115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Аналитика

Результаты опроса членов ТПП. Тенденции налогового администрирования в России и в мире

25.11.2013
Автор: Гагарин Павел Александрович

Тезисы выступления Павла Гагарина на IX Всероссийском налоговом форуме.
В рамках подготовки к Всероссийскому налоговому форуму Торгово-промышленная палата РФ провела анкетирование своих членов по актуальным вопросам налоговой политики.


В опросе участвовало 188 компаний, опрос проводился в октябре-ноябре 2013 года. Павел Гагарин подводит итоги опроса, а также рассказывает об основных тенденциях налогового администрирования, выявленные в результате аудиторской практики АКГ «Градиент Альфа». 

Мнение бизнеса

Результаты анкетирования показали, что большинство организаций оценили уровень налоговой нагрузки как «высокий» (69% респондентов), остальные считают его оптимальным. При этом чуть более половины респондентов не заметили никаких изменений в 2013 году по сравнению с 2012-м. 40% компаний заявили, что уровень налогового давления на них увеличился, и лишь 8% отметили, что стали платить меньше, чем в прошлом году.
uroven-nalogovoy-nagruzki-v-2012-godu

 

Большая часть предпринимателей негативно отнеслась к Основным направлениям налоговой политики до 2016 года (48%), 45% респондентов оценили свое отношение как «нейтральное» и только 7% позитивно восприняли документ.

Оценка влияния налогового законодательства на инвестиционный климат в стране также, скорее, негативная: 84% компаний считают именно так. Позитивное или нейтральное влияние отметили 16% респондентов. Идеальным российское налоговое законодательство не назвал никто.
vliyaniye-nalogovogo-zakonodatelstva-na-investitsionnyy-klimat

 

Большая часть респондентов (61%) сталкивается с налоговыми проверками два-три раза в год, 8% ответивших общаются с инспекторами чаще одного раза в год. Позитивным фактором является, что почти половина ответивших (46%) решают все вопросы с налоговой в досудебном порядке. Другим же приходится судиться. 15% респондентов заявили, что ежегодно им приходится участвовать более чем в шести налоговых разбирательствах, еще 39% опрошенных в 1-6 спорах.
chastota-uchastiya-v-nalogovykh-sudebnykh-sporakh

 

На просьбу назвать основную причину увеличения налоговых рисков, большая часть респондентов (30%) отметила, что именно отсутствие единообразия правоприменительной практики в налоговых органах и судах мешает спокойно вести бизнес и не бояться судебного преследования. Среди других причин также отмечались неясность и изменчивость налогового законодательства (по 15%), непроработанность и изменчивость нормативных, в том числе отраслевых, требований (18% и 9%, соответственно), 13% респондентов винили в увеличении налоговых рисков изменения стандартов бухгалтерского учета.

 

Интересно отметить, что никакого очевидного рецепта улучшения налогового режима предприниматели, отвечавшие на вопросы, не предлагают. Их мнения разделились между 12 предложенными вариантами. Более 10% ответов набрали следующие меры:

  • устранение влияния политического фактора на принятие решений налоговыми органами и судами,
  • расширение перечня расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу,
  • упрощение правил налогового учета,
  • сближение налогового и бухгалтерского учета, а также
  • упрощение налогового законодательства.

 

mery-po-uluchsheniyu-nalogovogo-rezhima
Несмотря на повышение положения России в рейтинге Doing Business 2014 на 19 позиций (а по индикатору «Налогообложение» ‑ на 7), предприниматели настроены скептически, и только 8% из ответивших отмечают, что в 2013 году работа лиц, отвечающих за бухгалтерский и налоговый учет, упростилась.
otsenka-slozhnosti-raboty-po-bukhgalterskomu-i-nalogovomu-uchetu

 

В целом, следует отметить, что настрой предпринимателей по большинству вопросов нельзя назвать позитивным. Остается надеяться, что в следующем году положительных оценок будет больше. 14 ноября на заседании Наблюдательного совета АСИ президент РФ Владимир Путин утвердил «дорожную карту» по совершенствованию налогового администрирования. Документ подразумевает всестороннее упрощение налогового учета, в том числе сближение его с бухгалтерским, более полное внедрение электронного документооборота. По предварительным оценкам, в год на оформление налоговой отчетности будет уходить не 177, как сейчас, а 150 часов, что сэкономит миллионы человекочасов, а значит – повысит конкурентоспособность российского бизнеса.

Тенденции налогового администрирования

2013 год оказался богатым на события, затрагивающие налоговую сферу. Основываясь на этих событиях, можно выделить ряд тенденций, которые будут определять «правила игры» в ближайшие годы. Прежде всего, следует отметить «деофшоризацию» экономики России, старт которой был дан год назад в послании президента РФ Федеральному Собранию. Подогретая событиями на Кипре тема деофшоризации стала одной из центральных в политическом дискурсе 2013 года.

В результате за рассматриваемый период были приняты или разработаны ряд законопроектов, которые можно назвать знаковыми:

  • запрет чиновникам иметь активы и счета за рубежом (Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ);
  • введение понятия «бенефициарный владелец», ответственность за незаконные финансовые операции, расширение доступа налоговиков к банковской информации (Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ);
  • блокировка счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС и невозможность открыть другой счет (Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ);
  • ужесточение контроля за выполнение банками функции налогового агента (проект федерального закона № 330414-6) и др.

Вторая тенденция тесно пересекается с первой, выражается она в распространении полномочий национальных налоговых органов на транснациональный уровень. Если раньше международные компании могли вести бизнес в различных странах, а платить налоги только там, где это в меньше степени обременительно, то есть в офшорах, то в ближайшем будущем такие схемы потеряют актуальность. Россия, председательствовавшая в 2013 году в G-20, активно продвигала проект создания международной системы обмена банковской информацией, и на сентябрьском саммите в Санкт-Петербурге страны «большой двадцатки» уже договорились о присоединении к ней. Сейчас идет работа по подписанию с офшорами соглашений о доступе к их банковской информации. Предполагается, что работа системы начнется в 2015 году.

Таким образом, можно выделить еще одну тенденцию – размывание понятия «банковская тайна». Раньше получить информацию о счетах налогоплательщика можно было или незаконно, или по суду, да и то не всегда. В ближайшем будущем это будет происходить оперативно и повсеместно. Этому способствует работа всех развитых стран и их объединений:

  • США (информацию о счетах своих резидентов во всех странах мира они будут получать с 2014 года со вступлением в силу закона FATCA);
  • ОЭСР (является главным идеологическим центром повышения прозрачности офшоров и международного обмена налоговой информацией);
  • FATF (разрабатывает рекомендации по борьбе с незаконными финансовыми операциями; эти рекомендации были положены в основу законопроекта №134-ФЗ).

Возвращаясь к России, можно отметить тенденцию повышения приоритетности российского законодательства и правоприменительной практики над международными. Правда, здесь надо сделать оговорку ‑ только в области национальных интересов, которые преследует нынешняя власть. Это прослеживается в уже называвшемся выше запрете чиновникам иметь активы за рубежом, в принятии «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей иностранцами и противоречащего международным договорам России. Как налоговые консультанты мы также заметили, что налоговая «оптимизация», напрямую не запрещенная российскими законами, все чаще судами считается нарушением. Объединение Высшего арбитражного и Верховного судов, а также возврат следователям права возбуждать уголовные дела по налоговым основаниям, думаю, усилят эту тенденцию.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest