115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Эксперты по налогам: офшорный лес рубят, а щепки летят

25.04.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

24 апреля 2014 года состоялось открытое заседание рабочей группы по управлению налоговыми рисками Торгово-промышленной палаты РФ. В нем приняли участие представители ФНС России, Росфинмониторинга и крупнейших компаний, ведущие налоговые эксперты страны.


 

Обсуждался законопроект Минфина о контролируемых иностранных компаниях, призванный разобраться с уходом от налогов с использованием офшорных юрисдикций. Представители бизнес-сообщества дали свои предложения по доработке документа. Вторая часть повестки касалась Основных направлений налоговой политики до 2017 года, которые в этот же день обсуждались в правительстве РФ.

Открыл заседание заместитель председателя Экспертного налогового совета ТПП РФ, замдиректора Юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев, который обобщил предложения бизнеса по доработке Основных направлений налоговой политики до 2017 г. (ОННП). «Предлагаем разработчикам документа внедрить институт «предварительного налогового разъяснения». Предварительное согласование с ФНС крупных сделок повысит прозрачность налогового законодательства, сократит количество судебных споров и снизит риски для предпринимателей, — полагает Дмитрий Фадеев. Другая инициатива – введение особого порядка исчисления НДС с разницы между ценой продажи и покупки при приобретении товаров без НДС у организаций и предпринимателей, применяющих спецрежимы. Это расширит возможности для применения упрощенной системы налогообложения».

Один из существенных разделов ОННП посвящен борьбе с уходом от налогов в офшорных и низконалоговых юрисдикциях. В рамках этой работы Минфин разработал законопроект, который затрагивает значительную часть российского бизнеса — «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)».

Подробно документ проанализировал председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками ТПП РФ Павел Гагарин. Эксперт призвал смотреть на ситуацию в контексте: «Предложенный законопроект о контролируемых иностранных лицах (КИК) – первый из пакета антиофшорных инициатив. Он — часть национального плана по борьбе с офшорами. По замыслу властей он должен дополнять уже действующие законы. Это закон №227-ФЗ о трансфертном ценообразовании, изменения в закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», закон №224-ФЗ об инсайдерской информации, а также «антиотмывочный» закон №134-ФЗ. Все они в целом направлены на лишение офшорных схем смысла. Но под офшорами власти понимают очень широкий круг структур, без учета того, что большая их часть используется для удобства ведения бизнеса, а не ради уклонения от уплаты налогов».

Павел Гагарин отметил, что несмотря на санкции западных стран в отношении России, которые пока носят преимущественно декларативный характер, де-факто обмен информацией между западными банками и российскими налоговиками и правоохранителями продолжается в рамках подписанных ранее регламентов об информационном и налоговом сотрудничестве. «Эти регламенты подписаны не на высшем государственном уровне, а на уровне оперативной деятельности ведомств, а также на уровне осуществления корреспондентских отношений, когда службы комплаенс зарубежных банков контролируют финансовые операции с российскими банками и соответствующие транзакции по корреспондентскому счету. Поэтому считать, что из-за санкций российской фискальной системе будет закрыт доступ к информации об активах резидентов России за рубежом – иллюзия», — полагает Павел Гагарин.

Директор Департамента налоговой политики РУСАЛ Владимир Рунов полагает, что в обсуждаемом законопроекте не хватает «определенности и предсказуемости». «Если бы у нас была возможность внести одну корректировку в обсуждаемый законопроект, то я бы предложил установить порядок внесения изменений в список офшорных юрисдикций, — считает Владимир Рунов. — Изменения должны вступать не одномоментно, а как минимум в течение шести месяцев, чтобы у бизнеса была возможность подготовиться. Второй момент – критерии внесения стран в этот список, которых в законопроекте нет. Такими критериями должно стать определение льготной ставки (например, 50% от ставки в России), а также возможность обмена налоговой информацией. Если юрисдикция предоставляет России всю необходимую информацию, ей не за чем быть в этом списке». 

Советник гендиректора ОАО «СУЭК» Максим Довгялло наиболее проблемной зоной законопроекта назвал порог владения 10% в иностранной компании, после которого она будет считаться контролируемой. «При этом в законопроекте говорится, что прибыль, с которой нужно будет платить налог, должна высчитываться в соответствии с 25-й главой НК, то есть на основе первичной документации. Но арбитражная практика США, Швейцарии, ФРГ и других стран Евросоюза показывает, что в 70% случаев миноритарному акционеру отказывают в получении этой информации. Законопроект ставит российские компании в ситуацию, в которой они не смогут исполнить прописанные в нем нормы, — предостерег эксперт. – Выходом может быть или увеличение порога владения до 50%, или доработка 25-й главы НК в части уточнения порядка расчета прибыли контролируемой иностранной компании, чтобы это не требовало таких серьезных трудозатрат со стороны контролирующего лица и было реализуемо в принципе».

Выступившие представители бизнеса и экспертного сообщества отметили также неточности формулировок, это дает возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Так, штрафная санкция составляет 20% от суммы всей прибыли вне зависимости от доли участия российской компании. Также законопроект не учитывает возможность ведения реального бизнеса в офшорных и низконалоговых юрисдикциях. То есть наряду с уклонистами будут страдать добросовестные предприниматели.

Инициативы представителей бизнеса выслушал начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач. Он отметил, что ФНС пока только формирует свою позицию по обсуждаемому законопроекту. По мнению чиновника, нынешний законопроект нужно было принимать еще в 2009 году, но и сейчас еще не поздно, тем более подобные нормы уже давно работают в других странах. «Я бы хотел остановиться на правилах трансформирования отчетности, которая подготовлена по правилам иностранной юрисдикции в отчетность по РСБУ, — заметил Дмитрий Вольвач. — Законопроект о КИК – уже вторая норма в российском законодательстве (первая – раздел V.1 НК РФ), которая требует таких правил, поэтому, я думаю, авторы это замечание учтут, прежде чем новые нормы вступят в силу».

Предложения и замечания были учтены в Позиции ТПП РФ и бизнеса по проекту закона о КИК. После подписания документа руководством Палаты он будет направлен в Минфин.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.