115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Президент поручил начать амнистию капиталов к середине 2015 года

05.12.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

АКГ «Градиент Альфа» провела опрос российского бизнеса по уровню налоговой нагрузки в 2014 году


«Гудок»

Президент Путин поручил правительству до 15 июля 2015 года подготовить поправки в законодательство РФ, обеспечивающие амнистию капиталов, возвращающихся в страну из-за границы. По сути это часть долгосрочного плана по деофшоризации экономики страны.

На сайте Кремля в перечне поручений по реализации послания президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года опубликовано поручение правительству обеспечить до 15 июля следующего года внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих однократное освобождение российских лиц от налоговой и уголовной ответственности при условии возвращения указанными лицами в российскую юрисдикцию ранее выведенных ими в иностранные юрисдикции без уплаты соответствующих налогов доходов, полученных от источников в Российской Федерации. Таким образом, президент обозначил временные сроки исполнения одного из существенных пунктов плана по деофшоризации российской экономики, реализация которого фактически началась месяцем ранее с принятия Думой антиофшорного пакета законопроектов.

Поручение президента законодательно обеспечить амнистию капиталов появилось всего день спустя после его обращения Федеральному собранию, в котором была озвучена эта тема. «Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Именно полную. Давайте это сделаем сейчас, но один раз», — сказал президент, выступая перед Федеральным собранием. «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти его там, не спросят об источниках и способах получения капитала, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов», — пояснил Путин принципы предлагаемой амнистии.

Крут и пряник

По сути, предложение владельцев оффшорных капиталов вернуть их в Россию без всяких претензий к происхождению средств — это вторая половина антиофшорного пакета мер, принятых ранее. Так называемый «пряник» для тех, кто готов вернуть капитал на родину, в то время как депутаты ранее утвердили комплекс мер, который можно характеризовать не иначе как «кнут».

Напомним, в середине ноября Госдума сразу во втором и третьем чтении утвердила антиофшорный закон — поправки в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Согласно новому закону, вступающему в силу с 1 января 2015 года, в Налоговый кодекс РФ вводится понятие «контролируемая иностранная компания (КИК)», под которой понимается организация или структура без образования юридического лица, которая сама не является налоговым резидентом РФ, но контролируется ими. Суть антиофшорных мер в том, что они обязывают физические и юридические лица, контролирующие иностранные компании, уведомлять об этом налоговые органы РФ. При этом резиденты обязаны декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль КИК, которая и будет облагаться налогом. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн руб., в 2016 г. он снизится до 30 млн руб., а после 2017 года опустится до 10 млн руб.

Гражданин, владеющий более чем 50% в капитале компании, признается контролирующим лицом. Под его положения попадают также россияне, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем наполовину принадлежащей налоговым резидентам России. Аналогичные нормы действуют и в отношении юридических лиц, участвующих в капитале иностранных компаний. Начиная с 2016 года контролирующими лицами будут считаться и владельцы долей в 25%. Это норма стала наиболее значимой из поправок, внесенных в «антиофшорный закон» во втором чтении, – первоначально предлагалось опустить планку с 50% до 25% только в 2017 году.

В качестве наказания закон вводит штрафы за непредоставление отчетности о контролируемой иностранной организации и штраф за неуплату или неполную уплату налога, случившуюся из-за того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль от контролируемой иностранной организации. Тех, кто попытается скрыть от налоговых органов наличие контролирующей доли в капитале иностранной компании, также будут штрафовать. Все это — помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушители тоже освобождаться не будут.

По следам ОЭСР

Эксперты признают, закон принимался в авральном порядке, и в только что принятый закон необходимо вносить изменения. «Разработанный Минфином в рамках исполнения поручения президента по деофшоризации, законопроект о КИК вызвал немало замечаний у бизнес-сообщества — основной претензией было то, что действие документа распространяется не только на пассивные, но и на активные доходы за рубежом, — говорит председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин. — Минфин вроде бы был готов идти на уступки в части увеличения доли владения для признания иностранной компании контролируемой и введения переходного периода на вступление в силу ряда положений законопроекта. Компромисс обещал и премьер-министр РФ, который на встрече с активом РСПП одобрил идею переходного периода для признания компаний контролируемыми. Но в итоговой редакции закона из-под его действия так и не были выведены российские публичные компании, а во втором чтении был принят ряд изменений, которые не обсуждались с бизнесом в процессе длительных согласований».

По итогам запоздалых консультаций с бизнесом это были вынуждены признать даже власти. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, многие идеи в финальной версии законопроекта не удалось реализовать.  «Те, кто следил за процессом принятия поправок, понимают, что они в дальнейшем еще будут уточнены и дополнены», — заявил на состоявшемся недавно в Торгово-промышленной палате России 10-м Всероссийском налоговом форуме замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Андрей Кизимов.

Впрочем, это будут поправки по форме, но не по сути. Ведь нельзя сказать, что Россия изобрела что-то оригинальное в борьбе с оффшорами. Канада, Германия, Япония ввели в свое законодательство нормы, которые ограничили возможности налогоплательщиков избегать налогообложения через использование иностранных компаний, еще в 1970—1980-е годы.  По состоянию на сегодняшний день более 30 стран ввели правила КИК, аналогичные российским, из них — почти все страны ОЭСР.  «Если посмотреть на мировой опыт, то закон о контролируемых иностранных компаниях действует в подавляющем большинстве развитых стран. В частности, в странах БРИКС (Китай, ЮАР, Бразилия) нормы работают уже больше 10 лет. Следует учитывать этот опыт и позитивную правоприменительную практику», — сообщил Андрей Кизимов.

Вместе с тем, меры по деофшоризации экономики должны идти в ногу с усилиями по повышению привлекательности ведения бизнеса в российской юрисдикции, укреплению режима защиты прав собственности, повышению конкурентоспособности налогового и корпоративного законодательства РФ, уверены представители бизнеса.

Так, в октябре 2014 года АКГ «Градиент Альфа» провела опрос российского бизнеса (в том числе членов ТПП РФ) по уровню налоговой нагрузки в 2014 году. В нем приняли участие около 300 представителей российских и международных компаний в различных сферах деятельности. Результаты опроса еще раз свидетельствуют о том, что бизнесу для развития нужны стабильные, предсказуемые и понятные правила игры, а налоговой и правовой системе этого очень не хватает (для сравнения, в Налоговый кодекс ежегодно вносится порядка 30 изменений).

Планируемая по следам послания Президента амнистия оффшорных капиталов, а также анонсированный 4-х летний мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство — это меры из категории «пряников» для бизнеса. Они способны в некоторой степени смягчить российским компаниям переход на принятые во всем мире практики контроля за использованием оффшоров в операционной деятельности бизнеса.

Михаил Хмелев

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest