрешить агентам оказывать более широкий спектр услуг, таких как обработка и выдача займов и привлечение вкладов;
  • устранить ограничения в отношении получателей платежей и плательщиков по агентским схемам (т.е. не ограничиваться физическими лицами).

Кроме того, для содействия банковскому обслуживанию населения отдаленных территорий РФ в аналитической записке CGAP рекомендуется разрешить почтовым отделениям выступать агентами банков.

В соответствии с рекомендациями специалистов CGAP в России было бы целесообразно принять закон о национальной платежной системе. Такой закон должен прояснить статус небанковских поставщиков услуг по приему платежей, а на его основе могут быть разработаны другие нормативные акты, разъясняющие технику оказания таких услуг. Помимо этого, закон мог бы разрешить Центральному банку Российской Федерации устанавливать минимальные требования к созданию и деятельности небанковских платежных агентов, в том числе требования к их капиталу и ликвидности, ограничения на вложение средств и требования к отчетности. Помимо этого, закон мог бы дать право Банку России проводить проверки небанковских поставщиков платежных услуг (аналогично праву ЦБ РФ проводить проверки банков и кредитных организаций, оказывающих расчетно-платежные услуги).

В отношении электронных денег предлагается следующее: дать определение электронных денег и их эмитентов, назначить регулирующий орган и принять положения о регулировании. Для целей дистанционного банкинга было бы полезно установить четкое разграничение ролей регулятора банковской сферы и регулятора телекоммуникаций, а также ввести четкий, безопасный и надежный режим осуществления операций в электронной торговле. Регулирование электронных денег должно быть пропорционально существующим рискам. Для некредитных организаций — эмитентов электронных денег (включая действующих эмитентов электронных денег на базе Интернета) следует установить обязательные правила; например, в части максимальной суммы операции на одного клиента и максимальной суммы остатка на счетах электронных денег, нормы ликвидности и платежеспособности, а также в части доверительного хранения чистого дохода клиентов на счетах электронных денег.

Мировые тенденции развития нормативно-законодательного обеспечения предполагают создание конкурентной среды в области предоставления платежных услуг. Так, например, Европейской комиссией была принята Директива о платежных услугах, призванная упорядочить рынок платежей, согласно которой на этом рынке должны конкурировать три типа организаций: банки (и другие кредитные учреждения), специализированные платежные учреждения и учреждения электронных денег. Указанная директива определяет современные и согласованные юридические рамки для платежных услуг, устанавливает правила осуществления платежных операций с использованием электронных средств.

В России дистанционный банкинг в перспективе способен повысить доступность финансовых услуг для физических и юридических лиц. Для этого, помимо развития информационных и коммуникационных технологий, необходима современная нормативно-правовая база, которая:

  • позволит использовать широкий круг агентов для оказания разнообразных услуг за пределами банковских офисов, увеличив тем самым количество точек обслуживания;
  • упростит порядок открытия счетов (как с личным присутствием, так и дистанционно), идентификации клиентов и требования отчетности для всех видов финансовых транзакций без ущерба для соответствующих стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • позволит широкому кругу организаций (подлежащих соответствующему надзору) оказывать расчетно-платежные услуги и выпускать электронные деньги, что будет способствовать появлению различных инноваций.

Предполагается, что новая концепция нормативно-правового регулирования дистанционного банкинга с охватом всех видов платежей будет содержаться в разрабатываемом законе «О национальной платежной системе», в котором следует:

  • дать юридическое определение «платежа»;
  • установить регулирование платежных отношений;
  • раскрыть процедуры регулирования платежных методов;
  • раскрыть вопросы организации и регулирования национальной системы на базе платежных карт;
  • дать определения и установить порядок регулирования электронных денег.

Следует обратить внимание на то, что российский рынок платежных услуг в сфере дистанционного банкинга существенно монополизирован государственными банками и корпорациями, что отрицательно сказывается на развитии конкуренции в области розничных платежей. Так, например, в настоящее время монопольное положение в своих областях деятельности занимают Сбербанк России и Почта России.

Тенденции развития технологий предоставления розничных платежных услуг

Общие тенденции развития

В настоящее время наблюдается значительный рост использования электронных платежных инструментов, прогнозируется, что пик использования электронных платежей произойдет после 2010 года. Современный процесс развития показывает, что в ближайшем времени можно ожидать, что платежные услуги станут:

  • более быстрыми;
  • более дешевыми;
  • более безопасными;
  • более удобными и простыми при отправке и получении платежей;
  • более интегрированными по функциональному назначению и приспособленными к бизнесу клиентов и его производственным процессам.

Функциональное развитие розничных платежных систем и услуг, которые оказывают расчетные и технологические организации, в рамках осуществления платежей тесно связано с развитием платежных инструментов и технологий. Возможно, что в скором времени не будет никакой потребности дифференцировать технические операции между различными платежными инструментами, Однако в настоящее время перспективы развития инструментов и технологий по предоставлению платежных услуг можно условно классифицировать по следующим типам:

  • платежные услуги, предоставляемые в рамках документарных форм расчетов;
  • услуги при осуществлении расчетов платежными картами;
  • мобильные платежные услуги;
  • платежные услуги в системах электронных денег.

Следует обратить внимание на то, что вышеуказанное разграничение платежных услуг является весьма условным. В реальной среде функционирования розничных платежных систем инструменты и средства осуществления платежно-расчетных операций могут быть естественным дополнением друг друга.

Основная задача развития рынка платежных услуг состоит в том, чтобы скоординировать различные новые технические решения в целостный проект, охватывающий все платежные инструменты.

В финансовой отрасли основными разработчиками международных стандартов являются такие глобальные организации, как ISO (International Organization for Standardization), UN/CEFACT (United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business), W3C (World Wide Web Consortium) и OMG (Object Management Group), которые непосредственно отвечают за разработку и конвергенцию технических и финансовых стандартов. В состав разработчиков UNIFI также входит SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication).

Составными частями UNIFI являются:

  • методология для разработки стандартов сообщений на основе моделирования бизнес-процессов на языке UML (Unified Modeling Language);
  • синтаксис языка разметки XML (eXtended Markup Language);
  • центральный финансовый архив (словарь и каталог сообщений).

Наиболее инновационной характеристикой UNIFI является методология моделирования, которая отделяет бизнес-стандарт от форматов физического сообщения. Модели эволюционируют вместе с бизнесом, в то время как форматы сообщений эволюционируют вместе с технологией, что дает возможность получать преимущества от последних инновационных разработок: автоматизации, легкости внедрения, открытости и экономичности финансовых продуктов. Комбинация методологии бизнес-моделирования и обратного инжинирингового подхода делает UNIFI уникальным инструментом разработки, целью которого является конвергенция различных финансово-технологических стандартов. Одновременно с этим предлагается облегченная функциональная совместимость с другими существующими наборами сообщений (сосуществование).

Каждый субъект финансового взаимодействия может иметь свой собственный набор «информационных объектов» (слов) для выражения различных бизнес-концепций. Целью UNIFI являются идентификация и стандартизация «слов», которыми обмениваются организации, и их сохранение в «словаре данных» архива UNIFI. Применяя согласованные стандартные «слова» как детали конструктора, лица, использующие возможности UNIFI, могут строить не зависящие от синтаксиса модели сообщений, которые затем могут быть трансформированы в сообщения формата, соответствующего желаемому синтаксису. Методология моделирования позволяет разработчикам зафиксировать «бизнес-стандарт» до появления физического формата будущих сообщений и независимо от них. Эта методология моделирования финансового взаимодействия использует синтаксис UML.

Другой важный компонент UNIFI — это его набор прелиминарных правил дизайна по превращению моделей сообщений в физические форматы сообщений в желаемом синтаксисе — сегодня это синтаксис XML. Такой подход обеспечивает то, что все схемы UNIFI XML имеют одинаковую структуру и являются, таким образом, предсказуемыми для получателя (и разработчиков приложений программного обеспечения), а следовательно, более легкими для автоматизации. Поскольку правила дизайна четко отделены от методологии моделирования, обеспечивается неизменность моделей в случае, если синтаксис XML будет заменен лучшим синтаксическим решением. Выбор другого синтаксиса не приведет к необходимости менять модели: изменятся только правила для преобразования моделей сообщений в желаемые форматы сообщений.

Предполагается, что реализация общей платформы для разработки финансовых сообщений на базе UNIFI поспособствует стандартизации полного комплекса процедур электронного взаимодействия, используемого в финансовой отрасли. На основе бизнес-моделирования будут разработаны формализованные электронные сообщения, обеспечивающие взаимодействие плательщиков и получателя средств для осуществления электронной коммерции. То есть весь процесс платежно-расчетного электронного документооборота, начиная от процедур заключения договора, выставления счета, осуществления оплаты и заканчивая подтверждением расчетных операций, будет формализован на основе сообщений стандарта ISO 20022. Областью стандартизации платежного взаимодействия являются различные платежные инструменты (документарные и бездокументарные), а также финансовые и торговые услуги (рынки ценных бумаг, обмена валют и товарные биржи). Такая стандартизация даст возможность сквозной автоматизированной обработки сообщений, циркулирующих между кредитными организациями, их клиентами, финансовыми рынками и платежными системами.

