Упрямые инвестиции

27.01.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарии Павла Гагарина в журнале “КоммерсантЪ-Деньги”

“Ъ-Деньги”

О чем думают бизнесмены, вкладываясь в худшие отрасли.

Убыточное производство в Китае для нужд солнечной энергетики, предприятие по добыче торфа, вложения в модернизацию региональных систем водоснабжения… О чем думают российские инвесторы, создавая новые проекты в отраслях, демонстрировавших худшую динамику за последние годы.

Китайский форпост

Отрасль: солнечная энергетика

Инвестор: концерн “Энергомера”

Вложения: $20 млн в завод Monocrystal PV по производству композиционных паст для солнечных элементов

Владелец и президент ставропольского холдинга “Энергомера” Владимир Поляков решился на строительство нового завода в Чанчжоу в конце 2010 года. “Мы видели, как индустрия солнечной энергетики перемещается в Китай,— объясняет свое решение Поляков.— И понимали, что мы либо построим там завод, либо потеряем бизнес в этой отрасли”. Молодая отрасль солнечной энергетики к тому времени уже вступила в свой первый кризис, программы господдержки солнечной энергетики сворачивались одна за другой, цены на солнечные батареи и комплектующие стремительно падали. Через полгода после начала реализации решения Полякова американская Solyndra закрыла все производства солнечных батарей, затем была объявлена банкротом “дочка” крупнейшего в мире производителя солнечных панелей — китайской компании Suntech Power, о закрытии многомиллиардных проектов в солнечной энергетике объявила и российская “Роснано”.

Тем не менее в конце 2012 года новый китайский завод “Энергомеры” приступил к работе. “Отрасль еще восстановится, и те, кто в нее верил, выиграют”,— говорил “Деньгам” Владимир Поляков вскоре после этого. За это время позитивных изменений в отрасли не случилось: мировые цены на солнечные батареи упали на 60%, государственное финансирование солнечной энергетики сократилось в разы, по данным аналитиков, только за прошлый год на 30%. “Практически никто из игроков не генерирует прибыль,— констатирует сегодня Поляков.— Повод задуматься над тем, правильным ли было решение, безусловно, есть”. Инвестиции в завод вместо $10 млн составили $20 млн, и когда окупятся — непонятно. Однако за счет других направлений бизнеса (синтетические сапфиры для мировой индустрии электротехники, собственное сельхозподразделение) концерн чувствует себя уверенно, за прошлый год чистая прибыль “Энергомеры” выросла в три раза. “На одном теряем, на другом выигрываем. Зайдя на китайский рынок как производители композиционных паст, мы в итоге заняли позицию крупнейшего поставщика синтетических сапфиров, то есть финансовую отдачу получили очень существенную”,— говорит Поляков. Но и в отношении солнечной энергетики он упорствует в своем оптимизме: “В среднесрочной перспективе рынки солнечной энергетики восстановятся, главная интрига — кто доживет до этого момента”.

Надо сказать, с ним согласны и некоторые эксперты. Так, в начале этого года появился подробный отчет аналитиков компании IHS, которые уверяют, что после продолжительного застоя отрасль солнечной энергетики ожидает небывалый подъем. “Нынешнее снижение спроса в развитых странах действительно, скорее всего, временное,— говорит Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets.— Плюс оно уже сейчас компенсируется ростом спроса в странах третьего мира. Так что лично я считаю вполне оправданным открытие завода в Китае”.

С самыми добрыми намерениями

Отрасль: бюджетные авиаперевозки

Инвестор: “Аэрофлот”

Вложения: $100 млн в создание российского лоукостера “Добролет”

Оба предшественника нового проекта “Аэрофлота” — бюджетные авиалинии Sky Express и “Авианова” — прожили яркую, но короткую жизнь. Заявив о себе агрессивной рекламной политикой и максимально низкими ценами (250-500 руб. за билет), они быстро вошли в десятку крупнейших перевозчиков страны и так же быстро из нее вышли. Потерпев многомиллионные убытки, обе авиакомпании прекратили существование одновременно, осенью 2011 года.

Эксперты называют десятки причин, делающих проекты российских лоукостеров невозможными: большие расстояния, отсутствие либо дороговизна хабов, пошлины и налоги на иностранную авиатехнику, “социально ответственное” законодательство, не позволяющее, например, продавать невозвратные билеты.

Тем не менее в конце 2013 года “Аэрофлот” зарегистрировал компанию “Добролет”. Начать планируется с рейсов в восемь городов России по цене на 20-40% дешевле экономкласса материнской компании, в перспективе — десятки внутренних и зарубежных рейсов по цене плацкарта. Все по канонам бюджетных авиаперевозок: один класс, неоткидывающиеся кресла, еда, багаж и более комфортные места — за дополнительную плату, заказ билетов — только через интернет.

На запуск и развитие лоукостера “Аэрофлот” готов потратить $100 млн. Компания не рискует прогнозировать сроки окупаемости проекта, указывая, что это все-таки скорее госзаказ “по повышению мобильности населения”, выполнить который “Аэрофлот” сможет лишь при наличии “благоприятной законодательной базы”. “Это, конечно, проект не в чистом виде коммерческий,— уверен руководитель аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев.— Власти заинтересованы, чтобы в России были доступные перевозки, и “Аэрофлот” их предоставит в обмен на коррективы в законодательстве. Последние как раз сделают проект окупаемым, хотя полезны будут не столько “Добролету”, сколько материнской компании”. Другим бонусом “Аэрофлота”, по словам Пантелеева, станет создание авиакомпании, которая будет базироваться в другом аэропорту и отравлять жизнь конкурентам низкими ценами, что всегда приятно.

“Инвестиции в нагрузку — частая в России история,— подтверждает председатель совета директоров АКГ “Градиент Альфа” Павел Гагарин.— Предприниматели берутся за какое-нибудь социально значимое дело не ради того, чтобы заработать, а чтобы завладеть административным ресурсом. Если потраченные деньги окупаются преференциями, которые получает инвестор при развитии других направлений своего бизнеса, проект можно считать удачным”.

Неживая вода

Отрасль: водоснабжение

Инвестор: ОАО “Евразийский”

Вложения: 2,25 млрд руб. в региональный проект “Чистый Дон” по строительству очистных сооружений канализации и систем обработки сточных вод

По данным Росстата, производство и распределение электроэнергии, газа и воды входит в пятерку отраслей, показывающих “самое сильное снижение сальдированного финансового результата”. Доля убыточных компаний здесь за прошлый год выросла на 6%, составив 54%. “Из-за фиксированных тарифов, роста затрат, высоких экологических платежей и штрафов, а также запрета на самостоятельный сбор платежей с населения в сфере водоснабжения дела обстоят хуже всех”,— говорит исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. По ее словам, отрицательной была даже средняя рентабельность по отрасли за прошлый год (-2,9%), а в некоторых компаниях, причем крупных, она доходила и до -19%. “Главное — это тарифы. Если компании благодаря новым технологиям сокращают издержки, их заставляют еще больше снижать тарифы населению”,— возмущается Довлатова. “Такими темпами вскоре в отрасль, где изношено более 80% всей инфраструктуры, инвестировать будет некому”,— заключает эксперт.

В компании ОАО “Евразийский” с Еленой Довлатовой не совсем согласны. “Не будем спорить, что ситуация в отрасли удручающая: износ инфраструктуры — критический, эффективность деятельности компаний в отрасли — низкая, сплошные банкротства,— говорит заместитель генерального директора ОАО “Евразийский” Дмитрий Пузанов.— Однако набор правильных решений может сделать инвестиции окупаемыми. Конечно, маржа не бешеная, но устойчивая, а отдача в пределах 10-15 лет”. В портфеле “Евразийского” десятки выполненных инвестпроектов, модернизация систем водоснабжения в Сочи, такая же программа “Югводоканал”, распространяющаяся на весь Краснодарский край. Последний проект “Чистый Дон” — один из самых крупных, стоимостью 4,5 млрд руб., инвестиции между собой поровну поделили местные власти и “дочка” “Евразийского” — ООО “АБВК-Эко”. “Многое уже сделано, достигнуты первые показатели эффективности, идем по графику”,— отчитывается Пузанов.

“Это, конечно, крупнейшая компания с долгой и хорошей историей, с мощным административным ресурсом за счет государственного Внешэкономбанка в акционерах и наличием фонда накопленных средств,— не отрицает Елена Довлатова.— Однако давайте отметим, что все имеющиеся инвестпроекты в отрасли они начали уже несколько лет назад и просто их продолжают, ни во что новое не ввязываясь. А за последние годы ситуация в отрасли ухудшилась. И у меня есть серьезное опасение, что если ничего не изменится, никто, в том числе и “Евразийский”, в отрасль вкладываться не будет”.

Область высоких надоев

Отрасль: сельское хозяйство

Инвестор: ООО “Любимый город”

Вложения: 1,5 млрд руб. в строительство нового молокозавода в Волгоградской области мощностью 54 тыс. тонн в год

Камышинский молочный комбинат, расположенный в Вологодской области, сейчас перерабатывает около 70 тыс. тонн молока в год и выпускает 55 наименований молочной продукции под брендом “Любимый город”. Построив новый завод, предприятие производство молока удвоит. Происходит это на фоне довольно противоречивой ситуации на рынке. Падение производства товарного молока на 1 млн тонн, резкий рост импорта, низкая рентабельность, отсутствие инвестиций — так описывают эксперты итоги 2013 года в молочной отрасли. Действительно, по данным Минсельхоза России, рентабельность производства молока отрицательная (-2,9%). Предприятия, получающие государственные субсидии, выходят на 5-6% рентабельности, однако назвать этот показатель высоким язык не поворачивается. У молокозаводов положение несколько иное. Большинство предприятий, решив проблему с поставками (в том числе за счет импортного сухого молока), в прошлом году сумели выйти на рентабельность 12-14%, и это без учета субсидий. “Да чего бы им не зарабатывать! — кипятится один из региональных фермеров, поставляющий молоко местному молокозаводу.— Молоко наше только они берут в таких объемах и, конечно, давят по цене. Потому что им в какой-то момент не принципиально, у меня взять или из-за границы сухое молоко дешевое привезти. Вот и выходит, что у нас рентабельность низкая, а у них — вполне себе”.

Впрочем, именно в Волгоградской области даже с товарным молоком ситуация лучше, чем в целом по России. “В отличие от остальной страны объемы производства молока в Волгоградской области растут,— комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.— А если нужно всей отрасли, значит, нужно и местным властям. Так что “Любимый город” получает не только рентабельное производство, но и всяческие субсидии и благосклонность государства”.

 Своими торфяными брикетами “Строй Транс Комплект” хотел бы отопить всю Вологодскую область

“Конечно, такие на первый взгляд странные инвестиции в отстающие отрасли действительно могут быть экспертной ошибкой, неверным советом консалтинговой компании или просто желанием топ-менеджмента подзаработать на огромных вложениях в долгий и неоднозначный проект,— говорит председатель совета директоров АКГ “Градиент Альфа” Павел Гагарин.— Однако в случае с молоком это не так. Принято считать, что это убыточное дело, как и все в нашем сельском хозяйстве. Но на практике молочная продукция крайне востребована, особенно высококачественная и натуральная”.

Прибыль из болота

Отрасль: добыча торфа

Инвестор: “Строй Транс Комплект”

Вложения: более 100 млн руб. в возобновление добычи и переработки торфа на месторождении “Дедово поле” в Вологодской области

В советское время торф довольно активно использовался для отопления не только жилых, но и некоторых промышленных предприятий, и его производство для этих нужд составляло 50-150 млн тонн в год. Сегодня его практически полностью заменил природный газ. Еще в 2004 году в стране было 103 торфопредприятия, добывавших 4-5 млн тонн торфа в год. В 2009-м их осталось 75, и они выдавали на рынок лишь 3 млн тонн торфа в год, а в прошлом году 28 выживших компаний произвели 1,8 млн тонн.

Тем не менее в 2011 году в России возник новый индустриальный холдинг по добыче торфа — корпорация “Биоэнергия”. В 2012-м же году об инвестициях в 100 млн руб. в возобновление добычи и переработки торфа на месторождении “Дедово поле” в Вологодской области заявила компания “Строй Транс Комплект”. “Вологодская область стоит на последнем месте по добыче торфа. И это при том, что на ее территории находятся огромные запасы, которые составляют 37% всех запасов в Европейской части РФ. Это стратегический потенциал России, не оцененный нами в полной мере”,— объяснял этот поступок местным СМИ директор по стратегическому развитию и инвестициям “Строй Транс Комплекта” Виктор Галашичев. В планах компании — поставка кускового торфа местным сельхозпредприятиям и компаниям ЖКХ, а также добыча фрезерного торфа для его глубокой переработки и последующего экспорта. “Проблем со сбытом у нового проекта не будет,— уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.— Только предприятия ЖКХ Вологодской области, где и находится месторождение “Дедово поле”, закупают ежегодно для своих нужд до 100 тыс. тонн угля. Частично этот объем может быть замещен местным торфом. А помимо ЖКХ есть еще и сельхозпредприятия, они тоже могут использовать торф в качестве топлива”.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.