115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Архив

Транспортное средство без регистрации: платить ли налог

06.08.2012
Автор: Парулева Ирина Валентиновна

Журнал «Налоговые споры»

Следует ли исчислять и уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств, которые не зарегистрированы в установленном порядке в ГИБДД или Гостехнадзоре?

По общему правилу (ст. 357 НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. К объектам налогообложения отнесены только зарегистрированные в установленном порядке автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства (за исключением поименованных в п. 2 ст. 358 НК РФ).

Возникает вопрос: если техника (автомобили, спецтехника и т. д.) есть, но она не зарегистрирована, следует ли уплачивать транспортный налог?

В письме Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/1 сказано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства.

Из этого можно сделать вывод: если техника фактически используется, но при этом не зарегистрирована, налог платить не нужно. Всегда ли это правило работает и согласны ли с таким подходом налоговые органы?

Если транспортное средство не зарегистрировано, но эксплуатируется, то налогоплательщик обязан уплачивать транспортный налог

Ирина Парулева, старший бухгалтер аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»:

— Напомню, что согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщики – это те, на кого зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ № 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются — владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные:

  • в Государственной инспекции; 
  • или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах); 
  • или органах гостехнадзора.

Сделать это нужно в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

С одной стороны, можно отделить одно от другого. Вроде бы, если не поставили на учет технику, то и плательщиком налога не являемся. А нарушили срок постановки на учет, следовательно, наказать могут только за это. С другой – объект налогообложения существует, лицо им владеет, а если еще и эксплуатирует, то прикидываться неплательщиком – не вариант. Непостановка техники на учет в соответствующих органах просто лишает возможности налоговиков узнать о существовании объекта до того, как состоится, скажем, выездная проверка.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 № А78-3217/08-С3-8/103-Ф02-375/09 как раз об этом и говорит: государственная регистрация транспортных средств не является регистрацией права собственности на движимое имущество. Она осуществляется для обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники, а также административного контроля их эксплуатации.

Как налоговые органы могут доказать, что объект эксплуатируется? Если на него начисляется амортизация. Таким образом, по нашему мнению, в случае, когда компания технику использует, начисляет на нее амортизацию, уменьшая свой налог на прибыль – будьте любезны оплатить транспортный налог. Он, между прочим, хоть и не значительно, но все же уменьшит налогооблагаемую базу по прибыли.

Кстати, по вопросу о правомерности начисления амортизации на незарегистрированное ТС стоит сказать следующее. Амортизируемым признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Это указано в п. 1 ст. 256 НК РФ.

Как видим, данная норма не содержит ограничений по включению в состав амортизируемого имущества транспортных средств или спецтехники, не зарегистрированных в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Поэтому начислять амортизацию до регистрации, тем самым уменьшая налог на прибыль, правомерно.

Напомню, что за неуплату или неполную уплату налога могут оштрафовать по ст. 122 НК РФ. Эта норма предусматривает санкции в размере 20% от неуплаченной суммы. Если же инспекция докажет, что компания не платила налог умышленно, то штраф подрастет до 40%.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest