• »
  • Обновленная система администрирования…

Обновленная система администрирования НДС: какие риски взять под контроль

Заместитель руководителя департамента аудита

Статья Романа Самилло в журнале «Финансовый Директор»


«Финансовый Директор»

Цели: свести к минимуму риски, связанные с действием новых правил контроля уплаты налога на добавленную стоимость.

Как действовать: изучить механизм действия системы администрирования, обеспечить своевременную подготовку и сдачу отчетности по НДС, скорректировать систему налоговых рисков с учетом новых требований законодательства.

Ключевой совет: чтобы не попасть в список «сомнительных» налогоплательщиков и не навлечь на себя проверку, надо более тщательно оценивать не только собственные показатели деятельности, но и добросовестность своих контрагентов.

С 2015 года существенным образом изменилась система администрирования НДС. Фактически сбылась давняя мечта налоговиков об электронном обмене счетами-фактурами, хотя и в несколько иной форме – путем представления книги покупок и книги продаж в цифровом виде в составе декларации. Основные параметры нового подхода были заложены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ. Предполагается, что измененная система контроля сделает прозрачным движение НДС по цепочке от производителя до конечного покупателя и, тем самым, искоренит схемы с использованием фирм-однодневок. Финансовым службам компаний новый механизм сулит дополнительную нагрузку. Вам придется усилить контроль над достоверностью и сроками передачи в инспекцию необходимых сведений, обеспечить своевременное реагирование на запросы проверяющих. Кроме того, состав рисков по НДС расширится, поскольку теперь инспекторы получат оперативный доступ к информации о сделках предприятия со всеми контрагентами. Так что проверять фирмы, с которыми вы сотрудничаете, теперь придется еще тщательнее.

Что же собой представляет новый механизм администрирования? Его основу составляют следующие элементы:

  • программный комплекс АСК НДС-2;
  • единое электронное хранилище данных;
  • межрегиональная инспекция по камеральному контролю, подчиняющаяся непосредственно ФНС. В ее в задачи, в числе прочего, входит выявление противоречий в декларациях по НДС.

Информацию в систему предоставляют сами компании в виде данных книги покупок, книги продаж и журнала учета счетов-фактур в составе налоговой декларации (см. ниже «Правила подачи новой формы декларации»). Далее в автоматическом режиме инспекторы будут определять проблемные вычеты в случае, если поставщик не подаст декларацию по НДС, не отразит в ней выданный счет-фактуру или не заплатит налог в бюджет.

Благодаря новым техническим возможностям и изменениям в законодательстве меняется концепция проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Рассмотрю основные моменты, которые следует учитывать в своей работе руководителям финансовых служб.

Правила подачи декларации

Новую форму декларации, утвержденную приказом ФНС от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@ (зарегистрирована Минюстом России 15.12.2014 г. № 35171), предстоит сдавать в инспекцию начиная с отчета за 1 квартал 2015 года. Основное принципиальное отличие новой декларации – это добавление пяти новых разделов, помимо привычных семи, содержащих подробные сведения из книги покупок и книги продаж и журнала учета счетов-фактур. Ниже указано кто, как и когда должен отчитаться по налогу.

Кто: налогоплательщики, налоговые агенты, и лица не являющиеся плательщиками НДС (например, на основании ст.145 НК РФ, а также применяющие специальные налоговые режимы), но выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Как: в электронной форме. Несмотря на то, что обязанность сдавать декларацию в электронной форме была установлена для всех уже с 2014 года, существовала возможность направить отчет в бумажном виде, заплатив при этом штраф. С 2015 года декларация по НДС, сданная на бумаге, считается не представленной. Исключение составляют лишь налоговые агенты, не являющиеся плательщиками данного налога или освобожденные от таких обязанностей, которые могут подать в инспекцию бумажную форму. Сделать они это могут только при условии, что не получают и не выставляют счетов-фактур при ведении посреднической деятельности в интересах третьих лиц (п.5 ст.174 НК РФ). Например, организация на УСН, арендующая федеральное имущество, имеет право сдать налоговую декларацию на бумаге.

Когда: в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Камеральные «в полях»

С начала этого года расшились полномочия инспекторов в части получения дополнительной информации при камеральной налоговой проверке. Так, если они выявят противоречия между сведениями в декларациях, сданных компанией и ее поставщиком, или в заявлении НДС к вычету, то будут вправе запросить у налогоплательщика не только пояснения (как это было раньше), но и счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к данным операциям (ст.88 НК РФ). Более того, в этом случае, проверяющие смогут проводить осмотр территории, документов, предметов, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная проверка по налогу (ст.91 НК РФ).

Если к вам с таким визитом нагрянули проверяющие, учитывайте следующее: несмотря на то, что на проведение камеральной проверки не требуется решения руководителя инспекции, осматривать территорию можно только при наличии постановления, утвержденного руководителем (заместителем) ИФНС.

Кроме того, налогоплательщикам теперь будет сложно «отодвинуть» срок представления запрашиваемых пояснений (документов), уклоняясь от их получения.  Запросы инспекторы направят компании по телекоммуникационным каналам связи. Согласно новым правилам организации в течение 6 рабочих дней должны в ответ выслать в налоговую инспекцию электронную квитанцию о получении запроса в рамках камеральной проверки. Если этого не сделать, то в течение 10 рабочих дней ИФНС будет вправе заблокировать банковские счета организации. Чтобы снизить данный риск, определите сотрудников, которые будут отвечать непосредственно за взаимодействие с инспекцией. Разработайте специальный регламент, в котором укажите перечень ответственных лиц, вид и сроки передачи сведений в ИФНС, алгоритм действий в нештатных ситуациях и т.д. Внесите соответствующие поправки в бизнес-процессы и документы, связанные со сдачей отчетности по НДС.

Выездные проверки

Меняется подход и к проведению выездных проверок. Прежде чем приступить к реализации данного мероприятия, инспекция проходит два предварительных этапа: отбор кандидатов и подготовку к проверке.

Отбор кандидатов. Происходит с учетом критериев, установленных Концепцией планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@, далее – Концепция). Используя их, компании могут самостоятельно определить вероятность такой ревизии. К указанным критериям, в частности, относятся: уровень налоговой нагрузки, убыточность деятельности, маленький размер заработной платы, отклонение показателя рентабельности от среднеотраслевого значения, крупные суммы налоговых вычетов и другие.

Вычет НДС можно предъявить в течение трех лет

Часто компания, не желая показывать в декларации НДС к возмещению, часть вычетов переносит на будущее. Бывает, это делается даже по рекомендации налогового инспектора. На законном основании до 2015 года это можно было сделать только в случае, если счет-фактура пришел с опозданием. При отсутствии доказательств опоздания счета-фактуры (конверта с датой, журнала учета корреспонденции), компании могли предъявить претензии к вычету по налогу в будущих периодах. Нередко дело доходило и до суда. Благодаря изменениям, с этого года можно на совершенно законных основаниях (п.1.1 ст.172 НК РФ) переносить вычет НДС на будущие налоговые периоды, но не более чем на три года.

Подготовка к проверке. Отобрав кандидатов на проверку по критериям, инспекторы начинают анализировать деятельность каждого предприятия. Они направляют запросы выписок по расчетным счетам в банки, обращаются к контрагентам, анализируют их добросовестность, вновь запрашивают документы. В это время партнер, как правило, предупреждает организацию, что в отношении нее проводится встречная проверка. Таким образом компания может заранее узнать, что она находится «на карандаше» у контролеров и успеть подготовиться  к вероятной выездной проверке.

С этого года, ситуация кардинально изменилась. Так, при большом количестве неподтвержденных или проблемных вычетов компания может стать кандидатом на проверку уже на этапе подачи налоговых деклараций. Это возможно даже при условии соответствия среднеотраслевым критериям установленным Концепцией. А для выявления проблемных контрагентов, налоговикам уже не придется делать никаких запросов. Чтобы не попасть в список «сомнительных» налогоплательщиков и не навлечь на себя проверку, надо более тщательно оценивать не только собственные показатели деятельности, но и добросовестность своих контрагентов.

Как подготовиться и оценить контрагента

В августе 2014 года ФНС запустила в тестовом режиме сервис онлайн-проверки информации о контрагентах. Он размещен по адресу http://npchk.nalog.ru. Предполагается, что работать с сервисом можно в автоматическом режиме из бухгалтерской программы. При запуске процедуры проверки списка контрагентов специалист финансовой службы компании указывает ИНН, КПП и дату сделки. Система определяет статус контрагента в интервале 6 дней до и после даты сделки. Правда, данный сервис не позволит узнать отразит ли поставщик выставленный счет-фактуру в декларации и заплатит ли налог в бюджет. Так что компании желательно запастись доказательствами о проявлении должной осмотрительности при выборе партнеров.

Как проверить контрагента, не тратя на это много времени? Для этого можно воспользоваться специальными электронными сервисами.

1. Получить через интернет сведения о потенциальном партнере, используя выписку в «электронном виде» по адресу http://egrul.nalog.ru/. Она не будет являться юридически значимой, но для проверки сведений о контрагенте такой формы вполне достаточно;

2. Помимо статуса партнера на дату сделки, сайт ФНС (http://egrul.nalog.ru) позволяет проанализировать:

- адрес местонахождения контрагента на предмет «массовой регистрации». Сам по себе факт регистрации по адресу, где расположено еще несколько юридических лиц, не повод отказаться от работы с таким контрагентом. А вот в купе с другими «сомнительными» фактами его биографии, может быть причиной для прекращения взаимоотношений;

- исполнительные органы компании, на предмет присутствия в составе дисквалифицированных лиц;

- наличие задолженности по налогам и сдаче налоговых деклараций (но только в случае, если обязанности не выполняются уже более года);

3. Проверить участие контрагента в арбитражных делах, в том числе и с налоговыми органами, поможет электронная картотека дел: http://kad.arbitr.ru/. Анализ судебных дел (суммы, характер, количество выигранных и проигранных дел) может многое рассказать о деловой репутации организации. Например, если юридическое лицо уже неоднократно участвовало в разбирательствах с незаконными схемами ухода от налогов, то иметь такого поставщика будет рискованно.

4. Систематическое участие контрагента в системе госзакупок (zakupki.gov.ru) может служить определенной гарантией надежности поставщика. К ним применяется ряд требований, например, отсутствие:

- задолженности по налогам и сборам, превышающей 25 процентов активов баланса;

- поставщика и его участников и исполнительных органов в реестре недобросовестных поставщиков;

- судимостей за экономические преступления или дисквалификации у руководителей и главного бухгалтера;

- а также другие требования, предусмотренные законодательством о госзакупках.

Помимо формализованной проверки по указанным выше базам данных, подтвердить проявление должной осмотрительности при выборе контрагента помогут такие факты как:

– запрос в налоговую инспекцию контрагента о наличии налоговых недоимок и не сданной отчетности;

– наличие сайта у поставщика;

– подтверждение личных контактов (визитка, протокол переговоров, электронная переписка);

– проверка нахождения поставщика по юридическому адресу;

– наличие у поставщика средств необходимых для осуществления деятельности;

– проверка полномочий и подписей должностных лиц;

Конкретный перечень процедур, применяемых в организации лучше закрепить внутренним документом. Причем набор процедур может отличаться в зависимости от объема закупок у конкретного поставщика. Так, например, при привлечении транспортной компании для разовой перевозки, нет необходимости проводить большой объем проверочных процедур.

Новые обязанности посредников - неплательщиков НДС

В 2015 году появилась новая обязанность у неплательщиков НДС (например, применяющих специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСХН и др.), которые не признаются налоговыми агентами и не выставляют (за свой счет) счета-фактуры с выделенной суммой НДС, но осуществляют посредническую деятельность. Например, по договорам комиссии, транспортной экспедиции, агентским соглашениям, а также по контрактам, в рамках которых доход учитывается в качестве вознаграждения, при выполнении функций застройщика. Такие фирмы должны в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в ИФНС журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде по установленному формату (на данный момент электронный формат утвержден Приказом ФНС от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138@, но готовятся изменения).

Реальный взгляд

Впрочем, не все так радужно для контролеров и печально для бизнеса. В инспекциях и сейчас не хватает сотрудников для проведения проверок. В условиях же новой системы администрирования работы явно прибавится. Если в 2013-2014 годах под проверки попало менее 1 процента всех налогоплательщиков, то какими силами ФНС сможет проверить всех налогоплательщиков имеющих расхождения с декларациями поставщиков? А таких, как представляется, будет более 10 процентов.

Кроме того, новая система не перекроет возможности использования «фирм-однодневок». Согласно презумпции добросовестности, нарушение контрагентом своих налоговых обязанностей не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 №53). Последняя может быть признана таковой, если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности.

Если ваш поставщик использует услуги «фирмы-однодневки», то проблемы с вычетом возникнут именно у него.

«Поставщик А» может иметь все признаки добросовестного налогоплательщика, вовремя сдавать отчетность и уплачивать налоги. Если «Покупатель» в такой ситуации предпринял разумные действия по установлению добросовестности данной фирмы, то инспекторам будет сложно отказать ему в вычете НДС в связи с недобросовестностью «Поставщика Б». В данном случае, проверяющие смогут предъявить претензии только «Поставщику А».

Вероятно, новая система электронного декларирования НДС уменьшит срок жизни «фирм-однодневок» до 1–2 отчетных периодов по данному налогу, но не сможет полностью избавить экономику от этого явления.

Роман Самилло, заместитель руководителя департамента аудита АКГ «Градиент Альфа». В аудиторско-правовой сфере работает 11 лет, из них 8 – в АКГ «Градиент Альфа». Наиболее значимое достижение последнего времени – успешная реализация проекта по защите от недобросовестных действий третьих лиц интересов акционеров организации, занимающейся разработкой программного обеспечения и проектированием в нефтегазопереработке. Является аудитором по МСФО и членом Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам.