115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Пассажирские перевозки стали драйвером инфляции

12.08.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина на портале Вести. Экономика

«Вести. Экономика»

За три последних месяца сфера пассажирских железнодорожных перевозок стала драйвером инфляционного роста. Причем эксперты не исключают и дальнейшего подорожания билетов, в частности из-за падения объемов перевозок.

Пассажирские перевозки стали драйвером инфляции

Наиболее ощутимо железнодорожные билеты подорожали в мае. За этот месяц, по данным Росстата, тарифы на проезд в плацкартных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов дальнего следования увеличились на 40,6% и 32,9% соответственно и на проезд в купейных вагонах — на 27,3% и 20,9% соответственно. При этом инфляция в мае, в сравнению с апрелем, составила 0,7%.

В июне тарифы на проезд в различных типах вагонов в поездах дальнего следования повысились на 4,7-11,4% при общем росте инфляции на 0,4%. А в июле поездки в поездах дальнего следования стали дороже на 8,7-9,3% при подъеме инфляционной планки на 0,8%. Как разъяснили в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), госрегулированию подлежат лишь перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования “Федеральной пассажирской компании” (ФПК).

“Также ФСТ России устанавливает дифференцированные по календарным периодам индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах без привязки к категории поезда. Это позволяет пассажирам, с учетом заранее объявленных тарифов по календарным периодам, спланировать свои поездки в течение года с экономией транспортных расходов”, — сообщили в ФСТ.

Как уточнил эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Лев Рузавин, ежегодно в ноябре-декабре ФСТ и ОАО «ФПК» формируют соответствующий график на будущий год, которым предусматриваются понижающие и повышающие коэффициенты, применяемые к базовой стоимости билета в конкретные периоды.

Так, например, в регулируемом сегменте (плацкартные и сидячие вагоны) стоимость билета в день отправления поезда 9 мая устанавливается по ставке 0,5, т. е. в полцены, тогда как с 10 мая по 30 сентября ставка варьируется от 1,05 до 1,20.

Таким образом, констатировал Рузавин, в летний период повышенного спроса пассажиров на билеты в поездах дальнего следования их стоимость планово повышается с начала мая, а с октября, в осенне-зимний период, когда объемы перевозок сокращаются, цены становятся дешевле. Также на некоторых маршрутах в дерегулированном сегменте (купе и СВ), где перевозчик сам устанавливает окончательную стоимость билета, введена методика динамического ценообразования, с помощью которой стоимость билета формируется с учетом текущего спроса и объемов выкупа мест в вагонах поезда, напомнил Рузавин.

По его определению, ничего неожиданного в росте тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в мае-июле нет, поскольку оно обусловлено сезонным фактором и вписывается в рамки индексации тарифов, согласованной с ФСТ.

В текущем году базовые тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах были повышены на 20%, в купе и люксе – на 5%, а в СВ не повышались, рассказала “Вестям Экономика“ пресс-секретарь ОАО «Федеральная пассажирская компания» Елена Мирошникова. При этом, по ее словам, в различные периоды цены на билеты на одном и том же маршруте могут разниться, исходя из дифференцированного сезонного графика изменения тарифов, а также вследствие введения динамического ценообразования.

В соответствии с упомянутым графиком майское подорожание выходило не столь значительным, как июньское и июльское. Так, с 7 апреля по 7 мая, а также с 10 мая по 7 июня в плацкартных и общих вагонах запланировано повышение тарифов на 5% при их удешевлении на 50% 8-9 мая. В летние же месяцы ценовой график поднимается более ощутимо: с 8 июня по 12 июня на 20%, 13-28 июня — на 10%, 29 июня-12 июля — на 15% и 13 июля-2 сентября — на 20%. Никак не объясняет график и более чем 20%-го майского взлета цен на поездки в купейных вагонах.

Базовые тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах были повышены на 20%

Возможно, это объясняется календарным разнобоем, в том числе обусловленным началом действия с 17 апреля системы динамического ценообразования, предположила Мирошникова. Как она напомнила, перевозки в общих и плацкартных вагонах для перевозчика традиционно убыточны: в прошлом году убытки в данном секторе составили порядка 36 млрд руб. и в 2013 г., очевидно, будут сходными. Причем в последние годы подобные убытки компенсируются госсубсидиями не в полном объеме.

Зафиксированное резкое повышение тарифов, очевидно, связано с сокращением госсубсидий на билеты, заметил председатель совета директоров АКГ “Градиент Альфа” Павел Гагарин. Вообще, субсидирование тарифов, добавил он, как нерыночная мера, не может быть эффективным. То же, кстати, можно сказать и о перекрестном субсидировании, когда государство, перекладывая соответствующее бремя на бизнес, тем самым сдерживает рост ВВП. Между тем, общий фон явно изменился: тучные годы прошли и относительно высокие цены на нефть более не стимулируют экономику, в которой в 2013 г. началась стагнация. Что также вынуждает правительство и, в частности, Минфин в большей мере озаботиться эффективном расходовании средств.

Сэкономленные деньги, добавил Гагарин, власти планирует пустить на развитие сферы региональных авиаперевозок, где уже увеличено субсидирование тарифов на некоторых внутренних рейсах. Также разработана и реализуется дорожная карта развития региональной авиации, предполагающая в том числе устранение законодательных барьеров и реконструкцию аэропортов по схемам государственно-частного партнерства, перечислил председатель совета директоров АКГ “Градиент Альфа”.

Тем не менее, считает он, рост тарифов на пассажирские ж/д перевозки необходимо ограничивать, ограждая от чрезмерного их повышения социально незащищенные слои населения и субсидируя перевозки по стратегически значимым маршрутам.

“Вряд ли, люди будут часто ездить на поезде, если цены, хотя бы пару лет подряд, вырастут на 40%. Думаю, в следующем году рост тарифов на поезда дальнего следования постараются удержать в пределах 10-15%”, — резюмировал аналитик.

Если на 2014 г. не будет предусмотрено субсидирование перевозок пассажиров в плацкартных вагонах со стороны государства, то, вероятнее всего, тарифы снова проиндексируются не в пользу пассажира, спрогнозировал Лев Рузавин. В этом случае, убежден он, ФПК просто не сможет выполнить в полном объеме возложенные на нее функции социального перевозчика.

В июне объем пассажирских перевозок по стране снизился на 3,5%

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев также не исключает, что в следующем году тарифы на пассажирские перевозки продолжат расти, однако по другой причине. Как он отметил, на фоне общего ухудшения экономической ситуации в России объемы пассажирских перевозок тоже падают и, чтобы компенсировать убытки, перевозчики поднимают тарифы. Пока на подобные коллизии российский бизнес реагирует, как правило, только таким способом, посетовал Николаев.

Как он отметил, в июне объем пассажирских перевозок по стране снизился на 3,5% в годовом выражении, а в июле падение ускорилось до 6,4%. И если за январь-июль снижение составило 2,3%, то к концу текущего года, вероятно, достигнет порядка 4%. Сходные результаты, очевидно, будут наблюдаться и в 2014 г. А потому рассчитывать на ограничение темпов роста стоимости обсуждаемых тарифов и далее вряд ли приходится, заключил директор департамента стратегического анализа ФБК.

Впрочем, тот факт, что сфера пассажирских железнодорожных перевозок стала драйвером не экономического, а инфляционного роста, можно объяснить и несколько иначе: объемы перевозок также падают из-за того, что повышаются цены на билеты. В этой связи проанализировать регистрируемую Росстатом ценовую динамику тем более важно. Помимо прочего, неплохо было бы прояснить, и в какой мере влияют на статистику заявленные периоды снижения тарифов. В соответствии с вышеупомянутым графиком во втором полугодии, в частности, тарифы на проезд в общих и плацкартных вагонах должны быть уменьшены на 10% 1-31 октября и 5 ноября-20 декабря.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest