Учитываем транспортные расходы

23.03.2012
Автор: Ильинова Татьяна Алексеевна
Тематика:

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Журнал “Бухгалтерия: просто, понятно, практично”,

№4, март 2012 г.

На балансе компании числится автомобиль, который обслуживает генерального директора и членов его семьи. Водитель приносит кассовые чеки, по которым бухгалтер списывает стоимость ГСМ. Путевые листы не составляются. При проверке налоговики исключили из расходов стоимость ГСМ. Разберемся, какие погрешности могут обнаружиться в учете транспортных расходов.

Чем руководствоваться

  1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
  3. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
  4. Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78  «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
  5. Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Доставка возвращенного товара

Ошибка. Покупатель вернул часть товара из-за несоответствия заявленному ассортименту. Возврат товара осуществлялся за счет продавца. Затраты на транспортировку возвращаемого товара бухгалтер учел единовременно в составе текущих расходов.

Разъясняем. Транспортные расходы на доставку возвращаемого товара могут быть прямыми или косвенными. Все зависит от причин возврата и от того, возможна ли дальнейшая реализация товара.

Возвращенный товар можно реализовать. Речь идет о случаях, когда покупатель возвращает товар нереализованный, излишне переданный, не соответствующий выбранному ассортименту. Такой товар в дальнейшем можно учесть в составе товаров для перепродажи.
Иногда возврат товара происходит после перехода права собственности на него к покупателю. В этом случае происходит обратная реализация. Бывший продавец становится покупателем, а затраты на доставку возвращаемого товара  – транспортными расходами на доставку покупных товаров. Такие расходы компания вправе учесть либо в стоимости приобретенных товаров, либо в составе издержек обращения. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике.
Если решено списывать расходы на доставку как издержки обращения, то их нужно распределять между проданными товарами и остатком товаров на складе (ст. 320 НК РФ). При этом издержки считаются прямыми расходами.

Просто не упустите

Если расходы на доставку возвращаемых товаров, которые в дальнейшем могут быть реализованы, не включаются в стоимость товаров, их нужно распределять.

Возвращенный товар реализовать нельзя. Таким товаром, к примеру, может быть бракованная продукция. Затраты в виде потерь от брака относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). По мнению Минфина, к ним можно отнести и затраты, связанные с возвратом бракованной продукции – при условии, что они обоснованны и документально подтверждены (письмо от 29.04.08 № 03-03-05/47).

Просто учтите

Получив бракованный товар, покупатель вправе по своему выбору потребовать возврата денег, уплаченных за товар, либо его замены (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

При методе начислений расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому логично предположить, что транспортные расходы по возврату бракованных товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, можно единовременно учесть в составе косвенных расходов в периоде возврата.

Оформление транспортной накладной

Ошибка. По условиям договора купли-продажи право собственности на товар к покупателю переходит на складе продавца. Со склада покупатель вывозит товар за свой счет, оплачивая услуги нанятой фирмы-перевозчика. Однако в графе «Грузоотправитель» транспортной накладной по ошибке указали наименование компании-продавца.

Разъясняем. Понятие «Грузоотправитель» приведено в Уставе автомобильного транспорта, утвержденного законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 1. Это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Следовательно, еще один признак грузоотправителя – обязанность оплатить перевозчику его услуги (ст. 785 ГК РФ).

Из этих норм можно сделать вывод, что грузоотправителем является сторона договора, нанимающая перевозчика. Кроме того, в большинстве случаев грузоотправитель в транспортной накладной – это владелец груза или сторона, выступающая от имени владельца.

Итак, если покупатель стал собственником товара в момент его передачи на складе продавца, то при передаче товара перевозчику он выступает в качестве грузоотправителя. Поэтому в графе «Грузоотправитель» транспортной накладной (утв. Постановлением № 272 2) нужно указывать наименование компании-покупателя. Подтверждение этому можно найти в разъяснениях московских налоговиков (письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 № 16-15/079006).

Ошибка. В транспортной накладной не указали объявленную стоимость (ценность) груза.

Разъясняем. Если объявленная стоимость груза в транспортной накладной не указана или равна нулю, то в случае утраты или повреждения груза взыскать его стоимость с перевозчика будет проблематично.

По закону перевозчик несет ответственность за сохранность груза или багажа после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю. Ущерб, возмещаемый перевозчиком, в случае утраты или недостачи груза, равен его стоимости. В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, перевозчик возмещает объявленную стоимость груза. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной в договоре (ст. 796 ГК РФ).

При этом объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза (п. 12 Постановления № 272 2). Таким образом, владелец груза заинтересован, чтобы объявленная стоимость в транспортной накладной была не ниже стоимости товара в товарной накладной № ТОРГ-12 (утв. Постановлением № 132 3). В случае если объявленная стоимость груза в транспортной накладной равно нулю, перевозчик, руководствуясь ст. 796 ГК РФ, в случае утраты или повреждения груза, его стоимость не компенсирует.   

Ошибка. В транспортной накладной не заполнили оборотную сторону: не указали сведения о перевозчике и стоимости его услуг, а также информацию об автомобиле.

Разъясняем. На оборотной стороне транспортной накладной приводятся сведения о перевозчике и транспортном средстве.
В разделе 10 указываются наименование и место нахождения организации-перевозчика; ФИО лица, ответственного за перевозку и его контактные данные; ФИО водителя и контакты; сведения о путевом листе.

В разделе 11 – тип и марка транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза, его грузоподъемность, вместимость в кубических метрах, регистрационный номер.

В разделе 12 перевозчик описывает фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приеме груза и сдаче груза, а также изменение условий перевозки при движении и при выгрузке.

Раздел 15 предназначен для определения стоимости услуг перевозчика и для указания порядка расчета провозной платы. Здесь же перевозчик указывает:

  • свои расходы и платеж за проезд по платным автомобильным дорогам, которые должен оплатить грузоотправитель;
  • таможенные пошлины, а также сборы, уплаченные при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  • стоимость погрузо-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортного средства.

Оформление путевого листа

Ошибка. Компания при использовании служебного автомобиля не составляла путевые листы, однако при расчете налога на прибыль включила в расходы затраты на ГСМ.

Разъясняем. Затраты на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В налоговом учете они, также как и любые другие расходы, могут быть учтены только при условии  надлежащего документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Путевой лист является основным документом, подтверждающим содержание и использование служебного автотранспорта, расходы на ГСМ и заработную плату водителей.

Автотранспортные организации обязаны применять унифицированную форму путевого листа (утв. Постановлением № 78 4). Остальные компании вправе подтверждать расходы на ГСМ самостоятельно разработанным путевым листом. Отметим, что этот документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в Приказе № 152 5.

Если путевые листы не составляются или содержат не все реквизиты, у компании могут быть проблемы с учетом расходов на ГСМ (письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

5 обязательных реквизитов путевого листа

  1. Наименование и номер.
  2. Срок действия путевого листа. Иными словами, дата (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а если он оформляется более чем на один день – даты начала и окончания срока.
  3. Сведения о собственнике транспортного средства. Для компании это наименование, организационно-правовая форма, местонахождение и номер телефона.
  4. Сведения о транспортном средстве – тип, модель (если есть прицеп, то еще и модель прицепа); номер автомобиля (и номер прицепа); показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж; дата и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на эту стоянку.
  5. Сведения о водителе – ФИО, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152, п. 3

Ошибка. В путевом листе не указали сведения о маршруте движения автотранспорта.

Разъясняем. Среди обязательных реквизитов путевого листа (см. врезку выше) нет сведений о маршруте движения транспортного средства. Однако именно эта информация необходима, чтобы подтвердить обоснованность расходов на содержание служебного транспорта в налоговом учете. Сведения о конкретном пути следования автомобиля подтверждают, что он действительно использовался в производственной деятельности.
Чиновники считают, что без этой информации путевой лист не может служить документом, подтверждающим расходы на ГСМ (письма Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2).

Арбитражная практика зачастую поддерживает налогоплательщика, подтверждая, что наличие маршрута следования является необязательным (Постановления ФАС Московского округа от 26.01.2010 N КА-А40/15099-09, от 08.12.2009 N КА-А40/13500-09, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 по делу N А56-4991/2009 и другие). Однако сам факт наличия арбитражной практики говорит о том, что разногласия по этому вопросу возникают, и налогоплательщикам приходится отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Советы

Для решительных

Маршрут движения не является обязательным для указания в путевом листе. Есть решения судов, подтверждающих такую позицию

Для осмотрительных

Лучше включить в бланк путевого листа сведения о маршруте автомобиля, чтобы исключить риск судебного разбирательства с налоговым органом.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.