115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Инвесторов ждут на дороге. Государственно-частное партнерство лучше всего реализуется в транспортной сфере

25.09.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в спецвыпуске Российской газеты — «Городская инфраструктура» №6190 (214)

«Российская газета»

Бизнес стали чаще привлекать к строительству дорожной инфраструктуры

В московском регионе и европейской части России сегодня реализуется наибольшее количество проектов.

 Построение качественно новой инфраструктуры невозможно без тесного взаимодействия государства и бизнеса на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако пока российский рынок проектов ГЧП сложно назвать сформированным. Между тем во многих регионах есть экономически обоснованные возможности строить инфраструктурные и промышленные объекты с привлечением частного капитала. А в некоторых субъектах РФ даже идет соответствующая работа.

— В отношении транспортной сферы, безусловно, самым продвинутым регионом является Санкт-Петербург. Это связано с наличием региональной законодательной базы, конструктивным подходом со стороны власти — социально ответственным, при этом коммерчески ориентированным, устойчивым кредитным рейтингом региона. Также судебная практика на уровне кассационного суда СЗФО, в подведомственность которого входит Санкт-Петербург, является благоприятной, судами сформирован эффективный подход к решению конфликтов, возникающих в процессе реализации проектов ГЧП, — рассказал «РГ» Роман Чураков, старший юрист юридической фирмы «Герберт Смит Фрихилз». — Инициирование и успешная реализация проектов по строительству аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра (ЗСД) создали и укрепили репутацию Санкт-Петербурга в отношении реализации ГЧП-проектов.

Помимо СЗФО, большой интерес к проектам ГЧП — в частности, в сфере энергетики — проявляют регионы Уральского округа (Республика Башкортостан, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская области, Пермский край, Удмуртия). Здесь уже есть успешные проекты ГЧП.

— Количество проектов ГЧП в топливно-энергетической сфере не так велико, чтобы можно было говорить об их успешности или неуспешности в том или ином регионе. С другой стороны, большая часть проектов в электроэнергетике находится на Урале и за Уралом. Это Свердловская, Челябинская, Тюменская, Омская области. Определенная тенденция связана больше со структурой экономики региона, чем с действиями региональных властей, — отмечает Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа».

В Московском регионе и европейской части России реализуется наибольшее количество проектов, здесь накоплен и самый большой опыт. Правда, пока в основном в сфере строительства и реконструкции автодорог и аэропортов.

— Прежде всего это проект «Ермолино», который удачно ложится в концепцию развития Московского региона и Московского авиаузла, — говорит Павел Гагарин. — Еще один интересный и уже реализованный проект — строительство метро Мякинино, которое оказалось выгодным и Москве, и Подмосковью, и частному инвестору.

— Наиболее успешные реализуемые проекты в транспортной сфере — это ЗСД, трасса М-11 Москва-Санкт-Петербург, — продолжает Роман Чураков, — потому что их реализации предшествовало проведение конкурсов в условиях реальной конкуренции. К проектам привлечено внимание прессы, что в какой-то степени защитило инвесторов от возможных административных издержек со стороны власти, были привлечены иностранные инвесторы, а главное, были эффективным образом решены важнейшие социально-экономические задачи.

В каких регионах местные власти идут навстречу бизнесу при реализации ГЧП-проектов не на словах, а на деле, можно увидеть, посмотрев на рейтинг «ГЧП-старт», подготовленный Центром развития ГЧП совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. Десятку лидеров рейтинга (со значением 7,8) возглавил Санкт-Петербург, ушедший в отрыв от основных конкурентов — Татарстана (6,6), Воронежской (6,5), Ярославской (6,3), Тульской (6,1), Белгородской (5,9), Нижегородской (5,7), Вологодской, Калужской (5,6), Новосибирской областей (5,5).

 Увеличить инфографику — Ключевые позиции в рейтинге эти регионы заняли благодаря общей инвестиционной привлекательности региона, наличию опыта реализации проектов ГЧП, соответствующего законодательства и отлаженной системы управления проектами ГЧП, — отмечает Ольга Пудина, юрист практики ГЧП юридической фирмы Art de Lex.

Москва замыкает десять наиболее подготовленных к ГЧП регионов. Подняться в рейтинге выше столице помешали неразвитость региональной правовой базы и отсутствие реализованных проектов ГЧП.

— Рейтинг оценивает реальную готовность того или иного региона к реализации проектов ГЧП. Он учитывает законодательство о ГЧП, наличие в структуре органов власти специальных подразделений, отвечающих за эту сферу, наличие в бюджете средств на подготовку и реализацию проектов и опыт реализованных проектов. Без активной позиции региональных властей по отношению к инвесторам и бизнесу попадание в верхние строчки рейтинга было бы невозможным, — полагает Павел Гагарин.

Многие регионы страны обладают отдельными преимуществами, что позволяет развивать сравнительно небольшие проекты ГЧП. При этом для успешного развития ГЧП-проектов, как экономически крупных, так и малых, например, в сфере ЖКХ, — необходимо наличие целой совокупности факторов, что, к сожалению, отсутствует в большинстве регионов. Пока, к сожалению, проекты ГЧП все больше обсуждаются, чем реализуются. Три основные причины сложившейся ситуации «РГ» назвал Антон Пешков, директор группы по работе с инфраструктурными проектами и проектами ГЧП КПМГ в России и СНГ:

-Во-первых, неурегулированность законодательства о проектах ГЧП на федеральном уровне. Во-вторых, отсутствие соответствующего опыта по реализации и структурированию проектов в регионах. В-третьих, сложность и высокая стоимость структурирования проектов ГЧП.

В то же время существует немало проектов строительства автодорог, туннелей и мостовых переходов на принципах ГЧП

 Увеличить инфографику в Республике Башкортостан, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Оренбургской области, Республике Саха (Якутия) и ряде других регионов, однако большинство этих проектов пока находится на стадии подготовки документации или конкурса. Принятие федерального закона о ГЧП, а также последующее приведение в соответствие с ним регионального законодательства должны положительно сказаться на динамике реализации подобных проектов.

— Сейчас проекты ГЧП в России имеют наибольший шанс быть подготовленными и реализованными на федеральном и региональном уровнях, а также крупными городами или объединениями муниципальных образований в рамках межмуниципального соглашения, как это, в частности, сделано при структурировании проектов в Астраханской области и Ханты-Мансийском автономном округе в социальной сфере, — полагает Антон Пешков. — Это связано с тем, что в текущих условиях реализация инфраструктурных проектов стоимостью менее 1,5-2 млрд рублей с использованием концессии или механизма ГЧП нецелесообразна. Тем не менее по мере урегулирования законодательства

и наработки опыта мы придем к ситуации, когда даже небольшие инфраструктурные проекты будут реализовываться с привлечением частных инвестиций и компетенций частных операторов, как это происходит в странах, давно развивающих ГЧП.

В любом случае история ГЧП в России только начинается, поэтому любой реализованный проект — это уже успех администрации того или иного региона.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.