Выбора нет

07.06.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Интервью Павла Гагарина журналу «Акционерный вестник», №4/105, май 2013 г.

«Акционерный вестник»

Для одних компаний выход на IPO стал обязательным этапом развития, в то время как большинство только задумывается о целесообразности такого шага. Но, как считает Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», для тех, кто пришел на рынок «всерьез и надолго», иного выбора нет.

Гагарин Павел Александрович

Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» и «Градиент Альфа Инвестментс Групп». Эксперт в области инвестиций, финансов, налогообложения, банковской деятельности и стратегического риск-менеджмента.

Образование: Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики; Институт современного бизнеса; курсы международных финансовых консультантов INFINET в США. Получил образование в формате МВА в РАНХиГС при Президенте РФ. Преподаватель МВА в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при президенте РФ. Участник проекта Russia Today, направленного на формирование положительного имиджа российского бизнеса за рубежом. Автор книг «300 инвестиционных советов» и «125 рекомендаций налогоплательщику».

– Павел Александрович, правительство сейчас заинтересовано в том, чтобы российские компании выходили на IPO. У самих же компаний в большинстве пока таких целей нет. Оказывается ли какая-то поддержка со стороны государства компаниям в этом вопросе?

– Цель, озвученная президентом, сводится к тому, что Россия к 2018-му году должна войти в двадцатку лучших стран мира по условиям для ведения бизнеса. Сейчас же, согласно рейтингу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business, страна находится на 112-й позиции. И темы, активно обсуждаемые бизнес-сообществом (например, IPO, «дорожные карты» по защите прав инвесторов, ключевые показатели эффективности), наконец попали в лексикон чиновников. Появилась надежда, что подобные разговоры в правительстве не лягут лишь в основу отчетов и протоколов, а станут базой для разработки законов. Так, сейчас уже привлечены эксперты в этой области — АНО «Агентство стратегических инициатив», к примеру. На мой взгляд, сейчас это самая динамичная организация, способствующая продвижению бизнес-проектов. В ней меньше всего бюрократических проволочек.

Другой хороший пример – деятельность Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). За год работы РФПИ обеспечил приток в страну $5,3 млрд. $500 млн инвестировал в отечественные компании сам фонд (в том числе и посредством участия в их IPO), $1,6 млрд. в проекты вложили его соинвесторы, еще $3,2 млрд. поступили в российскую экономику от партнеров фонда при его содействии. Получается, что на каждый потраченный государством доллар в экономику было вложено десять. Сейчас фонд готовится вложить еще $10 млрд. более чем в 50 проектов в сферах медицины, логистики, инфраструктуры, производства сельхозоборудования, IT.

Что же касается непосредственно выхода российских предприятий на IPO — то сейчас количество успешных размещений ничтожно мало. По итогам 2012-го года — это лишь «Мегафон», MD Medical Group (сеть клиник «Мать и дитя») и «Сбербанк». Все остальное на профессиональном языке называется мини- и микро-IPO, то есть объем каждой сделки не превышает 100-200 млн долл. Связано это с продолжающимся кризисом ликвидности большинства российских предприятий и отсутствием серьезного интереса инвесторов к среднему бизнесу России.

Тем не менее, государству нужен экономический рост, а компаниям необходимо привлечь как можно больше средств для своего развития. Помощь государства могла бы заключаться в обеспечении инвестиционной привлекательности страны. Политический шаг (вступление в ВТО) уже сделан. Теперь необходимо разработать ряд стандартов (в том числе и бизнес-практик по привлечению инвесторов) в соответствии с ее требованиями и ряд законодательных актов федерального и местного уровней. В первую очередь, государство заинтересовано в IPO компаний с госучастием. Именно за их счет можно привлечь средства стратегических партнеров в Россию. Кроме того, выгодно размещение на бирже системообразующих предприятий, являющихся бюджетообразующими с точки зрения налогов (НДПИ, НДС, налог на прибыль), и госкорпораций. (Перечень системообразующих организаций России был разработан Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в декабре 2008 года.) Поскольку сами эти компании нуждаются в средствах для развития, они пойдут на IPO в числе первых. Инвесторы, в свою очередь, с большей охотой будут сотрудничать именно с такими структурами, так как у них есть надежда на государственные гарантии обеспечения возвратности инвестиций.

– Получается, что IPO — пока что не для всех. Есть ли смысл тогда к нему стремиться?

— Для компаний существуют и другие, более приемлемые способы получения финансов. Например, стратегическое инвестиционное кредитование. Но сейчас ситуация несколько изменилась: с нынешнего года рынок банковского кредитования начал «сжиматься». И в связи с этим серьезно возросла роль стратегического инвестора, не являющегося банком или инвестиционной компанией, а имеющего бизнес в реальном секторе экономики, стремящегося создавать новые производственные и сбытовые структуры. А, поскольку существует оборотная сторона медали — возврат денежных средств, современные инвесторы зачастую хотят не только гарантий, но и участия в процессе управления предприятием, которое является объектом инвестирования. Поэтому, в частности, все более востребованными становятся услуги по оценке бизнеса, инвестиционному аудиту, due diligence, реструктуризации и преобразованию отчетности по международным стандартам.

К сожалению, компании, поняв, как непросто выйти на фондовый рынок, какие затраты они понесут, часто отказываются от самой идеи и начинают пытаться обеспечить финансирование так называемым «лоскутным способом»: например, закладывают в банк часть активов, выпускают векселя, привлекают товарные кредиты, то есть не ведут сбалансированную финансовую политику и уходят все дальше в сторону от IPO. Частично это связано с тем, что затраты по IPO составляют, в среднем, 7-15 % от той суммы, которое предприятие хочет привлечь. Исключения составляют ситуации, связанные с приобретением инвестором убыточного предприятия, предприятия с долгами или структуры, на основе которой планируется создать новый производственный филиал.

Замечу, что вовсе не обязательно сразу проводить IPO «по полной программе». Обычно это прерогатива крупных компаний с капитализацией свыше $1 млрд., как и последующие SPO. Для среднего бизнеса (с капитализацией $50 млн – $1 млрд.) существует альтернатива в виде уже упомянутого микро-IPO с привлечением соответствующей величины инвестора или группы инвесторов, либо процедура листинга на фондовой бирже с последующим размещением вновь эмитированных акций на торгах. Перед проведением подобных мероприятий осуществляют комплексный инвестиционный аудит и оценку активов, данные которых используются при назначении стартовой стоимости и проведении торгов. Также при формировании стоимости акций в обязательном порядке должны быть учтены агрегатные показатели системообразующих рисков (финансовых, налоговых, управленческих, технологических и т.п.).

— Может компании не хотят рисковать, отказываясь от проведения IPO?

— Конечно, риски существуют, например, риск недружественного поглощения. Компания, прежде, чем выйти на фондовый рынок, должна пройти ряд подготовительных процедур. В том числе – стать соответствующей международным финансовым и управленческим стандартам. Быть прозрачной: показать реальную прибыль, аффилированность юридических и физических лиц, задействованных в ее бизнес-процессах (особенно это касается холдингов). Это означает раскрытие стратегической информации, ранее закрытой для публики, в результате чего организация может стать «лакомым куском» для захватчиков, так как раскрывая информацию и преобразуя структуру в холдинг по международным стандартам, бизнес становится менее защищенным.

Кроме того, компании опасаются, понеся значительные затраты, измеряемые миллионами долларов, не получить ожидаемого результата, то есть остаться без инвестора. Добавляет им неуверенности и сама подготовка к процедуре: многое придется изменить, чтобы выглядеть на все сто.

— Что, например?

— В первую очередь, систему управления предприятия. Сейчас и на уровне Госдумы, и в экспертном сообществе говорят о необходимости совершенствования корпоративного управления. В компаниях, где работает подобная система, снижены, в первую очередь, управленческие риски: принятие неверного стратегического решения, несвоевременное принятие нужного решения. Также минимизированы риски неверной оценки информации, обращения к неверным каналам поступления информации.

Вот здесь, по моему мнению, государство может и должно помогать бизнесу: создавать курсы по подготовке специалистов, формировать кадровые резервы, способствовать тому, чтобы люди шли учиться на управленцев. Конечно, работа в этом направлении ведется: есть правительственные программы обучения, рассчитанные как на госслужащих, так и на всех остальных. Но чтобы был результат, должно пройти время. Человек должен отучиться, набраться опыта, а это не меньше 2-5 лет. У нас же зачастую, приняв закон, ждут немедленного его воплощения, не учитывая временных характеристик. То же самое с выходом на IPO: нельзя рассчитывать на массовость, пока в большинстве компаний не выстроены эффективные управленческие процессы.

— Что еще, кроме формирования системы управления, потребуется предприятиям для выхода на IPO?

— У собственников и топ-менеджмента должно быть четкое понимание, зачем компания туда идет. Зная, сколько средств нам потребуется привлечь, в какие сроки и на что мы их потратим, можно приступать к дальнейшей подготовке IPO. Это: смена формы организации (если она не является акционерным обществом), приведение в порядок отчетности, юридической и управленческой структур, финансов (в соответствии с МСФО). Предприятию также необходимо вести консолидированную корпоративную отчетность согласно этим стандартам. Это потребует внедрения системы CRM/ERP, то есть серьезного вложения в IТ-технологии.

Вложения будут и в управленческие технологии: потребуется обучение людей. Необходимо также одновременно и преобразование структуры управления: обязательно должен быть создан совет директоров, функционирующий по международным стандартам, в том числе и введение в его состав независимого директора (не сотрудника компании), имеющего соответствующую лицензию. Совет директоров должен быть наделен определенными полномочиями, как и собрание акционеров. Здесь должна быть проведена серьезная работа по повышению мотивации и управляемости персонала, поскольку на предприятии уже сложились определенные управленческие коммуникации, которые в один момент новым приказом поменять невозможно.

Потребуются и документы: измененный устав, корпоративный кодекс, положение о совете директоров, положение об управленческой структуре, KPI. Необходимо иметь целую массу внутренних нормативных документов, соответствующих российскому законодательству и одновременно международному праву. Все эти документы должны быть переведены на английский язык и заверены нотариально. Далее последуют процедуры due diligence. После этого следует пройти листинг на бирже. Компания готовится к тому, чтобы эмитировать акции и предлагать их через брокера (либо через специальный фонд прямых инвестиций) на бирже. И хотя все это сложно, трудоемко и затратно, другого выбора у серьезных рыночных игроков нет, поскольку IPO — самый прогрессивный и цивилизованный способ привлечения крупных инвестиций, без которых невозможно развитие. Подтверждение тому – прошлогоднее SPO «Сбербанка», прошедшее на ура. Думаю, что в перспективе таких организаций станет намного больше.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest