115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Сделку одобрит инспектор

08.07.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Самилло Роман Игоревич
Заместитель руководителя департамента аудита
Комментарии Романа Самилло в «Российской бизнес-газете»

«Российская бизнес-газета»

Мониторинг позволит налоговым органам влиять на бизнес-решения компаний. Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий в законодательство институт налогового мониторинга.

Документ предусматривает возможность заключения между компанией и налоговым органом соглашения о расширенном информационном взаимодействии.

Фактически инспектор в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета предпринимателя, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов и сборов. В свою очередь, компании получат возможность заранее согласовывать свою позицию по вопросам налогообложения с Федеральной налоговой службой.

«Институт налогового мониторинга — это тот случай, когда выигрывают обе стороны налоговых взаимоотношений. Бизнес получает возможность согласовать с налоговыми органами налогообложение сложных сделок еще до подачи декларации и тем самым снизить налоговые риски и избежать возможных санкций. Налоговые органы, в свою очередь, получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компании-налогоплательщика в режиме реального времени. Прогнозируемость налоговых выплат для компаний так же важна, как и прогнозируемость налоговых поступлений для государства», — пояснил «РГБ» Роман Самилло, замглавы аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа».

Такой вид налогового администрирования широко распространен. Он уже давно и успешно применяется в Голландии, Австрии, Германии, Украине. В 2012 году налоговый мониторинг в качестве пилотного проекта ФНС уже опробовала на нескольких крупнейших налогоплательщиках. Опыт оказался удачным. «Эксперимент, который мы проводили сейчас, естественно, с согласия компаний, которые были готовы в этом принять участие, показал свою чрезвычайную эффективность», — заявил на рассмотрении законопроекта глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. По его словам, все больше компаний хотят подключиться к этому эксперименту, но без законодательной базы этот вопрос решить нельзя. И вот теперь институт налогового мониторинга решено узаконить.

«Как показывает мировой опыт, стабильность и определенность в налоговой нагрузке компании является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности страны на глобальном рынке мировых инвестиций. Этот подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов», — отмечают авторы законопроекта.

Соглашение о расширенном информационном взаимодействии вправе заключить не все компании. Законопроект распространяется на организации, у которых за предшествующий год совокупная сумма федеральных налогов составляет не менее 500 млн руб., суммарный объем полученных доходов — не менее 5 млрд руб., а совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года — не менее 10 млрд руб. При этом стороной соглашения о налоговом мониторинге не могут быть участники консолидированной группы налогоплательщиков.

«Мониторинг — это отслеживание и анализ налоговым органом налоговых рисков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным крупными налогоплательщиками. Основная цель мониторинга — создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, которое контролируют налоговые органы, — говорит Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры». — То есть в режиме реального времени налоговый орган, весьма вероятно, сможет рекомендовать, с кем из контрагентов следует заключать сделки, а с кем не стоит, что, по сути, является нарушением свободы договора, невозможности осуществления предпринимательской деятельности на свой страх и риск и прямым вмешательством властных структур в хозяйственную деятельность налогоплательщика».

В период действия соглашения в отношении компании налоговые органы будут не вправе проводить выездные налоговые проверки, за исключением отдельных ситуаций. Например, в случае невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа или представления уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в размере, меньшем ранее заявленном.

Как следует из смысла законопроекта, в процессе налогового мониторинга налоговый орган формирует мотивированную позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, и если предприниматель не согласен с выводами, то предусмотрена взаимосогласительная процедура. «Ее проведение предполагает, что налоговый орган и налогоплательщик действуют на основании взаимного доверия и открытости. Если сказать проще, то налогоплательщик будет договариваться с налоговой инспекцией о том, сколько налогов ему следует заплатить, — отмечает Юрий Ефремов. — Полагаю, что он должен самостоятельно определиться, нужна ли ему постоянная налоговая проверка, или, наоборот, специфика деятельности предусматривает постоянное возникновение спорных ситуаций, требующих немедленного разрешения».

Для развития крупного бизнеса и инвестиционного климата страны в целом предложенная новация будет иметь серьезное значение. Но есть некоторые вопросы, ответы на которые хотелось бы получить до принятия законопроекта в окончательном виде. Так, за период действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки. Но в случае получения информации о совершении налогового правонарушения проверка допускается. «Не будут ли этой возможностью налоговые органы злоупотреблять? Какая именно информация будет являться основанием для назначения проверки?» — вопрошает Роман Самилло.

Кроме того, не совсем ясен вопрос с консолидированными группами налогоплательщиков. Согласно законопроекту их лишат права применять процедуру налогового мониторинга. Однако в пилотном проекте по внедрению института налогового мониторинга — к слову, признанном успешным, — участвовали в том числе компании, зарегистрированные в качестве консолидированных групп налогоплательщиков. Становятся не совсем понятны причины, по которым выбраны критерии компаний, которые вправе заключать соглашение с налоговым органом.

Впрочем, ко второму чтению планируется уточнить критерии налогоплательщиков, а также их права и обязанности. Должны быть конкретизированы виды и суть проводимых налоговым органом контрольных мероприятий, а также порядок документального оформления результатов налогового мониторинга.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest