115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Эксперт «РГ» рассказал о нюансах досудебного урегулирования споров

18.11.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Ильинова Татьяна Алексеевна
Руководитель департамента аудита
Материал по итогам Круглого стола Экспертного совета при комиссии Московской городской думы по законодательству в Российской бизнес-газете

«Российская бизнес-газета»

2014 года вводится обязательная досудебная система урегулирования налоговых споров. То есть прежде, чем обратиться в суд, налогоплательщики должны разрешить разногласия с налоговыми инспекторами внутри самой налоговой системы, в противном случае суд не станет рассматривать спор. Такие нормы введены  №153-ФЗ.

О том, как нововведение коснется юридических и физических лиц, для которых досудебное обжалование вводится впервые, шла речь на открытом заседании Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству.

Татьяна Ильинова, член Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству, рассказала, как закон будет работать на практике.

Сейчас для юрлиц в досудебном порядке обжалуются решения инспекции по налоговым проверкам. При этом решения о неправомерной блокировке счетов в банке, отказ в возврате налогов, штрафы за непредставление отчетности в срок и другим подобным вопросам можно было обжаловать сразу в суде. Теперь же обратиться в суд можно будет только после подачи жалобы в УФНС.

В результате для прямого обращения в суд остается лишь три повода. Во-первых, решение по жалобе, может быть оспорено как в вышестоящем органе, так и в суде. Во-вторых, акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы сразу в судебном органе. И, наконец, акты (на действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого жалоба не была рассмотрена либо не было принято решение в установленный срок.

Кстати, жалоба подается в письменной форме через свою налоговую инспекцию, которая в течение трех дней должна направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Подать жалобу можно в течение месяца, еще месяц — это максимальный срок, данный на ее рассмотрение налоговому органу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Еще на месяц сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции.

Затем еще дается 3 дня с даты принятия решения по жалобе, чтобы его вручить налогоплательщику.

Кстати, лицо, подавшее жалобу, не участвует в ее рассмотрении (п. 2 ст. 140 НК РФ). Оно может представить документы, подтверждающие свои доводы, а также дополнительные материалы (п. 1 ст. 140 НК РФ), которые будут рассмотрены только в случае если налогоплательщик докажет почему он их не предоставил ранее.

В суд можно обратиться не ранее даты окончания срока рассмотрения жалобы, или  даты  принятого вышестоящим налоговым органом решения по ней.

По мнению законодателя, такой порядок расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав, снизит судебные издержки и ускорит разрешение налогового спора. Досудебная процедура действительно гораздо быстрее рассмотрения спора в суде, но надо признать на практике которая есть на сегодняшний день — она гораздо менее эффективная.

Пример из аудиторской практики. В 2012-2013 гг., один из клиентов, представляющий крупную английскую компанию в России, оспаривал решение по результатам налоговой проверки. На этапе принятия решения удалось оспорить лишь малую часть доначислений, после принятия решения в соответствии с действующим порядком была написана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.

По итогам ее рассмотрения решение осталось неизменным. Затем последовало обращение в суд, который почти через полгода вынес решение в пользу нашего клиента. Причем иск был удовлетворен в полном объеме. Недоимка и штрафы в сумме порядка 10 миллионов рублей были сняты с компании.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest