115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

«Протон» попал в Роскосмос

08.07.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в журнале «Компания»

«Компания»

Авария может привести к переделу всей отрасли.
Космическая группировка отечественной навигационной системы «ГЛОНАСС» потеряла еще три спутника ценой около 2 млрд руб., не считая стоимости самой ракеты-носителя (оценивается в 2,4 млрд руб.). Это только первые потери, понесенные космической отраслью на прошлой неделе в результате аварии на космодроме Байконур.

Не исключено, что они будут самыми незначительными, ведь Казахстан в ближайшее время планирует поставить вопрос о компенсации ущерба, нанесенного экологии региона. Кроме того, иностранные партнеры Роскосмоса могут пересмотреть свои планы по отправке собственных спутников с использованием «Протона». Сейчас запуск ракет с космодрома временно приостановлен, а очередность пусков может измениться. Говорят, иностранцы предпочитают, чтобы первый пуск после аварии проводился с российским спутником. Официальный представитель Роскосмоса Алексей Кузнецов отказался комментировать «Ко» эту информацию, пояснив, что, пока аварийная комиссия не закончит работать, говорить о чем-либо преждевременно. До конца года ракета-носитель «Протон-М» должна вывести на орбиту европейский спутник Astra 2E и разгонный блок «Бриз-М» (20 июля), американский коммерческий космический аппарат спутникового радио Sirius FM-6 (14 августа), российский военный спутник «Космос» (5 сентября) и российский же спутник связи «Экспресс-АМ5» (в конце октября) и турецкий спутник связи Turksat 4A (конец ноября).

Нынешняя авария уже четвертая, произошедшая с ракетой данного типа, с декабря 2010 г. Риск потери спутников может заставить зарубежные компании обратиться к услугам других стран, обеспечивающих доставку грузов на орбиту. В этом случае потери России будут оцениваться уже в миллиарды долларов.

Этот риск заставил отечественные власти очень резко отреагировать на произошедшее крушение «Протона». «Могу сказать только одно: выводы сделают крайне жесткие из этой ситуации. Они будут связаны не только с поиском виноватого или виноватых, они станут затрагивать гораздо более сложные проблемы», — заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Эксперты заговорили о грядущей кадровой чистке в отрасли и возможной отставке главы Роскосмоса Владимира Поповкина. «В том виде, в котором существует ракетно-космическая отрасль, мы дальше двигаться не будем», — подчеркнул Дмитрий Рогозин. Он пояснил, что отрасль реформируют коренным образом. Появится новая компания, под пока условным названием «Объединенная ракетно-космическая корпорация», которая объединит все госпакеты акций и ФГУПы ракетно-космической отрасли. Стартовые комплексы космодромов Байконур, Плесецк и Восточный останутся в ведении Роскосмоса, пояснил Рогозин. Однако опрошенные «Ко» эксперты отмечают, что все это заставляет вспомнить слова из басни Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Смена руководства, организационно-штатной структуры или названия ничему не поможет. Отрасль находится в глубоком застое, и никакие директивные попытки вытащить «за уши» тот же проект «ГЛОНАСС» ни к чему не приведут. Как бегала собака Владимира Путина без ошейника с навигацией, так и продолжает бегать. При этом на поддержку ГЛОНАСС тратятся колоссальные суммы, значительная часть которых попросту разворовывается. По данным следствия, нецелевым образом израсходовано свыше 6 млрд руб. Из последних примеров — история про то, как под крылом экс-заместителя генерального конструктора ЗАО «Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева» Михаила Фирстова была создана компания, в кустарных условиях в гараже-ангаре производившая комплектующие для ракет. Некоторые из опрошенных «Ко» экспертов даже полагают, что нынешняя авария «Протона» пришлась нечистым на руку коммерсантам от государства как нельзя кстати, так как она поможет скрыть их махинации.

Кстати, это уже далеко не первая попытка чиновников решить проблемы отрасли, просто слив производственные активы в рамках одной структуры. В 2006 г. была создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), самым известным проектом которой стал Sukhoi Superjet 100. Но даже в рамках крупной корпорации не удалось разработать конкурентоспособный продукт: сроки срывались, произошла катастрофа в Индонезии, и после нее Джакарта отказалась от приобретения 30 лайнеров производства «Сухого». В 2012 г. чистый убыток ОАК составил 5,7 млрд руб., чистый долг — 162,7 млрд руб. В 2007 г. была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Она консолидировала порядка 80% отечественного судостроительного флота. С тех пор ситуация в отрасли явно не улучшилась. В тяжелом состоянии находятся почти все предприятия, особенно плоха ситуация на Дальнем Востоке. Несколько дней назад замминистра экономического развития Андрей Клепач даже предложил поддержать эти корпорации за счет средств Фонда национального благосостояния.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»:
«Падение «Протон-М» считаю хорошо срежиссированным спектаклем. Ракета должна была упасть. Как у Ильфа и Петрова: «Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И действительно… он запылал, подожженный сразу с шести концов». На мой взгляд, неудачным запуск ракеты-носителя стал для того, чтобы покрыть произошедшие хищения и стать поводом для передела ракетно-космического рынка. Это все равно что пожар в бухгалтерии или фильм «Операция «Ы», в котором «все украдено до нас»… Что было внутри «Протона», теперь уже никто не узнает, комиссии по расследованию причин аварии в своих отчетах напишут ровно те выводы, что нужно. Ведомства и конкретные должностные лица будут перекладывать вину друг на друга, а пострадают, как обычно, стрелочники уровня не выше замглавы Роскосмоса, да и то только при пессимистичном для них раскладе. Не думаю, что объединение заводов в Объединенную ракетно-космическую корпорацию чего-то изменит. А авторитет отрасли, в том числе в глазах международных партнеров, и качество работ производителей техники останутся. Ведь умение добиться того, чтобы ракеты, когда надо, взрыва лись, а когда не надо — нормально летали, тоже, знаете ли, большой талант…»

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest