Внутренние водные пути и речной транспорт будут развивать на средства частных инвесторов

07.10.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Правительство Москвы и компания «Градиент Альфа» провели круглый стол на Expo Real – 2013


7-9 октября 2013 г. в Мюнхене (Германия) проходит 16-я международная выставка коммерческой недвижимости и инвестиций Expo Real. В понедельник, 7 октября на стенде Москвы состоялось совместное мероприятие столичного правительства и аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» – круглый стол «Река Москва – новые возможности для модернизации городской среды. Реальность и перспективы». В дискуссии приняли участие представители органов исполнительной власти Москвы, депутаты Мосгордумы, российские и иностранные эксперты, бизнесмены и девелоперы.

Развитие водного транспорта, благоустройство набережных и обеспечение безопасности на Москве-реке они единогласно назвали «государственной необходимостью». Судя по тому, что эти темы впервые за последние десятилетия обсуждалась на открытом официальном правительственном мероприятии, тем более с участием иностранных бизнесменов, московские власти всерьез намерены прислушаться к мнению экспертов и предпринимателей. А значит, частным инвестициям будет открыта дорога в сектор речных перевозок и строительство прибрежной инфраструктуры.

Со вступительным докладом «Река – уникальный элемент общественного пространства» на круглом столе выступил заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Александр Тимохов. Он рассказал о развитии территории градостроительного влияния Москвы-реки. В частности, чиновник отметил, что зона влияния Москвы-реки обладает большим градостроительным потенциалом, который практически не используется. Александр Тимохов подчеркнул, что для общественного использования задействовано лишь 25% из набережных Москвы-реки. Зона, попадающая под влияние реки, занимает 10 тысяч гектаров. Основной задачей городских властей является комплексная реабилитация прибрежных территорий с приоритетом развития общественных пространств. Эта работа включает в себя реорганизацию непрофильных промышленных и складских объектов, развитие рекреационного потенциала территории, обустройство набережных для пешеходов, частичное освобождение набережных от транспорта, а также развитие системы водного транспорта.

«Когда в Москве говорят о более эффективном использовании городских пространств, речь заходит в основном о редевелопменте промзон. Но сопоставимые возможности для города и бизнеса дало бы освоение водных и прибрежных пространств, – отметил модератор круглого стола, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.Посудите, протяженность реки Москвы в границах столицы – 185 км, ширина – до 200 м, население в зоне притяжения – 3,5 млн человек. На принципах государственно-частного партнерства бизнес готов участвовать в освоении водного пространства и в развитии прибрежной инфраструктуры. Городу это позволит решить острые социальные проблемы. Речной транспорт мог бы снизить нагрузку на другие виды транспорта, разгрузить улично-дорожную сеть, оттянуть на себя часть пассажиропотока и стать стимулом для развития Москвы как туристического и развлекательного центра. На воде и берегах можно размещать социально значимые объекты, например, гостиницы, автостоянки, спортивные сооружения и даже вертолетные площадки (в том числе для экстренных служб). Новый перспективный сектор городской экономики увеличил бы налогооблагаемую базу и количество собираемых налогов».

О целесообразности использования акватории и ресурсов Москвы-реки в своем докладе сказал и депутат Мосгордумы, руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков. «Как показывает зарубежный опыт, большинство городов мира, стоящих на реках, имеют развитую и благоустроенную прибрежную инфраструктуру, привлекательную с архитектурной точки зрения. На реках имеются причалы, набережные, гостиницы, кафе и рестораны, магазины, жилые дома. Наличие этих объектов обеспечивает интеграцию водных и прибрежных пространств в жизнь города, – отметил Андрей Клычков. – Но прибрежная инфраструктура должна быть встроена в единую градостроительную концепцию, отвечать современным правилам, участвовать в повышении уровня жизни горожан».

Генеральный директор строительно-инвестиционной компании «МРГ-Строй» Олег Савчук рассмотрел тему с позиции девелопера. «Сильные стороны – это низкая стоимость аренды акватории по сравнению с участками на суше и высокая прочность строений, ведь девелопмент на воде регулируют не традиционные ГОСТы и СНиПы, а более строгие регламенты Российского Речного Регистра. Из слабых сторон можно отметить относительно высокую цену квадратного метра, а также сложную схему согласования прав на участок и его использование. Основные возможности – это уникальность расположения в центральных районах столицы, возможность смены дислокации и функционального назначения объекта. В числе ключевых угроз – давление со стороны контролирующих структур и общественности», – объяснил Олег Савчук.

По расчетам компании «Градиент Альфа», себестоимость возведения квадратного метра на воде – примерно $3500 (традиционное строительство на суше в два-три раза дешевле). Но, с другой стороны, и стоимость аренды участка на воде – всего 76 рублей в год, причем не за квадратный метр, а за всю площадь.

Но, несмотря на заманчивые возможности, потенциал внутренних водных путей и прибрежной инфраструктуры используется не в полной мере либо не используется вообще. «В результате значительного сокращения госрасходов на содержание внутренних водных путей в 1990-е годы на реках и водоемах Московского региона сложилась проблемная ситуация. Объемы грузовых и пассажирских перевозок в Московском регионе по сравнению с 1990 г. снизились в пять и в десять раз соответственно. Из 170 млн. тонн годового объема перевозок грузов в Московском регионе только 6% перевозится водным транспортом (в Германии, для сравнения, – 19%). При этом даже сейчас грузовой водный транспорт освобождает транспортный узел Москвы от 147 тысяч железнодорожных вагонов или полумиллиона грузовиков, – отметил президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский. – Основной причиной стагнации отрасли является рассредоточение полномочий. Управление и контроль в области судоходства на внутренних водных путях и водопользования осуществляют 57 управляющих, контролирующих и надзирающих организаций. Недостаток финансирования – дело десятое. Отрасль имеет отличный инвестиционный потенциал, не реализуемый из-за отсутствия единого центра принятия решений и четких “правил игры”. При этом водопользователи, инвесторы, компании, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по реке Москве, готовы объединить усилия и средства для реализации городских программ развития реки и прибрежных территорий под руководством правительства Москвы, обеспечить финансирование социальных проектов».

На несовершенстве нормативно-правовой базы, рассредоточении полномочий, незаконном строительстве и размещении судов и объектов прибрежной инфраструктуры сделал в своем выступлении акцент и заместитель председателя Комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности Иван Новицкий. «Регулирование использования акватории рек и водоемов не входит в компетенцию города, по федеральному законодательству русло реки не является территорией Москвы, что значительно ослабляет возможности города по использованию этого пространства и ресурса, – признал депутат. – При этом, однако, городу необходимо регулировать вопросы пользования береговой линией. Важно проработать градостроительную концепцию околоводного пространства, правовых основ пользования земельными участками вдоль реки, возможности разных видов строительства и иного развития пространства на берегах. Еще один острый вопрос – охрана видовых мест, сохранение ландшафта. Ни в коем случае нельзя испортить вид города или каким-либо образом навредить экосистеме реки».

Иван Новицкий предложил представить в Мосгордуму и правительство Москвы предложения экспертов по нивелированию негативных моментов и усилению позитивных сторон развития водного транспорта и прибрежной инфраструктуры в процессе будущего строительства, устранению противоречий, созданию эффективной системы государственного и общественного контроля.

Эксперты и бизнесмены считают, что для решения рассмотренных проблем (если не всех, то хотя бы их части) достаточно нормативно-правовых актов московского уровня и их применения в столице. Это стало бы хорошим началом для дальнейшей, а лучше – параллельной, работы на федеральном уровне.

По итогам круглого стола эксперты предложили депутатам Мосгордумы создать нормативно-правовую базу для развития водных путей и водного транспорта на принципах ГЧП с учетом градостроительных, архитектурных, экологических и социальных задач Москвы, а правительству столицы – реализовать экспериментальный инвестиционный проект.

«Негосударственная управляющая компания могла бы разработать правила реконструкции, строительства и эксплуатации причалов и другой прибрежной инфраструктуры, запустила бы несколько регулярных пассажирских маршрутов, демонтировала бы устаревшие и избыточные объекты прибрежной инфраструктуры, соорудила бы плавучие гостиницы для гостей чемпионата мира по футболу 2018 года, – пояснил суть пилотного инвестпроекта Павел Гагарин. – Содержание этой структуры не потребует расходов из бюджета. Эта структура интегрировала бы прибрежные объекты инфраструктуры с транспортной системой города, обеспечила бы финансирование негосударственными компаниями социальных проектов (уборка мусора на Москве-реке, обеспечение безопасности, реконструкция набережных) и взяла бы на себя ряд других обязательств. Для реализации принципа единоначалия контроль за деятельностью данной компании предлагаем поручить какому-то одному департаменту или комитету города Москвы».

Более подробно предложения российских и зарубежных экспертов и бизнесменов были сформулированы в проекте резолюции по результатам круглого стола. Ее подписание и последующая отправка в правительство Москвы и Мосгордуму намечено на 14 октября. Пока же у участников дискуссии есть время на корректировку резолюции, внесение своих замечаний и предложений.

резолюцией по итогам круглого стола по итогам круглого стола «Река Москва – новые возможности для модернизации городской среды» можно ознакомиться здесь 

С тезисами выступления Ивана Новицкого можно ознакомиться здесь 

С презентацией Андрея Новгородского «Развитие речного комплекса Московского региона: возможности, проблемы, перспективы» можно ознакомиться здесь 

С презентацией Олега Савчука «Строительство водной инфраструктуры в Москве. Взгляд девелопера» можно ознакомиться здесь 

С тезисами Олега Савчука можно ознакомиться здесь 

С сообщением Москомархитектуры по поводу круглого стола «Река Москва – новые возможности для модернизации городской среды. Реальность и перспективы» можно ознакомиться здесь 

Публикации в СМИ по итогам Круглого стола: BFM.ruExpert onlineВести ФМГазета “Metro”Известия, ИТАР-ТАССКлерк.руМосква 24Российская газетаРоссийская Бизнес-газета и многие другие издания.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.