115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Упрямые инвестиции

27.01.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарии Павла Гагарина в журнале «КоммерсантЪ-Деньги»

«Ъ-Деньги»

О чем думают бизнесмены, вкладываясь в худшие отрасли.

Убыточное производство в Китае для нужд солнечной энергетики, предприятие по добыче торфа, вложения в модернизацию региональных систем водоснабжения… О чем думают российские инвесторы, создавая новые проекты в отраслях, демонстрировавших худшую динамику за последние годы.

Китайский форпост

Отрасль: солнечная энергетика

Инвестор: концерн «Энергомера»

Вложения: $20 млн в завод Monocrystal PV по производству композиционных паст для солнечных элементов

Владелец и президент ставропольского холдинга «Энергомера» Владимир Поляков решился на строительство нового завода в Чанчжоу в конце 2010 года. «Мы видели, как индустрия солнечной энергетики перемещается в Китай,— объясняет свое решение Поляков.— И понимали, что мы либо построим там завод, либо потеряем бизнес в этой отрасли». Молодая отрасль солнечной энергетики к тому времени уже вступила в свой первый кризис, программы господдержки солнечной энергетики сворачивались одна за другой, цены на солнечные батареи и комплектующие стремительно падали. Через полгода после начала реализации решения Полякова американская Solyndra закрыла все производства солнечных батарей, затем была объявлена банкротом «дочка» крупнейшего в мире производителя солнечных панелей — китайской компании Suntech Power, о закрытии многомиллиардных проектов в солнечной энергетике объявила и российская «Роснано».

Тем не менее в конце 2012 года новый китайский завод «Энергомеры» приступил к работе. «Отрасль еще восстановится, и те, кто в нее верил, выиграют»,— говорил «Деньгам» Владимир Поляков вскоре после этого. За это время позитивных изменений в отрасли не случилось: мировые цены на солнечные батареи упали на 60%, государственное финансирование солнечной энергетики сократилось в разы, по данным аналитиков, только за прошлый год на 30%. «Практически никто из игроков не генерирует прибыль,— констатирует сегодня Поляков.— Повод задуматься над тем, правильным ли было решение, безусловно, есть». Инвестиции в завод вместо $10 млн составили $20 млн, и когда окупятся — непонятно. Однако за счет других направлений бизнеса (синтетические сапфиры для мировой индустрии электротехники, собственное сельхозподразделение) концерн чувствует себя уверенно, за прошлый год чистая прибыль «Энергомеры» выросла в три раза. «На одном теряем, на другом выигрываем. Зайдя на китайский рынок как производители композиционных паст, мы в итоге заняли позицию крупнейшего поставщика синтетических сапфиров, то есть финансовую отдачу получили очень существенную»,— говорит Поляков. Но и в отношении солнечной энергетики он упорствует в своем оптимизме: «В среднесрочной перспективе рынки солнечной энергетики восстановятся, главная интрига — кто доживет до этого момента».

Надо сказать, с ним согласны и некоторые эксперты. Так, в начале этого года появился подробный отчет аналитиков компании IHS, которые уверяют, что после продолжительного застоя отрасль солнечной энергетики ожидает небывалый подъем. «Нынешнее снижение спроса в развитых странах действительно, скорее всего, временное,— говорит Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets.— Плюс оно уже сейчас компенсируется ростом спроса в странах третьего мира. Так что лично я считаю вполне оправданным открытие завода в Китае».

С самыми добрыми намерениями

Отрасль: бюджетные авиаперевозки

Инвестор: «Аэрофлот»

Вложения: $100 млн в создание российского лоукостера «Добролет»

Оба предшественника нового проекта «Аэрофлота» — бюджетные авиалинии Sky Express и «Авианова» — прожили яркую, но короткую жизнь. Заявив о себе агрессивной рекламной политикой и максимально низкими ценами (250-500 руб. за билет), они быстро вошли в десятку крупнейших перевозчиков страны и так же быстро из нее вышли. Потерпев многомиллионные убытки, обе авиакомпании прекратили существование одновременно, осенью 2011 года.

Эксперты называют десятки причин, делающих проекты российских лоукостеров невозможными: большие расстояния, отсутствие либо дороговизна хабов, пошлины и налоги на иностранную авиатехнику, «социально ответственное» законодательство, не позволяющее, например, продавать невозвратные билеты.

Тем не менее в конце 2013 года «Аэрофлот» зарегистрировал компанию «Добролет». Начать планируется с рейсов в восемь городов России по цене на 20-40% дешевле экономкласса материнской компании, в перспективе — десятки внутренних и зарубежных рейсов по цене плацкарта. Все по канонам бюджетных авиаперевозок: один класс, неоткидывающиеся кресла, еда, багаж и более комфортные места — за дополнительную плату, заказ билетов — только через интернет.

На запуск и развитие лоукостера «Аэрофлот» готов потратить $100 млн. Компания не рискует прогнозировать сроки окупаемости проекта, указывая, что это все-таки скорее госзаказ «по повышению мобильности населения», выполнить который «Аэрофлот» сможет лишь при наличии «благоприятной законодательной базы». «Это, конечно, проект не в чистом виде коммерческий,— уверен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.— Власти заинтересованы, чтобы в России были доступные перевозки, и «Аэрофлот» их предоставит в обмен на коррективы в законодательстве. Последние как раз сделают проект окупаемым, хотя полезны будут не столько «Добролету», сколько материнской компании». Другим бонусом «Аэрофлота», по словам Пантелеева, станет создание авиакомпании, которая будет базироваться в другом аэропорту и отравлять жизнь конкурентам низкими ценами, что всегда приятно.

«Инвестиции в нагрузку — частая в России история,— подтверждает председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.— Предприниматели берутся за какое-нибудь социально значимое дело не ради того, чтобы заработать, а чтобы завладеть административным ресурсом. Если потраченные деньги окупаются преференциями, которые получает инвестор при развитии других направлений своего бизнеса, проект можно считать удачным».

Неживая вода

Отрасль: водоснабжение

Инвестор: ОАО «Евразийский»

Вложения: 2,25 млрд руб. в региональный проект «Чистый Дон» по строительству очистных сооружений канализации и систем обработки сточных вод

По данным Росстата, производство и распределение электроэнергии, газа и воды входит в пятерку отраслей, показывающих «самое сильное снижение сальдированного финансового результата». Доля убыточных компаний здесь за прошлый год выросла на 6%, составив 54%. «Из-за фиксированных тарифов, роста затрат, высоких экологических платежей и штрафов, а также запрета на самостоятельный сбор платежей с населения в сфере водоснабжения дела обстоят хуже всех»,— говорит исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. По ее словам, отрицательной была даже средняя рентабельность по отрасли за прошлый год (-2,9%), а в некоторых компаниях, причем крупных, она доходила и до -19%. «Главное — это тарифы. Если компании благодаря новым технологиям сокращают издержки, их заставляют еще больше снижать тарифы населению»,— возмущается Довлатова. «Такими темпами вскоре в отрасль, где изношено более 80% всей инфраструктуры, инвестировать будет некому»,— заключает эксперт.

В компании ОАО «Евразийский» с Еленой Довлатовой не совсем согласны. «Не будем спорить, что ситуация в отрасли удручающая: износ инфраструктуры — критический, эффективность деятельности компаний в отрасли — низкая, сплошные банкротства,— говорит заместитель генерального директора ОАО «Евразийский» Дмитрий Пузанов.— Однако набор правильных решений может сделать инвестиции окупаемыми. Конечно, маржа не бешеная, но устойчивая, а отдача в пределах 10-15 лет». В портфеле «Евразийского» десятки выполненных инвестпроектов, модернизация систем водоснабжения в Сочи, такая же программа «Югводоканал», распространяющаяся на весь Краснодарский край. Последний проект «Чистый Дон» — один из самых крупных, стоимостью 4,5 млрд руб., инвестиции между собой поровну поделили местные власти и «дочка» «Евразийского» — ООО «АБВК-Эко». «Многое уже сделано, достигнуты первые показатели эффективности, идем по графику»,— отчитывается Пузанов.

«Это, конечно, крупнейшая компания с долгой и хорошей историей, с мощным административным ресурсом за счет государственного Внешэкономбанка в акционерах и наличием фонда накопленных средств,— не отрицает Елена Довлатова.— Однако давайте отметим, что все имеющиеся инвестпроекты в отрасли они начали уже несколько лет назад и просто их продолжают, ни во что новое не ввязываясь. А за последние годы ситуация в отрасли ухудшилась. И у меня есть серьезное опасение, что если ничего не изменится, никто, в том числе и «Евразийский», в отрасль вкладываться не будет».

Область высоких надоев

Отрасль: сельское хозяйство

Инвестор: ООО «Любимый город»

Вложения: 1,5 млрд руб. в строительство нового молокозавода в Волгоградской области мощностью 54 тыс. тонн в год

Камышинский молочный комбинат, расположенный в Вологодской области, сейчас перерабатывает около 70 тыс. тонн молока в год и выпускает 55 наименований молочной продукции под брендом «Любимый город». Построив новый завод, предприятие производство молока удвоит. Происходит это на фоне довольно противоречивой ситуации на рынке. Падение производства товарного молока на 1 млн тонн, резкий рост импорта, низкая рентабельность, отсутствие инвестиций — так описывают эксперты итоги 2013 года в молочной отрасли. Действительно, по данным Минсельхоза России, рентабельность производства молока отрицательная (-2,9%). Предприятия, получающие государственные субсидии, выходят на 5-6% рентабельности, однако назвать этот показатель высоким язык не поворачивается. У молокозаводов положение несколько иное. Большинство предприятий, решив проблему с поставками (в том числе за счет импортного сухого молока), в прошлом году сумели выйти на рентабельность 12-14%, и это без учета субсидий. «Да чего бы им не зарабатывать! — кипятится один из региональных фермеров, поставляющий молоко местному молокозаводу.— Молоко наше только они берут в таких объемах и, конечно, давят по цене. Потому что им в какой-то момент не принципиально, у меня взять или из-за границы сухое молоко дешевое привезти. Вот и выходит, что у нас рентабельность низкая, а у них — вполне себе».

Впрочем, именно в Волгоградской области даже с товарным молоком ситуация лучше, чем в целом по России. «В отличие от остальной страны объемы производства молока в Волгоградской области растут,— комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.— А если нужно всей отрасли, значит, нужно и местным властям. Так что «Любимый город» получает не только рентабельное производство, но и всяческие субсидии и благосклонность государства».

 Своими торфяными брикетами «Строй Транс Комплект» хотел бы отопить всю Вологодскую область

«Конечно, такие на первый взгляд странные инвестиции в отстающие отрасли действительно могут быть экспертной ошибкой, неверным советом консалтинговой компании или просто желанием топ-менеджмента подзаработать на огромных вложениях в долгий и неоднозначный проект,— говорит председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.— Однако в случае с молоком это не так. Принято считать, что это убыточное дело, как и все в нашем сельском хозяйстве. Но на практике молочная продукция крайне востребована, особенно высококачественная и натуральная».

Прибыль из болота

Отрасль: добыча торфа

Инвестор: «Строй Транс Комплект»

Вложения: более 100 млн руб. в возобновление добычи и переработки торфа на месторождении «Дедово поле» в Вологодской области

В советское время торф довольно активно использовался для отопления не только жилых, но и некоторых промышленных предприятий, и его производство для этих нужд составляло 50-150 млн тонн в год. Сегодня его практически полностью заменил природный газ. Еще в 2004 году в стране было 103 торфопредприятия, добывавших 4-5 млн тонн торфа в год. В 2009-м их осталось 75, и они выдавали на рынок лишь 3 млн тонн торфа в год, а в прошлом году 28 выживших компаний произвели 1,8 млн тонн.

Тем не менее в 2011 году в России возник новый индустриальный холдинг по добыче торфа — корпорация «Биоэнергия». В 2012-м же году об инвестициях в 100 млн руб. в возобновление добычи и переработки торфа на месторождении «Дедово поле» в Вологодской области заявила компания «Строй Транс Комплект». «Вологодская область стоит на последнем месте по добыче торфа. И это при том, что на ее территории находятся огромные запасы, которые составляют 37% всех запасов в Европейской части РФ. Это стратегический потенциал России, не оцененный нами в полной мере»,— объяснял этот поступок местным СМИ директор по стратегическому развитию и инвестициям «Строй Транс Комплекта» Виктор Галашичев. В планах компании — поставка кускового торфа местным сельхозпредприятиям и компаниям ЖКХ, а также добыча фрезерного торфа для его глубокой переработки и последующего экспорта. «Проблем со сбытом у нового проекта не будет,— уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.— Только предприятия ЖКХ Вологодской области, где и находится месторождение «Дедово поле», закупают ежегодно для своих нужд до 100 тыс. тонн угля. Частично этот объем может быть замещен местным торфом. А помимо ЖКХ есть еще и сельхозпредприятия, они тоже могут использовать торф в качестве топлива».

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest