115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Архив

«Премии подчиненным: тактика раздачи»

16.05.2006
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Газета «Учет, налоги, право», №18 от 16-22 мая 2006 г.

Деньги, как известно, са­мый примитивный и са­мый эффективный способ мотивации большинства сотрудников вообще и сот­рудников бухгалтерии в ча­стности. Тем не менее прак­тика выдачи «пряников» возымеет на подчиненных главбуха желаемое дейст­вие, если сам главбух зна­ет точные ответы на пять вопросов.

Вопрос первый: за что?

Ответ «за хорошую работу» вычеркиваем сразу и заменяем его ответом «по итогам работы». Подвести итоги и соответственно выдать премию в бухгалтерии проще всего двумя способами. Первый — по окончании очеред­ного отчетного периода. Этот ва­риант более всего подходит ком­паниям, где действует система контроля «работы бухгалтерии. По окончании каждого отчетного периода бухгалтер на определен­ном участке учета формирует бухгалтерские и налоговые реги­стры, архивирует первичные до­кументы и передает их на про­верку, например, внутреннему аудитору. Если результаты про­верки положительные, бухгалтер получает премию.

Второй способ — по заверше­нии налоговой или аудиторской проверки. Премия выдается в том случае, если по итогам про­верки на участке, который ведет бухгалтер, не обнаружено оши­бок или проверяющие органы высказались положительно о со­стоянии учета на предприятии.

По мнению заместителя гене­рального директора Аналитиче­ского консультационного центра «Учет и налоги» Натальи Дашевской, во всех остальных случаях премия не будет создавать у бух­галтера стимула для улучшения качества учета. Если же профес­сиональный уровень бухгалтера постоянно растет и качество его работы повышается, правильно будет не злоупотреблять премия­ми, а повышать оклад, но не чаще одного раза в полгода.

Вопрос второй: сколько?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как часто сотрудники бухгалтерии получают премию. Если премия выдается раз в квар­тал, то сумма не должна быть меньше 20-25% от оклада. «Лю­бая меньшая сумма бухгалтером будет рассматриваться скорее не как премия, а как похвала, то есть как нематериальное поощ­рение», — говорит бизнес-тре­нер, руководитель тренингового проекта «БУХТренинг.1Ш» Тать­яна Курдюмова. Это невыгодно руководителю, поскольку «мотивационная» ценность такого по­ощрения для сотрудника автома­тически уменьшится.

Если премия выплачивается реже, например раз в год, она должна быть соизмерима с окла­дом. По словам Натальи Дашевской из центра «Учет и налоги», премии, выданные по итогам на­логовых проверок (которые не случаются чаще раза в год), мо­гут составлять два и даже три ок­лада сотрудника. Но если бухгалтер пришел в компанию недавно и к проверенному периоду отно­шения не имеет, премию ему вы­плачивать не нужно.

Вопрос третий: как?

Плюсы премирования сот­рудников для самих сотрудников очевидны. Минусы же очевидны не всегда. Самый явный недоста­ток премирования заключается в том, что «к хорошему быстро привыкают». По словам Татьяны Курдюмовой, если в следующий раз за ту же работу вы по каким-либо причинам не сможете вы­дать подчиненному премию (или она окажется меньше, чем пре­дыдущие), у человека возникнет ощущение, что его оштрафовали: не дали заслуженных денег. «В этой ситуации возникнут про­блемы, — соглашается главный бухгалтер ООО «Флекслайн-Н» Ирина Шапорова. — Это совер­шенно понятная человеческая реакция. Я бы и сама, наверное, расстроилась».

Кроме того, постоянное и од­нообразное материальное стиму­лирование тоже не лучшим обра­зом влияет на мотивацию сотруд­ников. Аналитик группы компа­ний «Градиент Альфа» Инна Са­мойлова считает, что при построе­нии системы мотивации обяза­тельно стоит сочетать матери­альное стимулирование и мо­ральное поощрение — устные по­хвалы, публичное признание за­слуг и т. п.

Вопрос четвертый: где взять деньги?

Для того чтобы начать моти­вировать сотрудников с помо­щью материального поощрения, главбуху скорее всего придется для начала мотивировать собст­венное руководство это поощре­ние оплатить. В любом случае частоту выдачи премий и объем средств, на которые можно рас­считывать, с руководителем луч­ше оговорить заранее. В против­ном случае, если вы захотите премировать сотрудника, объяс­няя это, например, тем, что он работал внеурочно, у руководст­ва могут возникнуть резонные претензии к вам. Логика ясна: ес­ли люди работают внеурочно, значит, работа в бухгалтерии ор­ганизована неправильно и вино­ват в этом главбух.

По словам Ирины Шапоровой, доводы, которые стоит озву­чить руководству, договариваясь о выплате сотрудникам премии, могут быть следующие: своевре­менная сдача отчетности и безо­шибочное ведение учета, отсутст­вие штрафов и претензий со сто­роны контролирующих органов, а следовательно, отсутствие у ком­пании непредвиденных расходов.

Вопрос пятый: чем заменить?

Любую денежную премию время от времени можно заме­нять другим материальным воз­награждением. В этом есть свои плюсы: во-первых, разнообразие всегда полезно, во-вторых, воз­можно, при таком способе пре­мирования главбуху будет легче урегулировать этот процесс с ру­ководством компании. Время от времени в качестве премии сот­руднику можно предложить обу­чение (если он сам к этому стремится) или модернизацию рабочего места. «Хорошее крес­ло, новый монитор могут отлич­но сыграть роль премии, — гово­рит Татьяна Курдюмова. — Если нужно премировать отдел, мож­но договориться с руководством об установке в комнате кондици­онера или обновить мебель».

 Инна Зубарева, корреспондент «УНП»

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest