О некоторых проблемах образования бухгалтера и аудитора. Рейтинг учебно-методических центров

22.05.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

medzelez130

Медзелец Лилия Викторовна
Руководитель Учебно-методического центра
АКГ “Градиент Альфа” заняла 6-ое место в рейтинге учебно-методических центров 2014. Опубликовано в апрельском номере журнала “Аудитор”.

“Аудитор”

В статье рассматриваются современные проблемы профессионального образования. Приводится рейтинг учебно-методических центров по обучению профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Общее состояние сферы образования в последние годы вызывает большой поток критических замечаний, который исходит практически от всех заинтересованных лиц, начиная с работодателей, обучающихся, представителей различных учебных заведений, академии наук и заканчивая законодательной и исполнительной властью. Отечественная система образования в 1990‑е гг. пропиталась духом периода «дикого капитализма», коррупции, профанации образовательного процесса, желанием получить все и сразу, позабыв об одном из основных принципов образования – «сеять разумное, доброе, вечное», что в целом за последние 20 лет привело к общей деградации системы образования и снижению уровня квалификации как преподавателей, так и обучающихся, а также попыткам необоснованного увеличения набора обучаемых, которые в дальнейшем как правило, не работают по специальности, впустую потратили годы на обучение и не принесли пользы ни себе, ни обществу.

Поскольку послевузовское дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка являются пожизненным продолжением процесса обучения специалистов, то они соответственно также несут в себе эти перманентные проблемы, а также противоречия, возникающие в части обеспечения квалифицированными кадрами постоянно изменяющегося бизнеса и экономики страны в целом и тщетных попыток формирования инновационного пути развития.

К счастью, поскольку система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации всегда была ближе к интересам работодателей, то ей удалось избежать многих проблем вузовского образования, связанных с отрывом учебного процесса и преподавателей от реальных потребностей работодателей. В основном преподаватели в системе профессионального образования и повышения квалификации являются специалистами, практикующими в своей сфере деятельности, непосредственно связанными с данными направлениями профессиональной деятельности и постоянно повышающими уровень своей квалификации.

Однако и в этом направлении в Российской Федерации по‑прежнему присутствует разрыв между спросом и предложением. Работодатели готовы платить за квалифицированные кадры, но система образования пока еще недостаточно ориентирована на потребности современного рынка труда в целом и бизнеса в частности. Далеко не все учебные центры способны на тесное взаимодействие с бизнесом для развития своих образовательных программ.

В настоящее время работодатели в недостаточной степени вовлечены в процесс разработки программ как высшего, так и дополнительного профессионального образования, что не лучшим образом отражается на качестве профессионального образования.

Как правило, во всем мире, да и в современной РФ также, дополнительное профессиональное образование решает задачи карьерного роста специалиста и повышения его квалификации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, с учетом того, что этот процесс должен быть непрерывным в течение всей профессиональной карьеры специалиста.

Происходящая в последние годы тенденция самоорганизации профессиональных сообществ во многих отраслях экономики тянет за собой и повышение требований к уровню квалификации специалистов, ее обязательное соответствие требованиям профессиональных стандартов, обеспечение постоянного повышения квалификации в соответствии с изменяющимися под воздействием внешних и внутренних факторов условиями деятельности специалиста. Благодаря развитию саморегулирования в стране постепенно формируется система общественно-профессиональной аккредитации. И здесь влияние работодателя, бизнеса на обеспечение процесса и результата дополнительного профессионального образования должно играть ведущую роль в организации эффективной системы обеспечения специалистов знаниями, навыками и постоянном повышении их квалификации. В этом случае учебным заведениям отводится роль квалифицированных посредников, обеспечивающих как сам процесс обучения, так и эффективное взаимодействие работников и работодателей.

Министерство образования и науки РФ обозначило смену парадигмы образования в РФ – уход от контрольных цифр приема абитуриентов в вузы и переход на работу системы образования по запросам рынка и бизнеса. Перспективы дальнейшей работы в данном направлении как в сфере высшего профессионального образования, так и системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации выражаются в более активном привлечении работодателей к разработке и аттестации образовательных программ.

Данное направление работы проходит при активной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, общественных организаций бизнес-сообщества, основных бизнес-структур и должно обеспечить системе образования мобильность и живой отклик на изменения рыночной конъюнктуры и потребностей работодателей. Естественно, обучающиеся по программам, созданным при сотрудничестве с представителями профессионального сообщества и бизнеса, получают наиболее востребованные знания и навыки, необходимые на практике на современном этапе, что должно положительно сказаться на взаимодействии работодателей и работников, а также обеспечить практическую направленность профессиональных стандартов и обеспечить качественную аттестацию работников.

