115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Социальная сфера как стратегическое направление инвестиций

01.08.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в журнале «Эж-Юрист»

«Эж-Юрист»

Социальная сфера в России всегда была в поле зрения российских и иностранных инвесторов. В 2000-е годы поток инвестиций в «социалку» резко возрос.

Сначала в «нулевые» годы наращивать бюджетное финансирование социальной феры государству позволяли нефтяные сверхдоходы. В новом десятилетии бюджетный дефицит вынуждает власти принимать серьезные меры по содержанию и развитию социальной сферы. В экономически развитых регионах и крупных городах к настоящему времени сформировался устойчивый спрос на качественные услуги, и эти предпосылки открывают широкие перспективы в социальной сфере для бизнеса.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Кадры по-прежнему решают всё

В советское время практически каждое предприятие было обременено какой-либо социальной нагрузкой (столовые, детские сады, дворцы спорта, объекты ЖКХ и т. д.). С переходом экономики на рыночные рельсы подобная система перестала быть жизнеспособной – от содержания социальных объектов компании стали отказываться. Но на смену «вынужденной» социальной ответственности в условиях рынка стала приходить ответственность добровольная.

Например, внутренние инвестиции в человеческий капитал фирмы.

Нобелевский лауреат 1992 года Гэрри Беккер доказал, что затраты на обучение сотрудников окупаются с рентабельностью 12–14%. Его последователи считают, что это касается не только обучения, но и вообще всего, что можно условно назвать «социальным пакетом организации»: от комфортных условий труда до ДМС и регулярных тимбилдингов.

Выгода, которую получает компания, тратя ресурсы на формирование социального пакета, хотя и не всегда выражается в конкретном финансовом виде, но очевидна. Она достигается за счет при- влечения работников более высокого профессионального уровня.

Ежегодно в России составляются рейтинги лучших работодателей, одним из критериев которых является объем социального пакета, предоставляемого работникам. По- падание в этот рейтинг и тем более лидирующие позиции в нем влияют на узнаваемость бренда компании и на его стоимость. Особенно актуально это для публичных компаний, акции которых торгуются на бирже.

Инвестиции в человеческий капитал – не всегда большие затраты. Во-первых, существует масса условно бесплатных способов повысить производительность труда

в компании – это хорошо забытое старое (доски почета, поздравления сотрудников со знаменательными датами и т. д.). Во-вторых, значительную часть затрат, скажем, на покупку полисов ДМС для сотрудников работодатель может вернуть за счет уменьшения налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль.

Благотворительность для души и для дела

Говоря об участии бизнеса в социальном обеспечении, не стоит забывать о благотворительности. Бизнес понимает ее важность: не заниматься ею для крупных компаний стало попросту неприлично. И дело тут, конечно, не только в пристойности: благотворительность давно стала частью маркетинговой стратегии любой крупной компании, а отсутствие благотворительных программ для крупной компании – это гарантированные репутационные потери.

Но неверно было бы утверждать, что вся благотворительность бизнеса направлена только на продвижение компаний. Бизнесмены – тоже люди и тоже делают что-то от души и для души. Однако, если благотворительность становится публичной, то – по воле предпринимателя или нет – она превращается в маркетинговый инструмент.

В России в благотворительности участвуют порядка 70% коммерческих организаций (в США и Европе соответственно 98 и 96%), а в каждой второй крупной фирме предусмотрен бюджет, составляющий от 11 до 17% чистой прибыли. Для крупных российских компаний характерно также создание собственных благотворительных фондов.

По результатам благотворительной деятельности в России публикуется ренкинг «Лидеры корпоративной благотворительности».

Впрочем, далеко не все компании стремятся в нем участвовать: из первых 100 крупнейших российских компаний (рейтинг «Эксперт-400») лишь 12 присутствуют в этом списке. Как нам представляется, это связано не столько с нежеланием «пиариться на добрых делах», сколько с тем, что основной аудиторией благотворительности таких компаний являются все же не общество, а органы власти. Ведь успех компании в России

очень часто в большей степени зависит от благосклонности чиновников, а не от рыночных факторов.

Например, в списке лидеров в ренкинге 2012 года присутствуют далеко не все нефтегазодобывающие и транспортирующие компании (в частности, нет «Газпрома»,

«Роснефти», «Транснефти»), из «большой четверки» сотовых операторов там есть только МТС, из крупных ретейлеров – только X5 Retail Group.

Также заметен очевидный перевес в сторону компаний с участием иностранного капитала. Это понятно, ведь в России рыночная экономика существует чуть более 20 лет, по сравнению с развитыми западными странами это очень мало. В западных компаниях стандарты корпоративной социальной ответственности традиционно выше, поэтому и в списках лучших работодателей, и в списках лидеров корпоративной благотворительности они преобладают. Похожая ситуация с инвестициями в социальную инфраструктуру: практически любой подобный проект реализуется с привлечением иностранного партнера, так как в развитых странах Запада «социалка» уже давно превратилась в сложный, но высокодоходный рынок. Россия пока только в начале этого пути, но первые шаги верны и уверенны. Наконец, участие бизнеса в социальном обеспечении населения может выражаться в инвестициях в социальную инфраструктуру.

«Социалка» долгое время не рассматривалась бизнесом как сфера, привлекательная для вложения денег. Однако, по нашим оценкам, в современной России бизнес, тем или иным образом связанный с социальной сферой, ― это перспективный бизнес. Увеличивающееся количество успешных бизнес-проектов в «социалке» подтверждает это.

Медицина

На наш взгляд, из всех отраслей, которые традиционно объединяют под общим названием «социалка» (здравоохранение, образование, культура, спорт, ЖКХ), наиболее привлекательной для инвестора сферой является медицина.

Еще в прошлом году IPO компании MD Medical Group Investments (сеть клиник «Мать и дитя») вызвало большой резонанс в профессиональном сообществе и в СМИ.

Результаты превзошли ожидания многих: компания была оценена в 900 млн долл. В прошлом году был совершен ряд других крупных сделок в медицине. В частности, за 50 млн долл. было приобретено 75% компании KDL – третьего в стране поставщика услуг лабораторной диагностики. Значительные инвестиции получили ОАО «Медицина», «Ава-Петер» и «Европейский медицинский центр». Эти инвестиции стали отражением динамики рынка частной медицины: в 2012 году он вырос на 19,5% и достиг 586 млрд руб. По оценкам «Градиент Альфа Инвестментс Групп», в 2013 году рост также будет относительно высоким – на уровне 16%.

В условиях, когда качество государственного медобслуживания оставляет желать лучшего, а платежеспособный спрос уже сформирован, крупные инвестиционные проекты в медицине будут приносить инвесторам высокий доход.

Для примера: рентабельность ОАО

«Медицина» в 2012 году составила свыше 40%, такой же она была и в 2011 году.

Событием в сфере коммерческого здравоохранения 2013 года (и следующих годов) обещает стать проект Сбербанка по строительству в Новой Москве медицинского кластера. Кластер объединит клинические, образовательные и научные учреждения. Уже известно, что медицинским консультантом станет Johns Hopkins, одна из лучших клиник в США, а объем инвестиций составит почти 1 млрд. долл.

Образование

Российский рынок частного образования пока развивается не так динамично, как рынок платных медицинских услуг. До кризиса темпы роста составляли более 20% в год, сейчас они не превышают 5–7%.

Можно отметить ряд благоприятных факторов, которые делают потенциально выгодными бизнес-проекты в сфере предоставления частных образовательных услуг.

Это, во-первых, сохраняющийся в Московском регионе серьезный дефицит дошкольных учреждений. Во-вторых, в прошлом году были приняты поправки в законе об образовании, по сути, уравнивающие в правах государственные и негосударственные образовательные учреждения. Частный детский сад или школа могут получать государственное финансирование, если соответствуют всем стандартам. Наконец, в начале этого года власти Москвы подтвердили, что арендная ставка для негосударственных детских садов и школ сохранится на

уровне 1800 руб./кв. м. Поддержкой негосударственных образовательных учреждений занимаются также правительство Московской области и других регионов.

Инвесторы опасаются, что эти позитивные предпосылки могут быть перечеркнуты демографической конъюнктурой. Сейчас Россия проходит пик демографической волны. В ближайшем будущем количество детей будет сокращаться.

На первый взгляд, образовательные услуги должны быть востребованы в меньшей степени. Но обществу нужно качественное образование. Родителей в Москве,

Подмосковье и других экономически развитых регионах интересуют не традиционные детские сады и обычные школы, а дошкольные учреждения с инновационными развивающими технологиями и лицеи с углубленным изучением отдельных предметов и сильным педагогическим коллективом. За качество готовы платить.

Таким образом, наибольший успех на рынке частных образовательных услуг ожидает тех, у кого есть какие-то особые условия: либо неудовлетворенный платежеспособный спрос (например, строящиеся районы Новой Москвы),

либо уникальная методика обучения, либо большой опыт в данной области, предпринимательский талант и личная страсть к образовательной деятельности. При наличии таких условий на любом, даже стагнирующем рынке можно добиться впечатляющих результатов.

Поможет в этом государственно-частное партнерство, которое, по нашему мнению, станет в будущем основной формой реализации проектов в социальной сфере.

Показательный пример, удовлетворяющий всем вышеперечисленным условиям, – сеть так называемых билдинг-садов, затраты на одного ребенка в которых составляют порядка 20% от затрат в обычных дошкольных учреждениях. Экономия достигается за счет размещения детсадов на первых этажах новостроек, в помещениях крупных предприятий. Проект поддержан Агентством стратегических инициатив, в некоторых регионах

Поволжья уже начата его реализация.

Государственно-частное партнерство

Наряду с транспортной инфраструктурой ГЧП имеет большие перспективы в «социалке»: государство не всегда может обеспечить должный уровень сервиса, а частным инвесторам не хватает рентабельности, чтобы заниматься бизнесом в этой сфере.

Уже сейчас, несмотря на все сдерживающие факторы (отсутствие налаженной системы долгосрочного финансирования, неразбериху в законодательстве о ГЧП, инертность российской бюрократии), в России есть ряд удачных примеров ГЧП в социальной сфере. Это и сеть частных центров социального обслуживания компании Senior Group для пожилых людей, и сеть клиник «Медси», и сеть «Ава-Петер», предоставляющая услуги по лечению бесплодия и наблюдению беременности. В регионах РФ на основе ГЧП сейчас функционируют несколько сетей гемодиализных центров – центров по очищению крови. Эта сфера здравоохранения наряду с перинатальной медициной особо привлекательна для частных инвесторов. Объясняется это относительной простотой организации таких центров и тем, что частный сервис всегда был лучше государственного.

В начале года правительство Москвы провело roadshow по крупнейшим городам мира, на котором презентовался проект реконструкции 63-й городской клинической больницы. Он обещает стать еще одним знаковым событием ближайших лет на рынке частного здравоохранения. Необходимые инвестиции на создание четырех медицинских центров на основе этой больницы оцениваются городом в 5,5 млрд руб.

Бизнес не всегда может быть инициатором ГЧП, так как не видит всех возможностей и не знает, захочет ли власть передать тот или иной объект в управление частному партнеру. Поэтому будут ли подобные проекты массовыми – зависит в первую очередь от самих властей. Хорошая практика в этом направлении – создание специальных подразделений, ответственных за ГЧП на той или иной территории (такое подразделение сейчас есть в Санкт-Петербурге). Эти «отделы ГЧП» могут на основе государственной собственности формировать активы, которые могли бы быть интересны инвесторам.

Еще одно направление, которое можно успешно реализовать на условиях ГЧП, – редевелопмент промзон. В Москве, где стоимость земли очень высока, до сих пор существуют обширные промышленные площади, которые используются слабо или не используются вовсе. Их редевелопмент подразумевает строительство не только коммерческой недвижимости, но и жилья, школ, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Если инженерные коммуникации к ним подводить за счет города, то объекты социальной инфраструктуры окупаются быстро.

Пожалуй, самый интересный проект в этой сфере – застройка территории завода ЗИЛ в Нагатинской пойме. Здесь реализуется проект Nagatino i-Land. Первая его очередь (1 млн кв. м) построена, в этом году ожидается начало работ по второй очереди (425 тыс. кв. м), в основном это спортивные объекты, а также гостиница.

Чтобы оценить перспективы, которые могут открыться для инвесторов, стоит сказать, что в старой Москве более 20 000 га промышленных территорий, из которых планируется оставить не более 7,5 тыс. Для сравнения: первая и вторая очередь редевелопмента территории ЗИЛа – всего 57 га.

Треть расходов федерального бюджета – 716 млрд руб. – в этом году будет потрачена на социальную политику. Тратит их государство крайне неэффективно. Уже сейчас рост доходов бюджета не успевает за ростом социальных гарантий, поэтому вопрос повышения эффективности расходов становится все более актуальным. Без участия бизнеса государству не удастся кардинально повысить качество социального обслуживания и эффективность расходования средств. Следовательно, можно рассчитывать, что бюджетные расходы все больше будут переориентироваться на частные компании через механизмы ГЧП, госзаказа и страхования. Поэтому социальная сфера – стратегически верное направление инвестиций в России. Бизнес всегда остается бизнесом, и нельзя требовать от него в первую очередь заботы о людях.

Конечно, это присутствует в выборе сферы приложения труда, но никакой бизнес не станет инвестировать на постоянной основе те отрасли, где от инвестиций нет отдачи. Поэтому задача государства – заинтересовать предпринимателей, обеспечив привлекательные условия для инвестирования в социальную сферу.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.