«На банковских дрожжах»

20.02.2006
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в Журнале «Банковское обозрение», №2, февраль 2006 г.

Журнал «Банковское обозрение», №2, февраль 2006 г.

Банковская отчетность по МСФО остается главным фактором роста аудиторского рынка. Необходимость сдавать банковскую отчетность по международным стандартам привела к взрывному росту объемов банковского аудита. В ближайшее время такой «сахарной косточки» аудиторам больше никто не кинет, а рынок аудирования банковской отчетности по МСФО поделен и освоен. Но аудиторы смотрят на пять лет вперед. По плану правительства в 2010 году вся экономика перейдет на МСФО. А банки были тренировочным забегом.

Стартовая площадка по МСФО

Банковский аудит в 2005 году демонстрировал наи­более высокие темпы роста по сравнению с другими видами аудиторско-консалтинговой деятельности. По данным РА «Эксперт» на 1 июля 2005 года, объе­мы рынка банковского аудита за год выросли почти на 52%. Бурному развитию этого направления во многом способствовал рост сектора услуг в области МСФО — а основными и самыми активными потре­бителями этих услуг являются банки.

Однако после такого существенного рывка воз­никают сомнения: а есть ли резервы для дальнейше­го роста? Или после «освоения» банковской отчетно­сти по международным стандартам на рынке устано­вится временное затишье, появятся признаки стагнации? В этом смысле интересен анализ ситуа­ции, который по просьбе «БО» представил президент Клуба банковских бухгалтеров, вице-президент бан­ка «Легион» Кирилл Парфенов. По его расчетам, на развитие рынка банковского аудита будут оказывать влияние несколько разнонаправленных тенденций.

Безусловно, аудиторы получили «в подарок» от Центробанка большой рынок — по количеству по­требителей услуг. Да и в денежном выражении полу­чается немалый рост. Банки вынуждены платить за аудирование отчетности дважды: по российским стандартам и по международным. «При этом сказать, что произошло удвоение, неправильно, — говорит К. Парфенов. — Аудит по МСФО стоит дороже, чем по РСБУ».

Вообще, провести экспертную оценку динамики объемов рынка банковского аудита без масштабного исследования практически невозможно, потому что крупные байки и до указания Банка России форми­ровали отчетность по международным стандартам, этого требовал их бизнес на внешних рынках, иност­ранные партнеры и т.д. Прирост спроса на услуги ау­диторов произошел за счет средних и малых банков. Большинству из них с практической точки зрения МСФО не нужны, и, как уже неоднократно говори­лось, они заинтересованы в минимизации расходов.

«Большая четверка» и другие крупные и средние аудиторские компании, в том числе члены междуна­родных сетей, по мнению Кирилла Парфенова (Клуб банковских бухгалтеров), не заинтересованы в осво­ении этой банковской «мелюзги». Да и сами мелкие банки не потянут расценки крупных аудиторов. Сле­довательно, открылся рынок для небольших аудитор­ских фирм. Единственным ограничением для бес­контрольного роста предложения со стороны ауди­торов является требование ЦБ РФ иметь минимальное количество сертифицированных аудиторов с до­кументами международного образца. На выполне­ние этих требований требуется время, малым ауди­торским компаниям нужен некоторый временной лаг, но уже очень многие фирмы вложились в «по­купку» специалистов с соответствующими сертифи­катами или на обучение существующих. И не только ради банков. У рынка аудирования отчетности по международным стандартам большой потенциал. Ожидается, что к 2010 году на МСФО перейдут дру­гие отрасли экономики, в том числе реальный сек­тор. Банки были только началом, и аудиторы рассма­тривают банковский рынок в этом смысле как стар­товую площадку, стимул роста и первоначальную окупаемость своих инвестиций в обучение и приоб­ретение специалистов, в расширение бизнеса.

Четверть миллиона не предел

О масштабах бизнеса небольшой или средней ауди­торской компании президент Клуба банковских бух­галтеров К. Парфенов судит следующим образом. Проверка небольшого банка стоит от 5 до 10 тыс. дол­ларов. Скромная аудиторская фирма вполне в состо­янии обслуживать по МСФО около десяти банков. Не исключено, что удастся заполучить хотя бы один банк чуть покрупнее, проверка которого уже обойдется в 20-30 тыс. долларов. Итого можно рассчитывать на доход в 100-120 тыс. долларов в год. К тому же, рос­сийские аудиторы и неизбежно занимаются консал­тингом по МСФО, и оказывают ряд образовательных услуг для клиентов, были случаи реализации некото­рых программных продуктов. На круг получится еще около 50-80 тыс. долларов в год за консалтинговые услуги. В целом 200-250 тыс. долларов только на «банковском МСФО» для напористой аудиторской компании не являются пределом возможностей.

Скромная аудиторская фирма вполне в состоянии обслуживать по МСФО около 10 банков. Косвенно расчеты г-на Парфенова подтверждает председатель совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа» Павел Гагарин. Размер выручки, полученной от банков этой аудиторской организа­цией, составляет порядка 120 тыс. у.е. за 9 месяцев 2005 года. При этом, по словам П. Гагарина, «Гради­ент Альфа» не имеет лицензии на проведение бан­ковского аудита, но участвует в консультировании банков по ряду вопросов, в том числе исследует ос­новные показатели устойчивости банков. Иными словами, аудиторы из «Градиент Альфа» осуществляют комплекс мероприятий, которые можно услов­но назвать аудиторской ревизией. «Иногда мы дела­ем подобные аудиторские ревизии по заказу потен­циальных или реальных клиентов банка для того, чтобы клиент понимал финансовое состояние банка, его управленческой структуры, перспективы его развития», — говорит Павел Гагарин. — Количество банков, которые обслуживает наша компания по этим вопросам, в 2005 году составило порядка 26—28 банков». В 2005 году количество обращений по этим вопросам выросло в 2,5 раза, что, по мнению П. Гага­рина, связано с увеличением банковских рисков и повышенным вниманием клиентов к вопросам фи­нансовой устойчивости банков. Для напористой аудиторской компании 200-250 тыс. долларов только на «банковском МСФО» не являются пределом возможностей.

Маленькиене значит жулики

Президент клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов опровергает распространенное мнение, что обращение в небольшую аудиторскую фирму со стороны банка однозначно свидетельствует о запро­се на профанацию аудиторской проверки отчетнос­ти по МСФО. Никто не гарантирует, что какая-ни­будь репутационная неприятность не случится с крупной или крупнейшей компанией. Никто не ожи­дал, что в одночасье рухнет знаменитый Arthur Andersen. Можно сомнева

БАНКОВСКИЙ АУДИТ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2005 ГОДА

Аудиторско-консалтинговая группа

Выручка

(тыс. рублей)

1

«BKR-Интерком-Аудит»

24 920

2

OBK(PKF)

24 582

3

«Марка Аудит»

22 652

4

«ФинЭкспертиза»

18 459

5

Екатеринбургский аудит-центр

14 740

6

«Петербургский банковский аудит»

14 456

7

«Моор Стивенс БалЭН»

13 465

8

«Horwatd МКПЦН»

9 550

9

«Руфаудит Альянс» (JPA International)

6 276

10

«PCM Топ-Аудит»

5 212

Источник: РА «Эксперт»

ться в благонадежности аудитора, но размер компании не является решаю­щим при выборе, считает эксперт.

Безусловно, крупный банк обратится к членам; «большой четверки» или в сетевую международную фирму. Многие средние банки, которые сегодня выбирают путь агрессивного развития, наращивания капитала и повышения узнаваемости брэнда, тоже пойдут за проверкой как минимум в сетевую ауди­торскую организацию — положение обязывает. В итоге 300-500 банков, по экспертной оценке К. Пар­фенова, станут клиентами «большой четверки» и се­тей. Остальные 700-800 банков, которым громкие имена аудиторов не по карману или не нужны с практической точки зрения, станут клиентами до­вольно многочисленного отряда средних и неболь­ших аудиторских компаний. И последние, скорее всего, будут заинтересованы не в легких деньгах за фальшивые проверки, а в работе на свое доброе имя и закреплении на рынке.

По наблюдениям эксперта, в малых аудиторских фирмах сегодня практикуется даже более жесткий подход, чем в крупных. Малая фирма не возьмет на обслуживание большой банк — у нее просто ресур­сов не хватит. А в небольшом банке аудитор может лично «перешерстить» все договоры, все документы, в то время как в крупном банке смотрят только самые важные.

Гадания и прогнозы

В результате можно сказать, что сливки рынка по-прежнему снимают крупнейшие аудиторские ком­пании, им достаются самые привлекательные плате­жеспособные клиенты из числа банков. Но в количе­ственном выражении, по числу потребителей услуги, рынок достался малым и средним аудиторам. И это неожиданное богатство определяет несколько инте­реснейших тенденций на будущее.

Прежде всего, надо говорить о качественном кад­ровом усилении аудиторских компаний. В этом году очень много специалистов учились и получали серти­фикат международного образца, и в следующем году будут учиться не меньше, потому что за один год удов­летворить потребности рынка в сертифицированных аудиторах невозможно. Кроме того, аудиторские ком­пании будут добирать специалистов для расширения консалтингового направления, считают эксперты.

«Развитие банковского аудита во многом будет зависеть от существенных событий на банковском рынке, — говорит К. Парфенов (Клуб банковских бухгалтеров). — Например, будет ли продолжаться активное вытеснение малых банков? Если да, то поле деятельности для небольших компаний сократится. Станет ли валютная либерализация реальным фак­том общественной жизни или лишь продеклариро­ванным порядком? В первом случае ожидается более активный выход российских банков на внешние рынки, массовый приход иностранных инвесторов, в том числе и на региональные банковские рынки. Со­ответственно, возрастет спрос на услуги «четверки» и сетевых международных компаний. Если же либе­рализация останется на бумаге, то банки будут стре­миться минимизировать расходы на оплату услуг ау­диторов и сохранится возможность для роста и ук­репления компаний второго-третьего эшелона».

Кстати, региональный рынок аудиторских услуг по МСФО скорее всего останется за местными ауди­торами. Более или менее заметные региональные банки, которым важно попасть в какой-нибудь топ-лист, будут стремиться заполучить иностранного ау­дитора или отечественную компанию из числа лиде­ров рынка. А все прочие будут стремиться к ограни­чению расходов. Поэтому активного освоения региональных рынков московскими аудиторами вряд ли произойдет — ведь к стоимости услуги следует прибавить расходы на командировку, в среднем около 2 тыс. долларов. А для значительного количества банков есть разница, платить 5 или 7 тыс. долларов.

Свое влияние на рынок аудиторских услуг может оказать окончательное решение вопроса о переводе муниципальных счетов в федеральное казначейство. «Большая четверка» и другие крупные аудиторы незаинтересованы в освоении банковской «мелюзги». Следовательно, открылся рынок для небольших аудиторских фирм.

Некоторое количество банков, которые сегодня хо­дят в лидерах рынка, федерального и регионального, испытают серьезный стресс. Не исключено, что не­которым из них придется начать экономить, в том числе на аудиторах.

С точки зрения цен на услуги аудиторов, считает Павел Гагарин («Градиент Альфа»), демпинговать ни­кто не будет. «Поскольку рынок довольно узкий, то любой крупный банк, любая крупная аудиторская компания могут подъемом или снижением цен пере­косить рынок как в одну, так и в другую сторону». Это не выгодно никому, да и банкам деваться некуда.

&nstrongsp;

Таисия Мартынова

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.