Конечно, на фоне этих процессов выделяются образовательные учреждения, идущие на шаг впереди, отдающие приоритет современным формам бизнес-образования и развивающие направления международных профессиональных сертификаций, а также практическую направленность образовательного процесса.

Естественно, дальнейшее развитие системы образования в таком русле потребует от учебных заведений, объединений работодателей и профессиональных объединений проведения на постоянной основе мониторинга потребностей рынка в специалистах соответствующего профиля и изменения требований к их квалификации, а также совместной работы работодателей и представителей бизнеса по подготовке технических заданий и профессиональных стандартов, определяющих структуру и состав образовательных программ, привлечение к этому процессу ведущих ученых и специалистов отрасли для подготовки программ и соответствующих методик, более эффективного использования технических средств в образовательном процессе, формирования механизмов общественно-профессиональной аккредитации. И тогда, по прошествии нескольких лет можно будет рассчитывать на создание качественных, своевременно обновляемых образовательных программ, удовлетворяющих интересы общества и бизнеса в соответствии с общими потребностями рынка. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что прошел период массового профессионального обучения, который осуществлялся в режиме «ликвидации безграмотности», и теперь наступают времена целевого профессионального обучения с учетом индивидуальных возможностей специалистов, в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями конкретных работодателей, а также развития системы «корпоративных университетов» с системами обучения, основанными на модульном принципе образовательного процесса.

О бухгалтерах и аудиторах

12 марта текущего года в Национальном исследовательском университете «Высшая

школа экономики» по инициативе Совета по аудиторской деятельности прошел «круглый стол» на тему «Консолидация профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита», где обсуждался вопрос: бухгалтер и аудитор – одна или две профессии?. Несмотря на живую дискуссию по данному вопросу, к единому мнению участники «круглого стола» так и не пришли, но с необходимостью единого национального дня бухгалтера и аудитора все‑таки согласились.

Конечно, однозначно ответить на данный вопрос невозможно, поскольку и бухгалтерский учет, и аудит в нашей стране развиваются своим уникальным путем. Но изначально специальность «Бухгалтерский учет и аудит» является единой образовательной базой и для бухгалтера, и для аудитора, а далее в системе общественных отношений роли бухгалтера и аудитора разделяются, поскольку они выполняют различные функции и становятся разными направлениями профессиональной деятельности, т. е. базовая специальность одна общая, а профессиональные обязанности и специализация разные.

Поэтому мы считаем, что едиными атрибутами данных профессий могут быть только общие образовательные стандарты, базовые подходы к профессиональной аттестации и профессиональной этике и, возможно, общие профессиональные институты. Законодательство, а также правила и процедуры профессиональной аттестации, профессииональная этика и стандарты, не могут быть едиными для этих двух профессий в силу различного места и роли их в системе общественных отношений.

Обучение и повышение квалификации

Следует отметить, что в 2013 г. Советом по аудиторской деятельности и его Рабочим органом, Комитетами саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов по профессиональному обучению была проведена определенная работа по стандартизации требований к процессу обучения и повышения квалификации аудиторов. Обращено внимание на разработку программ подготовки преподавателей по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Значительно увеличилось число программ обучения, утвержденных СРО для своих членов, в том числе и за счет корпоративных программ обучения и курсов по Международным стандартам аудита (табл. 1).

Необходимо обратить внимание на то, что общее количество аудиторов в РФ последние три года неуклонно снижаетсяьи, по данным Министерства финансов РФ (Минфин РФ) на 7 апреля 2014 г. составило 22 697 чел., 14% из которых (3 229 человек) имеют единый аттестат.

При этом общие результаты по проведению аттестации аудиторов также не прибавляют оптимизма в части дальнейшего развития профессии: так по данным, представленным на сайте Единой аттестационной комиссии, в 2013 г. сдали экзамен на получение единого аттестата аудитора всего лишь 122 чел.

По всей видимости, период расцвета аудиторской деятельности как в РФ, так и во всем мире уже прошел. Все лавры и очки недоверия аудиторы заработали, и пришел период восстановления реноме, кропотливой работы над стандартизацией своей профессиональной деятельности, приведения в соответствие с требованиями международных стандартов, отечественного законодательства и запросов рынка всех своих правил и процедур и очистки рядов от непрофессиональных и недобросовестных лиц.

По всей вероятности, бухгалтеров ждет приблизительно та же судьба, что и аудиторов. Наблюдая за тенденциями развития аутсорсинга бизнес-процессов в нашей стране в последние годы, в том числе и ростом популярности бухгалтерского аутсорсинга, можно предположить, что количество сотрудников, занятых в сфере бухгалтерского учета, будет снижаться. Кстати сказать, распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №162‑р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», который ставит одной из основных задач снижение нагрузки на бизнес, и в первую очередь на бухгалтеров, по формированию и сдаче налоговой отчетности, и таким образом работы у бухгалтеров будет меньше, соответственно и потребность в бухгалтерских кадрах будет снижаться.

В частности, этим планом предусмотрен ряд мероприятий, которые направленны на:

  • yсокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчётности, уплату налогов;
  • улучшение взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов;
  • yсближение правил налогового и бухгалтерского учёта;
  • yповышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость;
  • yстимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;
  • yсовершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Реализация «дорожной карты» будет иметь следствием сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упрощение правил ведения учёта налогоплательщиками, что позволит оптимизировать принятие инвестиционных решений участниками рынка.

Кроме того, говоря о снижении административных барьеров для ведения бизнеса в РФ министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов приводил такие данные: «В Соединенных Штатах Америки при численности населения свыше 300 млн человек бухгалтеров и специалистов по налогам всего 1,25 млн, а в России их 3 млн при населении 143 млн.» [1]. Таким образом, совершенно ясно, что Правительство РФ активно изучает вопросы эффективности деятельности бизнеса, снижения затрат и усокращения количества неэффективных рабочих мест, создания прибавочной стоимости для обеспечения роста валового внутреннего продукта (ВВП), а не только работы бизнеса «себе на хлеб». Поэтому бухгалтерам уже в этом году нужно быть готовым к переменам и повышению требований к квалификации специалистов, которые останутся в этой сфере профессиональной деятельности, а также к саморегулированию в профессии бухгалтера.

Рейтинг учебно-методических центров

В качестве основного критерия при составлении рейтинга учебных центров по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов за 2013 г. рассматривается количество слушателей за год, прошедших обучение в учебно-методических центрах. В рейтинге приняли участие 18 учебных центров, среди которых некоммерческие образовательные учреждения и центры при государственных учебных заведениях.

Следует отметить тот факт, что практически все учебные центры – участники рейтинга очень быстро адаптировались к новым условиям и современным тенденциям рынка и в 2013 г. активно проводили обучение по МСФО.

К сожалению, многие учебные центры по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов не проявляют информационной активности, не создают для себя информационных поводов, не участвуют в рейтингах, работают по старинке, используя электронные рассылки и листовки с информацией о курсах. Однако, предоставляя информацию о себе в публикациях, которые в дальнейшем размещаются в крупнейших справочно-правовых системах «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс», они могли бы рассчи­тывать на расширение возможностей в при­влечении обучающихся.

Рейтинг учебно-методических центров по обучению и повышению квалификации бухгалтеров и аудиторов по результатам 2013 года

Основными тенденциями в деятельности учебных центров, традиционно занимающихся подготовкой профессиональных бухгалтеров и аудиторов, в 2013 г. стало развитие направлений по обучению налоговых консультантов, обучение МСФО. Также необходимо отметить развитие многопрофильности в деятельности учебных центров, в том числе и за счет исполнения государственного и муниципального заказа на подготовку специалистов в рамках расширения социальной направленности во внутренней политике государства.

По-прежнему являются востребованными программы корпоративного обучения, которые вслед за крупными учебными центрами стали осваивать и другие учебные заведения. Приобретают популярность модульные программы обучения, которые позволяют специалистам постоянно повышать квалификацию в удобное для себя время и именно в том объеме, который им необходим в настоящее время, а учебным центрам развивать определенные направления обучения и взаимовыгодно сотрудничать между собой.

Дистанционные формы обучения, несмотря на определенную популярность, не вытесняют традиционные виды общения преподавателей и обучающихся, а только расширяют возможности для контингента, которому такая форма обучения видится более удобной для экономии временных и финансовых затрат. Но традиционный процесс передачи знаний «из рук в руки» при живом общении с хорошими преподавателями никогда не заменит общение в виртуальном пространстве.

С учетом снижения количества аудиторов, проходящих обучение и повышение квалификации в учебных центрах, можно сделать вывод о том, что эта тенденция связана с множеством факторов, в том числе с общим снижением интереса к профессии аудитора, усилением требований к квалификации аудитора и профессиональным стандартам, а также появлением новых направлений в деятельности учебных центров, например, подготовка налоговых консультантов, программы МСФО, которые пользуются большей популярностью и др. По всей вероятности, этот процесс будет продолжаться и скорее всего со временем приведет к некоторому снижению количества базовых учебных центров, аккредитованных при СРО аудиторов.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.