115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

ГЧП: бой за концессии

04.03.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в издании «Торгово-промышленные ведомости»

«Торгово-промышленные  ведомости»

В преддверии проведения Российской недели ГЧП – крупнейшего мероприятия России в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства – нарастает накал страстей по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельных законодательных актов Российской Федерации». Учитывая, что в январе 2014 года ВВП России снизился на 0,5%, а отток капитала составил рекордные 20 млрд долларов, крайне важно выйти на консолидированное решение экспертов в вопросе эффективного применения механизмов ГЧП, концессионных соглашений при реализации инфраструктурных проектов.

Очевидно, что использование механизмов ГЧП при реализации инфраструктурных проектов снимает бюджетные ограничения для государственных заказчиков и открывает возможности частным компаниям по доступу к сферам экономики, которые традиционно находились в ведении государства. Однако при всех видимых преимуществах на сегодняшний день существует ряд препятствий- противоречий, ограничивающих широкое применение государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры. А внесенные поправки в закон «О концессионных соглашениях» позволят их снять и дадут зеленый свет для ускорения развития территорий.

Наиболее важное новшество во внесенных поправках состоит в том, что механизм платежей концедента – (в качестве концедента выступает государство или муниципалитет) концессионеру (частный инвестор) будет распространен на все возможные объекты концессионного соглашения, а не только на отрасль строительства автомобильных дорог.

Стоит отметить, что поправка, предусматривающая плату концедента, ограничивает возможность концессионера оказывать платные услуги. По мнению ряда экспертов, такое ограничение значительно снижает инвестиционную привлекательность тех сфер, в которых плата концедента может оказаться недостаточной, чтобы покрыть затраты инвестора и где инвестор мог бы получать дополнительный рентный поток за счет оказания коммерческих услуг.

ТПП-Информ проанализированы позиции ряда экспертов.

По мнению председателя совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павла Гагарина, одно из крупнейших препятствий для ГЧП – необеспеченность возвратности средств для частного инвестора. Это главный риск. В последнее время не способствует развитию государственно-частного партнерства и зачистка банковского рынка, которая, по утверждению властей, должна привести к повышению его прозрачности и устойчивости. Пока же, как показывает практика, многие инвесторы, желающие вложиться в российские инфраструктурные проекты, воздерживаются, дожидаясь, когда нормативная основа станет более благоприятной и менее рисковой. На сегодняшний день при той или иной форме ГЧП только в Подмосковье может быть вложено в реализацию инфраструктурных проектов порядка 7 млрд долларов.

По мнению директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ Владимира Зеленского, необходима стандартизация социальных услуг, определение их стоимости и установление процедуры конкурса для отбора компаний – кандидатов на получение социальной концессии. «Необходимо, чтобы любая организация и любой человек понимали, что и почему мы включаем в себестоимость услуг. Кроме того, необходимы четкие критерии отбора коммерческих организаций. Видимо, эта система будет близка к грантовой», – считает директор департамента Минфина.

«При подготовке законопроекта мы в целом отталкивались от практики реализации концессионных соглашений, – пояснил директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Игорь Коваль. – Именно поэтому вводится плата концедента по концессионному соглашению для всех объектов (сейчас только для автодорог), прописана возможность проведения совместных конкурсов. Это важно, например, для линейных объектов, расположенных в нескольких муниципалитетах», – поясняет эксперт.

По мнению председателя Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству Павла Селезнева, целесообразно закрепить возможность платы концедента концессионеру, в том числе и для концессионных соглашений, предусматривающих оказание платных услуг со стороны концессионера, но при этом предусмотреть обязательную оценку эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств в таких проектах.

По мнению партнера Gide Loyrette Nouel, члена экспертного совета Центра развития ГЧП Александра Долгова, внедрение в российскую практику механизма частной инициативы является оправданным. Однако соответствующие положения законопроекта в текущей редакции требуют доработки. В целом законопроект отвечает задачам развития рынка ГЧП. А изменения обусловлены практикой реализации концессионных проектов.

Своя точка зрения и у первого заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой.

«Обязательно стоит прописать в документе механизм эффективности и возвратности средств инвестора, – настаивает она. – Нельзя, чтобы за моделями ГЧП была завуалирована неэффективная трата бюджетных средств. То есть нужно прописать, какую долю финансирования в проектах ГЧП берет на себя частный партнер или некоммерческая организация. Эта доля может быть не одной, а разной для типов проектов. Важно учитывать горизонты бюджетного планирования. Трехлетний горизонт бюджета не способствует реализации ГЧП-проектов, потому что чаще всего это проекты долгосрочные».

У большинства опрашиваемых ТПП-Информ экспертов вызывали замечания поправки, связанные не только с введением платы концедента, но и частной инициативой.

Согласно этой поправке частный инвестор, выступивший инициатором проекта, получает возможность заключения соглашения без конкурсной процедуры. Однако, информация о проекте публикуется на сайте torgi.gov.ru, и только если в течение 30 дней с момента публикации не появляется других претендентов на участие в проекте, а инициатор проекта соответствует прописанным в законе требованиям, то наступает возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурсной процедуры.

В то же время некоторые страны в период становления механизма ГЧП и формирования рынка устанавливали подобную возможность.

Безусловно, существуют риски, но данная процедура в ряде случаев позволяет сократить сроки заключения концессионного соглашения. Более того, это актуально для регионов и муниципалитетов, которые не могут оценить возможность заключения соглашений и профессионально их подготовить, считает ряд экспертов.

Среди экспертного сообщества существует мнение, что новые поправки необходимы, но они не решающие.

Концессия должна эффективно работать по всей вертикали власти. Важно чтобы и у губернаторов, и у региональных властей была решимость внедрять новые механизмы, идти на политические риски, опираться на профессиональных экспертов, иметь компетентную команду и государственное мышление.

В то же время большинство экспертов в целом положительно оценивают законопроект и считают его принятие необходимым. В Минэкономразвития России готовы рассмотреть консолидированную позицию экспертов.

По мнению аналитиков ТПП-Информ, пока так и остается открытым главный вопрос: для чего вообще бизнесу стоит участвовать в проектах с госучастием?

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.