Развитие инструментов и технологий

Основной тенденцией развития систем на основе платежных карт является переход от использования карты с магнитной полосой к смарт-карте с микропроцессором, которая содержит микросхему памяти. По типу взаимодействия со считывающим устройством различают смарт-карты трех основных видов — контактные, бесконтактные, а также карты со сдвоенным интерфейсом, сочетающие характеристики первых двух видов. Контактные карты взаимодействуют со считывателем посредством непосредственного соприкосновения металлической контактной площадки карты и контактов считывателя. Данный метод считывания просто реализуем, но повышает износ карты при частом использовании. Бесконтактные карты имеют встроенную катушку индуктивности, которая в электромагнитном поле считывателя обеспечивает питанием микросхему, выдающую информационные радиосигналы. Такой метод считывания позволяет часто использовать карту без износа самой карты и считывателя. Карты со сдвоенным интерфейсом имеют одновременно и контактную площадку, и встроенную катушку индуктивности. Такие карты позволяют осуществлять работу с разными типами считывателей.

Для смарт-карт существует несколько международных стандартов, определяющих практически все свойства карт, начиная от размеров, свойств и типов пластика и заканчивая содержанием информации на карточке, протоколов работы и форматов данных. Основным стандартом является ISO 7816 «Идентификационные карты — карты с микросхемой с контактами», который состоит из шести частей, регламентирующих физические характеристики, размер и расположение контактов, сигналы и протоколы, структуру файлов, адресацию и команды обмена.

Конкуренция систем, использующих в качестве инструмента расчетов платежные карты и мобильные средства связи, характеризуется тенденцией использования микропроцессорных карт и мобильных телефонов в качестве платежных платформ. В настоящее время активно развиваются технологии бесконтактных платежей. Основные технологии развития в этой области определяются конкуренцией между телефонами с модулем беспроводной связи ближнего радиуса действия (NFC-телефонами) и бесконтактными картами. Каждый инструмент оплаты имеет свои достоинства и недостатки.

Мобильная платформа дает возможность с помощью мобильного телефона пользоваться скидками, производить платежи в режиме онлайн, платежи с одного мобильного телефона на другой, а также управлять счетом. Наличие экрана предполагает персональные отношения с каждым покупателем. Телефон позволяет обойтись без бумажных документов, так как на него можно отправить электронный. С помощью телефона (в отличие от карты) можно не только производить платежи, но и принимать их, что в целом меняет индустрию платежей. Но у телефона меньше устройств для оплаты, чем у бесконтактной карты. Большим препятствием является отсутствие стандартов интерфейса мобильных телефонов. В частности, до недавних пор было неясно, где банки, поставляющие услуги через мобильный телефон, могут разместить свои логотипы. Smart Card Web Server (стандартизированный веб-сервер, располагающийся на сим-карте) отчасти решает эту проблему.

Что касается бесконтактных платежных карт, то это обычные карты с дополнительными возможностями. Правда, чтобы использовать данные карты именно как бесконтактные, требуется установить специальные терминалы в торговых точках, а если у плательщика в кошельке несколько бесконтактных карт, то терминал «не будет знать», какую из них выбрать. Телефон же позволяет указать карту, с помощью которой необходимо произвести платеж.

Значительное влияние на развитие систем, использующих электронные средства платежа, оказывает прогресс в области разработки устройств, которые взаимодействуют с носителями электронной платежной информации и осуществляют функцию доступа к расчетным средствам клиентов. Программно-аппаратные устройства, используемые для считывания информации о денежных средствах клиента, обычно называют POS-терминалами, их совершенствование предоставляет новые возможности для развития экваирингового бизнеса. В настоящее время платежные POS-технологии постоянно усложняются, но основная тенденция развития направлена на создание мультимедийных и многофункциональных устройств, при помощи которых осуществляются получение и отправка денежных средств (работа со счетом), а также оплата за предоставленные товары и услуги. Мультимедийные терминалы позволяют в одном устройстве совместить несколько типов считывателей информации. Например, в одном POS-терминале может осуществляться прием карт с магнитной полосой, смарт-карт (контактных и бесконтактных), мобильных платежных сообщений посредством SMS или интернет-протоколов. Новые POS-технологии позволяют использовать в пунктах приема электронных платежных средств различные способы самообслуживания на базе проводных и беспроводных POS-терминалов, что значительно расширяет сферу их применения.

Основной вопрос, ответ на который определяет развитие систем электронных денег: «Сделает ли дальнейшее развитие розничных банковских услуг электронные деньги ненужными?» С развитием технологий предоставления платежных услуг для клиентов задача перевода денежных средств из одной системы в другую существенно облегчится, поэтому «оцифровка денег» станет технически несложной процедурой. В связи с этим представляется, что электронные деньги в Интернете станут очень востребованной платежной услугой и займут соответствующую финансовую нишу. Это заключение только подтверждает совместный проект «Яндекс. Деньги» и Альфа-Банка, в рамках которого соединили банковский счет и счет в системе электронных денег. Клиент Альфа-Банка, являясь пользователем услуги «Альфа-Клик», может в режиме онлайн перевести деньги на любой счет в «Яндекс. Деньги», а пользователь «Яндекс. Деньги» может в онлайне вывести деньги на привязанный счет в Альфа-Банке. Таким образом, совместная работа систем электронных денег и банковских платежных систем приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. Для потребителей платежных услуг создаются следующие преимущества:

  • простота и удобство (просто подключиться, удобно платить);
  • дешевизна (минимальные затраты для магазина на интеграцию, платеж в магазин без комиссии для пользователя);
  • круглосуточность и мгновенность (интернет-среда круглосуточная, мелкие покупки часто спонтанны).

Тезис о конкуренции между Интернетом и мобильными телефонами также не совсем верен применительно к платежной сфере. В развитых странах все большей популярностью пользуется интернет-банкинг, а в развивающихся — доступ к банковским услугам с помощью мобильного телефона. В некоторых районах России Интернета может не быть, а с мобильным телефоном при помощи специальных протоколов взаимодействия можно получить доступ к Сети без компьютера, модема и телефонной линии. Такой способ работы клиентов платежных систем все шире применяется в платежных технологиях для финансовых транзакций и получения платежной информации.

Проекты в области инновационных платежных технологий

Практика внедрения

Практическое применение свойств и характеристик современных платежно-расчетных технологий может быть использовано в региональных и федеральных социальных проектах, а также при разработке и функционировании национальной платежной системы (НПС).

В настоящее время в России пилотные проекты в области создания прототипов и элементов НПС в основном ориентированы на применение банковских карт в качестве инструментов оказания платежных услуг. В связи с этим далее рассматриваются отдельные проекты и технологии, в рамках которых отрабатывается практика применения пластиковых карт при организации финансово-хозяйственного взаимодействия.

Одним из направлений перспективных разработок являются проекты создания систем социальных карт на базе многофункциональных пластиковых карт. Самым масштабным является проект создания социальных карт, выполняемый ЗАО «Сберкарта» Сбербанка России, который направлен на развитие государственно-частного партнерства при реализации проектов в социальной сфере. Социальная карта может сочетать функции электронного удостоверения льготника, транспортной и банковской карты, идентификатора системы социальных расчетов и учета льгот и т.д.

Перед государством стоит ряд актуальных задач в области реформы экономики и системы социального обеспечения. Решение этих задач только за счет государства предполагает выделение значительных бюджетных ассигнований. Привлечение к этой работе российских кредитных организаций позволит значительно сократить объем бюджетных инвестиций и ускорить реализацию государственных проектов. Коммерческие банки заинтересованы в обслуживании бюджетных потоков и поэтому могут инвестировать собственные средства в создание необходимой инфраструктуры. По мнению специалистов ЗАО «Сберкарта», основные экономические интересы кредитной организации для участия в социальных проектах следующие:

  • привлечение средств держателей социальных карт;
  • получение дохода от эмиссии и эквайринга карточных продуктов;
  • расширение и диверсификация клиентской базы за счет держателей социальных карт;
  • расширение оказываемых услуг;
  • извлечение дополнительного комиссионного дохода;
  • развитие инфраструктуры приема и обслуживания карт;
  • использование инфраструктуры партнеров — участников социальных проектов для продвижения финансовых сервисов банка;
  • развитие отношений с партнерами — участниками социальных проектов (в первую очередь региональными администрациями), что позитивно скажется на других проектах банка в регионах.

Еще одним направлением развития карточного бизнеса являются «кобрендинговые» программы банков и организаций, занимающихся розничными продажами. В рамках таких проектов проводятся продуктовая персонализация и управление потребительским поведением, предполагающие:

  • сегментацию клиентов на группы по набору признаков/потребностей;
  • формирование персонального пакета услуг для каждой целевой группы;
  • определенный набор каналов продаж и взаимодействия для каждой группы;
  • предложение продукта, подтверждающего принадлежность к группе или удовлетворяющего потребность;
  • комплексное управление маркетинговыми кампаниями.

Мнение

Павел Гагарин  ГК «Градиент Альфа», председатель совета директоров: «По моему мнению, ощущается нехватка пропаганды и рекламы платежных систем с акцентом на простоту и удобство пользования ими. Людям необходимо доходчиво объяснить, что достаточно один раз уделить немного времени обучению работе с такими системами — и больше никогда не придется стоять в очередях в Сбербанке. У многих людей, особенно старшего поколения (а это огромный сектор потребителей), существует психологический барьер, мешающий им пользоваться новыми технологиями. Кроме того, терминалы должны быть удобнее в работе. До сих пор существует множество недоработок, таких как отсутствие удобного интерфейса и четких инструкций по использованию. Если человек готов воспользоваться системой, но, подойдя к терминалу, элементарно не понимает, на какие кнопки ему следует нажимать, то он просто уходит и выбирает более простые, с его точки зрения, способы оплаты.

Подчеркнем, что существующих инструкций по использованию платежных терминалов недостаточно. Сотрудники магазина или другого учреждения, где установлены системы, не хотят или не могут консультировать всех желающих. Поэтому одной из целей при проектировании систем должны стать более дружелюбный интерфейс и более простые и понятные, с точки зрения потребителей, технологии. Возможно, для оплаты коммунальных платежей имело бы смысл выделить отдельные системы. Также я бы рекомендовал пересмотреть комиссионные, которые иногда достигают 10%. На мой взгляд, это слишком много, особенно для пенсионеров, для которых стоило бы ввести льготные тарифы.»

Создается платежная среда, в которой каждому потребителю предоставляется своя карта, по каждой карте определен свой набор услуг.

Перспективы развития

Российский карточный рынок подошел в своем развитии к определенному этапу, когда от регулятора и участников этого рынка требуется принятие решения о дальнейшем направлении развития. Основные проблемы этого рынка следующие:

  • все более усиливающаяся технологическая и экономическая зависимость российского рынка от международных платежных систем (МГТС) Visa и MasterCard;
  • отсутствие достойной конкуренции МПС Visa и MasterCard со стороны российских платежных систем;
  • низкий уровень использования платежных карт для осуществления безналичных расчетов в местах торговли и оказания услуг;
  • платежные карты используются в основном как инструмент получения наличных денег в банкоматах.

В качестве механизма решения названных проблем российского рынка платежных карт рассматривается построение в России Национальной системы платежных карт (НСПК). Информация о создании системы «Российская платежная карта» прописана в законопроекте о национальной платежной системе. Основные критерии построения НСПК сформулированы следующим образом:

  • оператором НСПК и ее расчетным банком должны быть резиденты, то есть российские организации;
  • избранный вариант построения НСПК должен отличаться от других возможных вариантов меньшими финансовыми затратами и временем на его реализацию;
  • создаваемая НСПК должна строиться на основе микропроцессорной карты, обеспечивающей, по сравнению с картами с магнитной полосой, более широкие возможности функционального использования, более высокий уровень безопасности;
  • платежная карта НСПК (она же национальная карта) должна быть функционально ориентирована не только на банковские приложения, но и на другие приложения, актуальные для населения.

Несмотря на то что закон «О национальной платежной системе» пока не принят, в России уже появились первые карты под брендом НСПК. Первые такие карты в рамках пилотного проекта выпустили платежные системы «Золотая Корона» и Union Card совместно с региональным ЗАО КБ «Фиа-Банк» (Тольятти). Однако Сбербанк, ВЭБ и создаваемый федеральный почтовый банк рассматриваются как организации, на которые могут быть возложены функции оператора НСПК.

Перспективные проекты, сочетающие возможности оплаты товаров и услуг при помощи платежных карт, электронных денег и мобильных платежей, реализуются в рамках концепции УПП и представлены несколькими функционирующими платежными системами. Указанные проекты обычно выполняются совместно операторами мобильных систем, кредитными организациями и (или) операторами систем электронных денег. В рамках этих систем успешно осуществляется финансовое, информационное и технологическое взаимодействие при совершении платежей. Рынок мобильной коммерции имеет громадный потенциал, но для полноценного развития мобильного рынка платежных услуг требуется соответствующее нормативно-правовое обеспечение этого рынка, которое в настоящее время в России только разрабатывается.

Автор В.Ю. Копытин

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest