Известный налоговый консультант, председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин подготовил книжку «125 рекомендаций налогоплательщику». В нее вошли наиболее важные принципы налоговой безопасности компаний, собранные автором исключительно с учетом практики последних лет. Формат издания – «карманная шпаргалка для предпринимателя и бухгалтера», то есть главные постулаты сформулированы предельно коротко и при этом ясно благодаря тому, что каждый тезис подкрепляется небольшим аргументом, его расшифровывающим.
В книге «125 рекомендаций налогоплательщику» рассмотрены следующие аспекты:
Несмотря на то, что книга Павла Гагарина распространяется исключительно на семинарах, мастер-классах, тренингах и других мероприятиях аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» и не поступает в массовую продажу, ее проштудировали очень многие, и теперь заинтересованные налогоплательщики просят более подробно остановиться на наиболее заинтересовавших их вопросах. В числе таковых – работа с запросами правоохранительных органов.
Как известно, «оперативные альянсы» ФНС с другими ведомствами, в том числе с МВД и ФСБ, создаются довольно часто. Есть даже множество приказов и регламентов о взаимодействии. Так что, если к вам или в обслуживающий вас банк пришел запрос из полиции, не исключайте того, что к вам подбирается налоговая инспекция. И наоборот: если запрос пришел из налогового органа, не исключайте того, что выполняется поручение МВД.
С подробностями, не вошедшими в книгу, — председатель Совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин:
При получении организацией уведомления, запроса или другого документа от органов внутренних дел, содержащего требование явиться для дачи объяснений, предоставить документы по взаимоотношениям с контрагентами и т.д., необходимо проанализировать документ с точки зрения соответствия изложенных в нем требований законодательству РФ, а также обратить внимание на наличие необходимых реквизитов. Письменные запросы должны быть оформлены на официальном бланке, подписаны уполномоченным лицом с обязательным указанием его должности. Кроме того, в них должно содержаться следующее:
В запросе обязательно должно быть указано, в отношении кого проводится проверка (самой организации или контрагента) и основания ее проведения. Ст. 7 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ими, в частности, могут быть наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Заметим, что в соответствии с определениями Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 г. № 86-О, от 22.04.2005 г. № 198-О и от 09.06.2005 г. № 327-О, под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно-наказуемое деяние, то есть преступление. Если признаки преступления отсутствуют, то проведение оперативно-розыскных действий должно быть прекращено.
В ст. 6 того же закона прописаны оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться сотрудниками МВД. Их перечень является закрытым и предусматривает только исследование предметов и документов, а не их истребование.
При получении запроса правоохранительных органов необходимо оценить также перечень указанных в нем требований и характер запрашиваемых документов на предмет наличия в них финансовой, хозяйственной или налоговой информации. В случае, если данная документация содержит указанные сведения, она подпадает под режим налоговой тайны. Под налоговой тайной понимаются сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе.
Приказом МВД от 26.12.2003 г. №1033 утвержден перечень должностных лиц системы МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Таким образом, необходимо проверить, уполномочено ли лицо, которому требуется предоставить документы, на их получение.
Согласно федеральному закону от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна — это любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и др.), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и которые отвечают двум признакам: к этим сведениям нет свободного доступа и обладатель таких сведений (в нашем случае — налогоплательщик) ввел в отношении них режим коммерческой тайны в соответствии с порядком, установленным ФЗ «О коммерческой тайне».
Если в организации введен режим коммерческой тайны в отношении определенного ряда документов и информации, то запрос о предоставлении таких документов должен содержать дополнительные основания. В соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне» такая информация предоставляется по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.
Обращаю внимание, что, на основании ст. 53 ФЗ «О полиции», действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.