115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Ответственность за налоговые и финансовые нарушения. Тенденции 2013 года. Чего ждать в 2014 году?

26.09.2013
Автор: Гагарин Павел Александрович
Тематика:

Тезисы выступления Павла Гагарина на круглом столе «Новые правила налогового контроля: взгляд бизнеса» в Торгово-промышленной палате РФ
Изменение налогового регулирования является частью так называемой национализации элит, проявления которой очевидны в законодательстве и правоприменительной практике. В материале рассматриваются ключевые внешние факторы, влияющие на налоговый климат в России, сотрудничество России с ОЭСР и FATF, а также основные нововведения 134-го «антиотмывочного» закона (Федеральный закон от 28.06.2013 г. №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»).


Налоговое регулирование как часть «национализации элит»

Контекст изменения налогового регулирования в России выходит далеко за его пределы. Большое значение в этом контексте имеет так называемая «национализация элит». Она, по сути, является неформальным процессом, в официальных документах не упоминается, однако ее проявления видны в законодательстве и правоприменительной практике.

Условно можно выделить несколько таких проявлений.

Наиболее громкое — запрет чиновникам иметь активы и счета за рубежом (Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»). Он был инициирован лично президентом Владимиром Путиными, процесс разработки закона и согласований занял меньше полугода, что говорит о его «принципиальной важности» для современной России.

Второй признак «национализации элит» – повышение приоритетности российского законодательства по сравнению с иностранным. Это проявилось, например, в принятии «закона Димы Яковлева», противоречащего международным договорам России. Как практикующие налоговые консультанты мы заметили следующую тенденцию арбитражной практики, связанную с налоговыми спорами. Налоговая «оптимизация» напрямую не запрещается российскими законами, поэтому до недавнего времени, если в обвинениях налоговиков не было доказано отсутствие экономической целесообразности той или иной международной операции (которая, по сути, являлась звеном в схеме по «оптимизации»), суд становился на сторону налогоплательщика. В последние месяцы число противоположного развития событий значительно выросла.

Наконец, третья проекция «национализации элит» — так называемый «курс на деофшоризацию», который также пока не выражен в каком-либо документе, но четко прослеживается в выступлениях первых лиц страны. В 2013 году Россия, председательствовавшая в G20, сделала вопрос о международной борьбе с уходом от уплаты налогов центральным в повестке деятельности этой организации. (Впрочем, мы лишь подхватили эстафетную палочку, так как на проблему уже давно обращено внимание нескольких международных игроков.)

Россия и ОЭСР

Сразу после вступления в 2012 году в ВТО Россия активизировала переговоры о членстве с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые планируется завершить не позднее 2015 года. Эта организация объединяет практически все наиболее развитые государства, поэтому вступление в нее для России носит большое репутационное значение. Тем не менее, членство предполагает определенную стандартизацию законодательства, в том числе и в налоговой сфере.

Одним из направлений деятельности ОЭСР является борьба с отмыванием денег. Организация составляет списки офшоров, стимулирует эти государства к приведению своего законодательства в соответствие с принятыми в ОЭСР стандартами. Второе направление взаимодействия с офшорами – подписание двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. В 2013 году Россия присоединилась к конвенции ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках (Multilateral Convention on Mutual Assistance in Tax Matters), которая предполагает такие соглашения. О намерении добиваться вместе с ОЭСР повышения прозрачности офшоров неоднократно заявлял президент Владимир Путин (в частности при оглашении бюджетного послания 13 июня, на саммите G8 17 июня, на Петербургском международном экономическом форуме 20 июня 2013 г.). Окончательные договоренности по этому поводу были заключены и между странами «большой двадцатки» на питерском саммите в начале сентября. Согласно подписанным договоренностям уже с 2015 года в странах «двадцатки» заработает автоматическая система обмена налоговой информацией.

Действия ОЭСР уже приводят к тому, что офшоры, находящиеся в «сером» списке, составленном организацией (туда входит 41 государство), постепенно обеляются, что, естественно, затрудняет их использование для ухода от налогов. Для России, в которой схемы с участием оффшоров все еще широко распространены, это имеет большое значение с точки зрения увеличения собираемости налогов.

Россия и США

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, Закон о налогообложении иностранных счетов) – аналог конвенции ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках, только инициатором его являются Соединенные Штаты Америки, и распространяется он на резидентов этого государства. Согласно законопроекту все зарубежные банки с 2014 года будут обязаны раскрывать налоговым службам США всю информацию о счетах американских граждан и компаний. Стимулом к такому раскрытию должна стать, прежде всего, повышенная комиссия в 30% за любые транзакции с американскими компаниями. Чтобы избежать нарушения национального законодательства (в большинстве развитых стран передача налоговой информации возможно только с санкции суда), все заинтересованные государства должны подписать специальное соглашение с США об обмене налоговой информацией.

Россия намерена присоединиться к соглашению, но пока есть политическая проблема: российскому руководству трудно решиться подписать документ, распространяющий американский закон на российскую юрисдикцию.

Россия и FATF

Довольно активно идет работа России в Группе разработки мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF). Это межправительственная организация, куда Россия была принята еще в 2003 году. Тем не менее, на налоговый климат внутри России это всерьез сказалось только в этом году. 28 июня 2013 года президент РФ подписал закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», разработанный как раз с учетом рекомендаций FATF.

Закон серьезно расширяет права налоговых органов в части доступа к счетам физических и юридических лиц, ужесточает санкции за незаконный денежный оборот, за регистрацию и использование фирм-«однодневок». Причем под подозрение теоретически (правоприменительная практика пока не наработана) могут попасть также добропорядочные налогоплательщики, если будет установлена даже косвенная связь с нелегальными схемами.

В числе ожидаемых нами последствий практического применения этого закона – суды при рассмотрении налоговых споров теперь чаще будут становиться на сторону налоговиков.

Нововведения закона 134-ФЗ

Главное нововведение – понятие «бенефициарный владелец», а также обязательство банков «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры» по установлению конечных собственников компаний-клиентов. При этом банкам дается право отказывать в открытии счета компаниям, с неустановленными бенефициарными владельцами. Это потребует серьезных дополнительных затрат со стороны банков на внедрение системы получения, хранения, обновления (по закону — не реже 1 раз в год) и передачи органам этой информации.

В России основная схема вывода денег в офшоры – через фиктивные внешнеторговые операции, в том числе через страны Таможенного союза. Поэтому с точки зрения «деофшоризации», пожалуй, самое существенное нововведение – снятие каких бы то ни было преференций в области таможенного регулирования для уполномоченных экономических операторов (УЭО), работающих с офшорами.

Очень важное новшество, которого в первой версии не было, ‑ запрет людям, с непогашенной судимостью за экономические преступления или преступления против государственной власти, занимать сколько-нибудь значимые руководящие должности в финансовых организациях (банках, инвестиционных компаниях, инвестфондах, лизинговых компаниях, МФО). Учитывая российские реалии, угроза уголовного преследования за экономические преступления, может стать серьезным инструментом давления на предпринимателей.

Также с этим запретом связано дополнительное требование уведомлять регулирующие органы(например, ЦБ) ‑ о назначениях или отставках руководителей компаний-участников рынка ценных бумаг. Для кредитных организаций, которые играют на рынке ценных бумаг, к счастью, такое требование отсутствует.

Повышение статуса ЕГРЮЛ, как хранилища данных об организациях. Теперь предпринимателям надо тщательнее следить за актуальностью сведений в этой базе, так как налоговые службы будут судить по ним о добросовестности налогоплательщика.

Ужесточение контроля за сведениями в ЕГРЮЛ направлено на ужесточение контроля за регистрацией фирм-«однодневок». В частности, станет сложнее зарегистрировать юрлицо, у которого затруднительно или невозможно установить владельца или которое зарегистрировано в несуществующем помещении. В законе также формализуется и дополняется список оснований для отказа в регистрации юридического лица. Может быть, для борьбы с отмыванием денег это плюс, но для российского законопослушного бизнеса лишняя преграда – явный минус. Впрочем, без правоприменительной практики пока нельзя однозначно сказать, насколько это ужесточение коснется добросовестных предпринимателей.

Важное нововведение закона – повышение ответственности за противоправные действия в области отмывания денег. В частности, ужесточаются санкции за легализацию преступных доходов, неперечисление положенных за внешнеторговые операции средств, переводы средств с использованием подложных документов, контрабанду наличных денег. Причем это касается как предпринимателей и физических лиц (в случае с контрабандой), так и финансовых организаций, не углядевших и/или не сообщивших о сомнительной операции.

Самое обсуждаемое положение закона: теперь банки обязаны предоставлять в налоговые органы в течение трех дней информацию об открытии или закрытии счетов (или изменении реквизитов счетов) юридических и, самое важное, — физических лиц. Впрочем, ЦБ еще должен разработать порядок предоставления такой информации.

Информацию о движении средств на счетах налоговики будут иметь право получить в течение трех дней со дня передачи мотивированного запроса. Основания: проведение проверки, решение о взыскании налога, решение о приостановлении операций по счетам. В случае с физическими лицами дополнительно понадобится согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального налогового органа. Изначально этой оговорки в отношении физлиц не было, поэтому расширение доступа налоговых органов к счетам физических лиц вызвало бурную реакцию профессионального сообщества. Это положение неоднократно обсуждалось на разных площадках, в том числе на совещании у премьер-министра.

Интересно, что в законе есть также положение о передаче информации о движении средств по счету иностранным налоговым службам. Это открывает дорогу заключению Россией двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией с другими странами.

Законом серьезно расширяется и формализуется ответственность лиц, контролирующих юридическое лицо, по долгам этого юрлица в случае его банкротства. Теперь намного сложнее будет перевести все долги на одно предприятие, обанкротить его, а потом открыть новое, как ни в чем не бывало. Придется в любом случае расплачиваться с долгами, в том числе своим имуществом.

Общее направление законопроекта — расширение доступа налоговиков к банковской тайне, расширение их функций по контролю за юридическими и физическими лицами, конечно же в области соблюдения НК. Интересно, что в законе есть положение об автоматическом доступе налоговиков к любым базам данных всех государственных органов, государственных корпораций и государственных страховых фондов. Исключение составляет лишь информация о частной жизни граждан.

Другие налоговые изменения лета-осени 2013 года

Минувшим летом был принят еще один важный с точки зрения налогового регулирования закон — Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Важно, что теперь ФНС имеет полное право пользоваться электронной почтой при рассылки уведомлений, и ответственность за неполучение этого уведомления будет лежать на налогоплательщике, счета которого могут быть заблокированы. В этом случае запрещено будет открывать новые счета в этом или другом банке.

23 сентября 2013 г. стало известно, что Минфин разработал законопроект, по которому все компании, не раскрывшие своих бенефициаров, будут обязаны платить 30% налога с доходов от облигаций и с дивидендов. Планируется, что в свет законопроект выйдет к концу сентября. (Предложения Минфина также могут противоречить международным соглашениям России, в которых прописаны другие ставки налогов на дивиденды).

В настоящее время активно обсуждается также проект федерального закона № 330414-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством российской Федерации». В конце октября законопроект должен быть рассмотрен Госдумой.

С одной стороны, законопроект ужесточает контроль за банками, что должно способствовать борьбе с нелегальной банковской деятельностью. С другой, — нововведения ударят по законопослушным банкам, объем отчетности которых значительно вырастет, так как нормы законопроекта дублируют контроль за банками со стороны ЦБ. Если законопроект будет принят в текущей редакции, то, по нашему мнению, это серьезно увеличит налоговое давление на бизнес, не принеся значительного полезного эффекта.

Поэтому экспертам необходимо в ближайшее время разработать конструктивные предложения по данному законопроекту, которые позволили бы устранить противоречия между данным проектом и Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.