115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Деофшоризации покажут новый путь

18.04.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Авторская статья Павла Гагарина в ИА «ИТАР-ТАСС»

«ИТАР-ТАСС»

Павел Гагарин, член Федерального межотраслевого совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа»

На днях Минэкономразвития опубликовало законопроект, запрещающий офшорным компаниям участвовать в государственных закупках.

Но это скорее политическая мера, чем экономическая, поэтому на российский бизнес она практически не повлияет. А вот предыдущие «антиофшорные» законопроекты и та работа, которая ведется в России на протяжении нескольких лет, действительно, меняют правила игры.

Еще до начала событий на Украине и их последствий, в течение всего 2013 года, в нашей стране начал явно прорисовываться тренд на так называемую «национализацию элит». Это неформальный процесс, который, тем не менее, выражается в ряде конкретных законодательных инициатив и тенденциях правоприменительной практики. Это и запрет чиновникам иметь счета и активы за рубежом, и тенденция на приоритет российского законодательства над иностранным, и так называемый «курс на деофшоризацию», который был объявлен в декабре 2012 года и подтвержден в декабре 2013 года в послании президента Федеральному собранию.

Геополитические события – присоединение Крыма к России и реакция стран Запада на это – только усилят вышеуказанные тенденции.

Сейчас деофшоризация и, шире, национализация элит – в большей степени вопрос не экономический, а политический, и даже вопрос национальной безопасности

С другой стороны, успех России в борьбе с уходом от налогов через офшорные схемы очень сильно зависит от международного сотрудничества, а точнее – от возможности получать сведения о счетах российских компаний и физических лиц за рубежом. Именно эта возможность сейчас под вопросом.

Действия России в области деофшоризации учитывают рекомендации международных организаций, борющихся с выводом прибыли в офшоры. Прежде всего это ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), рекомендации которой легли в основу «антиотмывочного» закона № 134-ФЗ, принятого летом прошлого года.

Еще одним актором в процессе деофшоризации являются США

Разработан и принят Закон о налогообложении зарубежных счетов (FATCA), согласно которому банки по всему миру должны раскрывать информацию о счетах резидентов США. Если этого не делать, резиденты США будут обязаны платить штрафной налог 30% на все транзакции с такими финансовыми организациями. Присоединиться к FATCA можно двумя способами: подписать соглашение на уровне стран, и тогда данными будут обмениваться налоговые органы (например, наша ФНС и американская IRS, Internal Revenue Service), или же ничего не подписывать, и тогда информацию должны будут высылать сами банки. После Крыма американская сторона заморозила процесс подписания соглашения с Россией на уровне налоговых органов, поэтому в спешном порядке прорабатывается законопроект, разрешающий банкам передавать информацию IRS (сейчас это противоречит российскому законодательству).

Центром координации действий по борьбе с использованием офшоров для незаконных финансовых операций является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее усилия направлены, с одной стороны, на стандартизацию налогового и финансового законодательства офшоров, с другой – на повышение прозрачности таких юрисдикций путем подписания с ними соглашений об обмене налоговой информацией.

К 2015 году планировалось начать делать это в автоматическом режиме. Сейчас для этого разрабатывается технологическая и правовая инфраструктура. На саммите Большой двадцатки в Санкт-Петербурге в сентябре прошлого года о фактическом присоединении к этой системе объявили все члены организации. Сейчас, когда G8 фактически превратилась в G7, а ОЭСР приостановила процедуру интеграции России, вышеописанные планы, скорее всего, будут реализованы без участия нашей страны.

Оперативного доступа к иностранным счетам российских резидентов у ФНС не будет

19 марта был опубликован закон о контролируемых иностранных лицах (CFC, Controlled Foreign Companies) – первый законопроект из пакета антиофшорных инициатив правительства. Главная цель – заставить платить налог на прибыль, выводимую за рубеж, и, шире, лишить смысла офшорные схемы налоговой оптимизации. По расчетам Минфина, платить будут, во-первых, российские компании с доходов своих офшорных «дочек» (20%), во-вторых, физические лица с доходов контролируемых ими финансовых структур (13%). При этом российскому резиденту необходимо владеть хотя бы 10% в иностранной структуре, чтобы она была признана контролируемой. Законопроект распространяет действие не только на классические офшоры, но и на низконалоговые юрисдикции: Нидерланды, Швейцарию, Австрию, Латвию.

Чтобы данный закон эффективно работал, налоговикам необходимо доказать, что российская компания или физическое лицо действительно владеют зарубежными активами и получают с их помощью необоснованную выгоду. Но сделать это без доступа к налоговой информации офшорных юрисдикций будет невозможно. Сейчас значительная часть международных запросов российских налоговиков остается без ответа. В свете приостановления сотрудничества России с ОЭСР рассчитывать, что ситуация изменится, не стоит. Поэтому усилия правительства по деофшоризации рискуют стать напрасными.

Но это не значит, что бизнес не будет отказываться от использования офшоров. Так или иначе они перестают быть тихими налоговыми гаванями, офшорные схемы становятся все дороже, возрастают риски их использования.

Сигналы высшего руководства страны воспринимаются обществом «на лету», поэтому еще до вышеуказанных законопроектов наметилась тенденция возврата бизнеса в российскую юрисдикцию

Да, офшоры во многом удобнее, но в России тоже есть возможности для получения налоговых льгот и для структурирования собственности.

Наша практика показывает, что предприниматели все чаще делают выбор в пользу российской юрисдикции. Отечественная конкурентная среда отличается жестким контролем со стороны государства, но это не значит, что вести бизнес в России тяжелее, чем за рубежом: «там» конкуренция значительно выше. У нас же есть определенные правила игры, и те предприниматели, которые научились их соблюдать и использовать в свою пользу, выигрывают. Даже ухудшение экономической обстановки и повышение налогового давления играют на руку стабильным предприятиям, убирая с рынка менее устойчивые. Как говорится, что ни делается, все к лучшему.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.