Чем руководствоваться
Ошибка. Покупатель вернул часть товара из-за несоответствия заявленному ассортименту. Возврат товара осуществлялся за счет продавца. Затраты на транспортировку возвращаемого товара бухгалтер учел единовременно в составе текущих расходов.
Разъясняем. Транспортные расходы на доставку возвращаемого товара могут быть прямыми или косвенными. Все зависит от причин возврата и от того, возможна ли дальнейшая реализация товара.
Возвращенный товар можно реализовать. Речь идет о случаях, когда покупатель возвращает товар нереализованный, излишне переданный, не соответствующий выбранному ассортименту. Такой товар в дальнейшем можно учесть в составе товаров для перепродажи.
Иногда возврат товара происходит после перехода права собственности на него к покупателю. В этом случае происходит обратная реализация. Бывший продавец становится покупателем, а затраты на доставку возвращаемого товара – транспортными расходами на доставку покупных товаров. Такие расходы компания вправе учесть либо в стоимости приобретенных товаров, либо в составе издержек обращения. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике.
Если решено списывать расходы на доставку как издержки обращения, то их нужно распределять между проданными товарами и остатком товаров на складе (ст. 320 НК РФ). При этом издержки считаются прямыми расходами.
Возвращенный товар реализовать нельзя. Таким товаром, к примеру, может быть бракованная продукция. Затраты в виде потерь от брака относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). По мнению Минфина, к ним можно отнести и затраты, связанные с возвратом бракованной продукции – при условии, что они обоснованны и документально подтверждены (письмо от 29.04.08 № 03-03-05/47).
При методе начислений расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому логично предположить, что транспортные расходы по возврату бракованных товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, можно единовременно учесть в составе косвенных расходов в периоде возврата.
Ошибка. По условиям договора купли-продажи право собственности на товар к покупателю переходит на складе продавца. Со склада покупатель вывозит товар за свой счет, оплачивая услуги нанятой фирмы-перевозчика. Однако в графе «Грузоотправитель» транспортной накладной по ошибке указали наименование компании-продавца.
Разъясняем. Понятие «Грузоотправитель» приведено в Уставе автомобильного транспорта, утвержденного законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 1. Это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Следовательно, еще один признак грузоотправителя – обязанность оплатить перевозчику его услуги (ст. 785 ГК РФ).
Из этих норм можно сделать вывод, что грузоотправителем является сторона договора, нанимающая перевозчика. Кроме того, в большинстве случаев грузоотправитель в транспортной накладной – это владелец груза или сторона, выступающая от имени владельца.
Итак, если покупатель стал собственником товара в момент его передачи на складе продавца, то при передаче товара перевозчику он выступает в качестве грузоотправителя. Поэтому в графе «Грузоотправитель» транспортной накладной (утв. Постановлением № 272 2) нужно указывать наименование компании-покупателя. Подтверждение этому можно найти в разъяснениях московских налоговиков (письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 № 16-15/079006).
Ошибка. В транспортной накладной не указали объявленную стоимость (ценность) груза.
Разъясняем. Если объявленная стоимость груза в транспортной накладной не указана или равна нулю, то в случае утраты или повреждения груза взыскать его стоимость с перевозчика будет проблематично.
По закону перевозчик несет ответственность за сохранность груза или багажа после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю. Ущерб, возмещаемый перевозчиком, в случае утраты или недостачи груза, равен его стоимости. В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, перевозчик возмещает объявленную стоимость груза. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной в договоре (ст. 796 ГК РФ).
При этом объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза (п. 12 Постановления № 272 2). Таким образом, владелец груза заинтересован, чтобы объявленная стоимость в транспортной накладной была не ниже стоимости товара в товарной накладной № ТОРГ-12 (утв. Постановлением № 132 3). В случае если объявленная стоимость груза в транспортной накладной равно нулю, перевозчик, руководствуясь ст. 796 ГК РФ, в случае утраты или повреждения груза, его стоимость не компенсирует.
Ошибка. В транспортной накладной не заполнили оборотную сторону: не указали сведения о перевозчике и стоимости его услуг, а также информацию об автомобиле.
Разъясняем. На оборотной стороне транспортной накладной приводятся сведения о перевозчике и транспортном средстве.
В разделе 10 указываются наименование и место нахождения организации-перевозчика; ФИО лица, ответственного за перевозку и его контактные данные; ФИО водителя и контакты; сведения о путевом листе.
В разделе 11 – тип и марка транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза, его грузоподъемность, вместимость в кубических метрах, регистрационный номер.
В разделе 12 перевозчик описывает фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приеме груза и сдаче груза, а также изменение условий перевозки при движении и при выгрузке.
Раздел 15 предназначен для определения стоимости услуг перевозчика и для указания порядка расчета провозной платы. Здесь же перевозчик указывает:
Ошибка. Компания при использовании служебного автомобиля не составляла путевые листы, однако при расчете налога на прибыль включила в расходы затраты на ГСМ.
Разъясняем. Затраты на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В налоговом учете они, также как и любые другие расходы, могут быть учтены только при условии надлежащего документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Путевой лист является основным документом, подтверждающим содержание и использование служебного автотранспорта, расходы на ГСМ и заработную плату водителей.
Автотранспортные организации обязаны применять унифицированную форму путевого листа (утв. Постановлением № 78 4). Остальные компании вправе подтверждать расходы на ГСМ самостоятельно разработанным путевым листом. Отметим, что этот документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в Приказе № 152 5.
Если путевые листы не составляются или содержат не все реквизиты, у компании могут быть проблемы с учетом расходов на ГСМ (письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).
Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152, п. 3
Ошибка. В путевом листе не указали сведения о маршруте движения автотранспорта.
Разъясняем. Среди обязательных реквизитов путевого листа (см. врезку выше) нет сведений о маршруте движения транспортного средства. Однако именно эта информация необходима, чтобы подтвердить обоснованность расходов на содержание служебного транспорта в налоговом учете. Сведения о конкретном пути следования автомобиля подтверждают, что он действительно использовался в производственной деятельности.
Чиновники считают, что без этой информации путевой лист не может служить документом, подтверждающим расходы на ГСМ (письма Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2).
Арбитражная практика зачастую поддерживает налогоплательщика, подтверждая, что наличие маршрута следования является необязательным (Постановления ФАС Московского округа от 26.01.2010 N КА-А40/15099-09, от 08.12.2009 N КА-А40/13500-09, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 по делу N А56-4991/2009 и другие). Однако сам факт наличия арбитражной практики говорит о том, что разногласия по этому вопросу возникают, и налогоплательщикам приходится отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Маршрут движения не является обязательным для указания в путевом листе. Есть решения судов, подтверждающих такую позицию
Лучше включить в бланк путевого листа сведения о маршруте автомобиля, чтобы исключить риск судебного разбирательства с налоговым органом.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.