115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Как бухгалтеру поступить с бонусными баллами

13.04.2016
Автор: Парулева Ирина Валентиновна
Тематика:

 


Статья в журнале «Налоговые споры»

НДФЛ

Программы лояльности торговых сетей или банков очень популярны. Все так или иначе сталкивались с ними. Людям, далеким от налогов и бухгалтерии, и в голову не приходило удивляться тому факту, что накопленные баллы не приравниваются к доходу и не облагаются налогом. В противном случае подобные маркетинговые штучки вызывали бы исключительно раздражение.

Очевидно, что расценивать бонусные баллы как доход и облагать их НДФЛ нельзя. И не могли бы подобные маркетинговые тактики получить столь большое распространение, если бы было иначе. Слишком много головной боли – как потенциальному налогоплательщику, так и организации, осчастливившей его начислением баллов: ей пришлось бы нести обязанности налогового агента.

Почему это очевидно? Во-первых, бонусные баллы, как правило, имеют «срок годности», в течение которого ими можно распорядиться.

Во-вторых, они не всегда имеют стабильно денежное выражение. В праздничные дни, дни распродаж, акций их «курс» к рублю вполне может колебаться.

В-третьих, расплатиться баллами можно не везде и не за все. Обычно в правилах конкретной программы лояльности прописано, где они могут пригодиться – если речь идет о программе лояльности, например, банка. Когда же речь идет о бонусных баллах конкретной торговой сети, то очевидно, что расплатиться ими можно только в рамках этой сети магазинов.

Однако на заре популяризации различных программ лояльности этот вопрос считался спорным. Большинство экспертов склонялись к тому, что бонусные баллы – это доход в натуральной форме, он должен облагаться НДФЛ. В частности, такая позиция высказана в письме ФНС России от 19.08.2011 № АС-4-3/13626.

Уже в 2012 г. Минфин России озвучивал противоположную точку зрения.


Минфин разъясняет

Из письма от 19.04.2012 № 03-04-08/0-78

Учитывая, что получаемое вознаграждение не является безвозмездно полученным, предоставление физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых полностью или частично оплачена бонусными баллами, возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц.


В конце 2015 г. Минфин России напомнил об этом (письмо от 16.12.2015 № 03-04-07/73675, направлено письмом ФНС России от 25.12.2015 № БС-4-11/22949@). Данной точкой зрения следует руководствоваться при рассмотрении вопроса об обложении НДФЛ денежных средств, получаемых в рамках программы лояльности по операциям с банковскими картами.

Налог на прибыль и НДС

Суть спора в отношении налогообложения прибыли сводится к тому, квалифицировать ли оплату бонусными баллами как безвозмездную передачу. Очевидно, что о ней речи не идет.

Если говорить о бонусных баллах, начисляемых в конкретной торговой сети, то их можно назвать либо отложенной скидкой на будущие покупки, либо даже предоплатой, внесенной за потенциальные покупки. Второй вариант даже логичнее, поскольку подобные маркетинговые стратегии имеют своей целью спровоцировать покупателя на дальнейшие покупки именно у них.

Де-юре признать сделки с оплатой бонусными баллами безвозмездными тоже нельзя. Ведь в п. 2 ст. 423 ГК РФ определено: «безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления». В нашем же случае какое-никакое, а встречное предоставление все же есть.

Нельзя исключать риск того, что инспекторы «на местах» сочтут передачу товара по бонусным баллам безвозмездной (особенно если покупка оплачена баллами полностью). И доначислят НДС и налог на прибыль исходя из рыночных цен. С учетом этого большинство компаний прописывают некоторые ограничения в своей маркетинговой политике. Например, возможность оплатить бонусными баллами не более 50% стоимости покупки.

Если говорить о бонусных баллах, получаемых в рамках программы лояльности банка или еще какой-либо партнерской программы (карта «Малина», карты салонов сетей связи, бонусные мили и проч.), расценивать накопленные баллы можно как «заработанную» скидку. Речи о безвозмездной передаче также не идет.

Схема работы программы лояльности с банковскими картами выглядит так.

shema

Как видно, в данной ситуации оплату за товары/услуги продавец получит от инициатора программы лояльности по соглашению/договору об участии в виде вознаграждения. Поэтому ни о какой безвозмездной передаче, очевидно, речи идти не может.

Нет нужды усложнять и изобретать. В бухгалтерском налоговом учете проводится продажа по фактической стоимости – как товар, проданный со скидкой. В том редком случае, когда товар оплачен целиком бонусными баллами, скидка будет равна 100%. То есть выручка будет нулевой, а расходы на продажу – в виде себестоимости проданного товара.

Ирина Парулева, эксперт АКГ «ГрадиентАльфа» по управлению правовыми и налоговыми рисками

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.