Стимул для меценатов

11.08.2015
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Комментарий Ирины Парулевой в «Российской Бизнес-газете»


«Российская Бизнес-газета»

В Госдуму поступил законопроект N 830457-6 с очередной порцией поправок в часть вторую Налогового кодекса. Документом, внесенным группой депутатов во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, предлагается несколько изменить порядок предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части доходов, перечисляемых в виде пожертвований. В действующей редакции НК РФ этот вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более четверти годового дохода, подлежащего налогообложению. Законопроект же предлагает дополнить норму и предоставлять вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, в случае если получателями пожертвований являются государственные, муниципальные организации культуры.

Правительство в целом поддерживает законопроект, но обращает внимание на то, что поправки предоставляют физическому лицу право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере суммы пожертвования в отношении государственных или муниципальных организаций культуры, не превышающей 30% суммы дохода. Сейчас законодательство предоставляет право на вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Таким образом, законопроект устанавливает больший размер вычета при пожертвовании государственным и муниципальным учреждениям культуры по сравнению с вычетом при пожертвовании иным организациям, что противоречит базовому принципу всеобщности и равенства налогообложения. Также в заключении правительства указано, что в законодательстве не применяется используемый авторами законопроекта термин “организация-жертвователь”.

Кроме того, в документе предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организациями государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. Это будут нормируемые расходы, учитываться будут аналогично расходам на рекламу. Формулировка: “Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом настоящего пункта, а также расходы, указанные в подпункте 18.1 пункта 1 статьи 265 (а это именно интересующие нас расходы) настоящего Кодекса, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации…” многих навела на мысль, что это будет еще 1% к рекламным расходам, подчеркивает Ирина Парулева, налоговый консультант АКГ “Градиент Альфа”. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту авторы четко обозначают, что “указанные расходы будут учитываться вместе с расходами организации на рекламу и их сумма не может составлять более 1% выручки от реализации”, что уже предусмотрено пунктом 4 статьи 264 НК РФ.

RBG

Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Ирина Жандарова

“Авторы законопроекта отмечают, что он разработан в целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу культуры. На мой взгляд, стимуляция крайне нежная, если не сказать незаметная, – говорит Ирина Парулева. – Простым арифметическим методом можно прикинуть размер стимула. Предположим, выручка предприятия составила 10 млн руб., и расходов на рекламу оно не осуществляло. Один процент от выручки составляет 100 тысяч рублей. Перечисляем 100 тысяч рублей в качестве пожертвования одному из государственных учреждений культуры, включаем эту сумму во внереализационные расходы и получаем экономию на налоге на прибыль в 20 тысяч рублей. Заплатить 100, чтобы сэкономить 20, – не очень стимулирует. Поэтому могу предположить, что этот законопроект сделает приятно тем, кто жертвовал и раньше, привлечь же новых “жертвователей” кажется маловероятным”.

Кроме того, п. 2 ст. 3 НК РФ гласит, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. При этом законопроектом устанавливается больший размер вычета при пожертвовании государственным и муниципальным учреждениям культуры по сравнению с вычетом при пожертвовании прочим организациям – в этом есть спорный момент, считает Ирина Парулева.

“Авторы законопроекта отмечают, что он разработан в целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу культуры. На мой взгляд, стимуляция крайне нежная, если не сказать незаметная, – говорит Ирина Парулева. – Простым арифметическим методом можно прикинуть размер стимула. Предположим, выручка предприятия составила 10 млн руб., и расходов на рекламу оно не осуществляло. Один процент от выручки составляет 100 тысяч рублей. Перечисляем 100 тысяч рублей в качестве пожертвования одному из государственных учреждений культуры, включаем эту сумму во внереализационные расходы и получаем экономию на налоге на прибыль в 20 тысяч рублей. Заплатить 100, чтобы сэкономить 20, – не очень стимулирует. Поэтому могу предположить, что этот законопроект сделает приятно тем, кто жертвовал и раньше, привлечь же новых “жертвователей” кажется маловероятным”.

Кроме того, п. 2 ст. 3 НК РФ гласит, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. При этом законопроектом устанавливается больший размер вычета при пожертвовании государственным и муниципальным учреждениям культуры по сравнению с вычетом при пожертвовании прочим организациям – в этом есть спорный момент, считает Ирина Парулева.

“Сейчас компании могут заниматься меценатской деятельностью только за счет своей чистой прибыли, благотворительные взносы и любые иные подобные расходы не учитываются при налогообложении. До вступления в силу действующего НК РФ компании могли вычитать из своей налогооблагаемой прибыли некоторые виды взносов на благотворительные цели (в пределах 3-10% от налогооблагаемой прибыли). Однако эта налоговая льгота имела печальную славу. Зачастую средства выводились компаниями в непрозрачные структуры, которые были аффилированы с жертвователями и никогда не занимались благотворительной деятельностью, а использовались для обналичивания. Минфин последовательно выступал за упразднение этой льготы, что в итоге и было реализовано к 2002 году”, – напомнил Егор Батанов, партнер юридической фирмы “Некторов, Савельев и партнеры”.

Налоговые льготы могут стать серьезным стимулом для развития меценатства. В большинстве развитых стран благотворительность стимулируется в том числе за счет предоставления налоговых льгот. Механизм льготирования меценатства довольно прост и в целом напоминает то, что действовало в России до принятия НК РФ. Сумма средств, потраченных на благотворительные цели, вычитается из налогооблагаемого дохода благотворителя в пределах заранее установленного порога. Такой механизм действует, например, в США, Канаде. “Вместе с тем идеи о предоставлении налоговых льгот благотворителям звучали и раньше, но пока ни одна из них не была реализована. Основная причина – опасение возвращения к 90-м годам, когда льгота использовалась не по назначению. Представляется, что в современных условиях довольно жесткого контроля над некоммерческими организациями со стороны минюста и других государственных органов для этих опасений нет серьезных оснований”, – резюмирует Егор Батанов.

Елена Березина

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.