115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Определяем текущую рыночную стоимость безвозмездно полученного имущества

01.09.2011
Автор: Ильинова Татьяна Алексеевна
Тематика:

Сайт журнала «Налоговый вестник», 01.09.2011

Вопрос:

— Как определяется текущая рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества, а также имущества, полученного в результате ликвидации внеоборотных активов, с учетом НДС или без учета НДС?

Отвечает Татьяна Ильинова, заместитель руководителя аудиторско-правового департамента аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»:

— Согласно п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.

Принципы определения рыночной цены предусмотрены ст. 40 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

При этом  рынком товаров (работ, услуг) признается сфера их обращения, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель, незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Нормы ст. 40 НК РФ предусматривают следующие методы определения рыночной цены:

  • метод сопоставимой цены;
  • метод цены последующей реализации
  • затратный метод.

Указанные методы определения рыночной цены работ должны применяться последовательно, каждый следующий метод применяется при невозможности применения предыдущего.

Первый вариант согласно п. 9 ст. 40 НК РФ предусматривает при определении рыночных цен учитывать информацию о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей и разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями существенно не влияет на цену.

В качестве информации для определения рыночных цен могут быть использованы официальные источники информации, такие как:

  • данные о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов.

Если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) идентичных сделок нет, предложения на рынке таких товаров, работ или услуг отсутствуют, информация об источниках определения рыночных цен не недоступна, то п. 10 ст. 40 НК РФ предусматривает использовать для определения рыночной цены метод цены последующей реализации.

Данный метод предполагает, что рыночная цена товаров (работ, услуг) реализуемых продавцом, определяется как разность цены последующей реализации, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены приобретения) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров (работ, услуг), а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг) обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении доходов ст. 248 НК РФ предписывает исключать из них суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг и имущественных прав. Такими налогами являются:

  • налог на добавленную стоимость, определяемый в соответствии с гл. 21 НК РФ;
  • акциз, определяемый в соответствии с гл. 22 НК РФ.

По нашему мнению, НДС добавляется к определенной в порядке ст. 40 НК РФ рыночной цене при реализации безвозмездно полученного товара (работы, услуги).

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.