115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Вода не пропадет

15.10.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарии Павла Гагарина в «Российской Бизнес-газете»

«Российская Бизнес-газета»

Акватория Москвы-реки будет застроена

Несмотря на заманчивые возможности, акватория Москвы-реки используется крайне слабо либо не используется вообще. К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся на «круглом столе» «Река Москва — новые возможности для модернизации городской среды», который проходил в Мюнхене на XVI международной выставке Expo Real.

Не секрет, что в Москве практически не осталось площадок под строительство. Участники «круглого стола» полагают, что большие возможности для города и бизнеса дало бы освоение водных и прибрежных пространств. По крайней мере, есть где разгуляться. Протяженность реки Москвы в границах столицы — 185 км, ширина — до 200 м.

По мнению председателя экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Павла Гагарина, бизнес готов участвовать в освоении водного пространства и в развитии прибрежной инфраструктуры на принципах ГЧП. «На воде и берегах можно размещать социально значимые объекты, например гостиницы, автостоянки, спортивные сооружения и даже вертолетные площадки, — считает он. — Новый перспективный сектор увеличил бы налогооблагаемую базу и количество собираемых налогов».

Москва, конечно, не Венеция, но столичный статус обязывает использовать лучшую практику большинства крупных городов мира, которые находятся на реках, при этом имеют развитую и благоустроенную прибрежную инфраструктуру, и используют ее максимально эффективно. На водоемах ведь можно построить не только причалы, набережные, но и гостиницы, кафе и рестораны, магазины и даже жилые дома. «Наличие этих объектов обеспечивает интеграцию водных и прибрежных пространств в жизнь города, — заметил депутат Мосгордумы Андрей Клычков. — Но прибрежная инфраструктура должна быть встроена в единую градостроительную концепцию».

Насколько привлекательны проекты на воде для девелоперов? По мнению гендиректора строительно-инвестиционной компании «МРГ-Строй» Олега Савчука, «сильные стороны — это низкая стоимость аренды акватории по сравнению с участками на суше и высокая прочность строений, ведь девелопмент на воде регулируют не традиционные ГОСТы и СНиПы, а более строгие регламенты Российского речного регистра. Из слабых сторон можно отметить относительно высокую цену квадратного метра, а также сложную схему согласования прав на участок и его использование».

Эксперты уверены, что прибрежные зоны имеют одно неоспоримое преимущество — расположение в центральных районах столицы. По расчетам компании «Градиент Альфа«, себестоимость возведения квадратного метра на воде — примерно $3500 (строительство на суше в два-три раза дешевле). Но, с другой стороны, стоимость аренды участка на воде — всего 76 рублей в год, причем не за квадратный метр, а за всю площадь.

Однако есть законодательные препоны. Так, по федеральному законодательству русло реки не является территорией Москвы, поэтому городские власти не могут регулировать использование акватории рек и водоемов. В то же время, по мнению заместителя председателя Комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности Ивана Новицкого, у города есть возможность регулировать вопросы пользования береговой линией. «Важно проработать градостроительную концепцию околоводного пространства, правовых основ пользования земельными участками вдоль реки, — полагает депутат.

Павел Гагарин предложил запустить пилотный инвестпроект по использованию акватории Москвы. По его словам, это будет негосударственная управляющая компания, которая могла бы разработать правила реконструкции, строительства и эксплуатации причалов и другой прибрежной инфраструктуры, запустила бы несколько регулярных пассажирских маршрутов, демонтировала бы устаревшие и избыточные объекты прибрежной инфраструктуры, соорудила бы плавучие гостиницы для гостей чемпионата мира по футболу 2018.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest