115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Технологии на службе

29.06.2017

РБК+

Регуляторы активно внедряют новые технологии, что делает работу компаний практически полностью прозрачной. Но правила игры меняются столь часто, что больше сил тратится на взаимодействие с государством, чем на развитие.

Государство поднаторело в современных методах контроля бизнеса. С 1 июля, например, большинство торговых компаний и ИП, включая интернет-магазины, обязаны передавать данные о продаже товаров в Федеральную налоговую службу (ФНС) онлайн, с помощью специальной контрольно-кассовой техники (ККТ). Работа без онлайн-касс грозит штрафом в размере 75–100% от объема продаж (не менее 30 тыс. руб.) для компаний и 25–50% (не менее 10 тыс. руб.)  — для ИП.

Поэтапный переход на электронный контроль за наличным оборотом стартовал летом прошлого года. Повсеместно на новую систему учета бизнес, включая предприятия сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также предпринимателей на патенте и едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), перейдет с июля 2018 года.

Реформа должна снизить административную нагрузку на налогоплательщиков, упростить процедуру регистрации техники и подачу отчетности. Однако на практике, говорит заместитель руководителя департамента аудита аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Роман Самилло, она не подготовлена. «Наш клиент, собственник торгового центра, не знает, что делать: у него ежемесячно возвраты по чекам составляют до 1 млн руб., а точного ответа, нужно возврат проводить через онлайн-кассу или нет, в налоговой дать не могут. Риск для бизнеса в том, что данные о его доходах будут сильно отличаться от реальных, — ему засчитают прибыль, а клиент товар вернул и получил деньги обратно», — сетует Роман Самилло.

Цель введения онлайн-касс не только контролировать размер выручки налогоплательщиков, но и отслеживать крупные покупки физических лиц для сопоставления их расходов с декларируемыми доходами, полагает руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп Роман Шишкин.

Автоматизированные системы мониторинга и контроля — новая реальность для бизнеса и эффективный инструмент для проверяющих органов. В частности, введенная в прошлом году электронная система контроля АИС «Налог-3» — big data в фискальной политике: дает регулятору доступ к сведениям о счетах налогоплательщиков, информации таможенных органов, базе данных ЗАГС и других государственных органов, — позволяет проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений компании с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

Как заявлял глава ФНС Михаил Мишустин, автоматизация процессов администрирования и аналитическая работа с данными обеспечили в 2016 году 26 млрд руб. дополнительных поступлений в бюджет и снизили давление на добросовестных налогоплательщиков — число выездных проверок сократилось на 15%.

Тотальное недоверие

Между тем бизнес смотрит на новации администрирования иначе. По словам директора по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксении Бурдановой, последние несколько лет отрасль пережила немало инноваций — от внедрения систем «Платон» и ЕГАИС до введения маркировки меховых изделий, которые значительно увеличили нагрузку на компании.

В частности, перевод рынка шуб на обязательную маркировку радиочастотными (RFID) метками в 2016 году, по данным ФТС, увеличил долю легального товара в шесть раз по сравнению с 2015 годом. «Однако практика выявила немало проблем — технических и юридических пробелов и нестыковок, решение которых потребует времени. Для использования маркировки в других отраслях потребуется доработка механизмов ее реализации, а также проработка деталей взаимодействия участников рынка и государства», — говорит Ксения Бурданова.

Кроме того, серьезно по кошельку предпринимателей бьют местные инициативы органов власти субъектов России, такие как введение торгового сбора и платных парковок, а также запрет на парковку около торговых центров в Москве.

Новые системы контроля не только влекут издержки на приобретение дополнительного оборудования, но и подвергают бизнес риску дополнительных штрафов из-за сбоя работы системы, говорится в отчете уполномоченного по защите прав предпринимателей Томской области Валерия Падерина.

«Правила меняются чуть ли не каждый месяц. За этим нужно постоянно следить. Не уследил, нарушил — получи штраф. А эти штрафы порой в малом бизнесе достигают суммы годовой прибыли», — сетует Дмитрий Виноградов, генеральный директор сети «Эль Кафе».

Усиление пресса административной системы за последний год почувствовали более 56% предпринимателей — участников опроса, проведенного аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ совместно с ВЦИОМом. Эта нагрузка обходится, по оценкам бизнеса, в сумму до 20% от выручки.

Выездных проверок по налогам стало меньше, зато они стали более глубокими, камеральные проверки — с большим объемом документов, говорит Роман Самилло. По его словам, бизнес чаще стал обращаться за юридической помощью в связи с теми или иными административными рисками.

Защитная реакция

В практике консультантов стало больше проектов по выработке стратегии защиты от излишнего внимания со стороны контролирующих органов, по реструктуризации и качественному управлению активами, отмечает партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов. «Государство ведет себя как полноценный участник рынка, и бизнес стремится защитить свои активы. Увеличилось число запросов на оценку активов, причин потери стоимости вложений и упущенных выгод. От того, будет ли возможность защитить свои права в суде, зависит, какую стратегию защиты активов выбирает бизнес — вложение в развитие или вывод средств за рубеж», — говорит эксперт.

Предприниматели оценивают свои шансы на судебную защиту как минимальные, следует из доклада бизнес-омбудсмена: почти две трети считают, что вероятность выиграть процесс против государственных органов — низкая или очень низкая.

Защищаться можно только понимая правоприменительную практику, а она в России традиционно изменчива и противоречива, говорит Роман Шишкин. По его словам, для предпринимателей постоянно повышается важность предварительной подготовки к проверкам: «Собственники и их менеджеры просят нас сразу просчитывать финансовую модель налоговой компоненты, системы владения и юридическую структуру компании в целом».

Проблема — в сверхвысокой налоговой нагрузке, не учитывающей отраслевую специфику компаний и в результате создающей преференции сырьевым компаниям, считает член комитета по строительству «Деловой России» Николай Остарков. «На любой конференции по обсуждению новых технологий и развитию цифровой экономики первый вопрос, который задают стартапы докладчикам: где лучше регистрировать бизнес — в Гонконге или Сингапуре? О нашей юрисдикции даже речь не идет на этапе старта компании, нацеленной на глобальный рынок, — слишком много рисков. И вот это — будущая большая проблема», — считает Остарков.

Пока бизнес тратит время и деньги на издержки от взаимодействия с государством, ему некогда заниматься технологическим развитием, отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Предприниматели воспринимают коррупцию и административные барьеры как нормальное экономическое явление, они нанимают специальных людей — переговорщиков для взаимодействия с государством и закладывают затраты в себестоимость продукции, в то время как Китай ежедневно выводит на рынок новые технологии», — подчеркивает эксперт, отмечая, что ожидание структурных реформ и стратегии роста слишком затянулось. 

Юлия Глуховская

Фото: Lori

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.