Вадим Ткаченко — Газета «Бизнес», № 114 (408) от 27 июня 2006 г. До вступления в законную силу все налоговые законы должны иметь годовую «выдержку». За это время фискалы успели бы написать методические указания, эксперты — найти подводные камни, а предприниматели смогли бы безболезненно подкорректировать свою учетную и налоговую политику.
Газета «Бизнес», № 114 (408) от 27 июня 2006 г.
До вступления в законную силу все налоговые законы должны иметь годовую «выдержку». За это время фискалы успели бы написать методические указания, эксперты — найти подводные камни, а предприниматели смогли бы безболезненно подкорректировать свою учетную и налоговую политику. Об этой идее на прошлой неделе рассказал председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов, выступая на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
«На каждом заседании президиума ВАС мы встречаемся с двумя-тремя случаями неудачных формулировок законодательства,- посетовал Антон Иванов.- Нужны структуры, которые будут следить за качеством Налогового кодекса, отслеживать закон на ранней стадии, тогда налоговое законодательство приобрело бы большую стабильность».
У нас сплошь и рядом законодатели вносят изменения в действующее законодательство 30-31 декабря, при этом никто не знает, как уже через день применять эти изменения. Именно поэтому Иванов предложил принять поправку, которая бы предусматривала вступление в действие налоговых законов только через год после их принятия. За это время чиновники и консультанты дадут комментарии, как действовать в том или ином случае.
Управляющий партнер консалтинговой компании «Русский инвестиционный клуб «Консалтинг»» Оксана Белевич поддерживает инициативу Иванова, потому что «ситуация, когда поправки вносятся чаще, чем времена года сменяют друг друга, к сожалению, не способствует поощрению деловой инициативы и не очень положительно сказывается на инвестиционном имидже страны».
«В Англии все заинтересованные стороны еще за семь-восемь месяцев знают, в каком виде будет принят новый закон,- привел пример глава ВАС. — Налоговая служба выпускает толкование по применению документа еще до момента его вступления в силу». «Многие европейские страны и некоторые штаты США приняли вполне справедливое ограничение о невозможности изменения налоговых законов без предварительного ознакомления налогоплательщиков с новыми условиями, подготовкой законодательной базы и всевозможных методических указаний», — подтвердил юрисконсульт группы компаний «Градиент Альфа» Вадим Ткаченко. Такие законы вступают в силу обычно не ранее следующего бюджетного года, а то и через год-полтора.
В России новые налоговые законы вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. «Новые налоги вступают в силу с 1 января года, следующего за годом принятия,- пояснила заместитель генерального директора БДО «Юникон» Татьяна Румянцева.- Предлагаемые главой ВАС нововведения актуальны только для налогов, у которых налоговый период меньше года.
Например, НДС».
Эксперты отмечают как плюсы, так и минусы предложения Антона Иванова.
«Идея принятия и введения в действие налоговых поправок «с рассрочкой», с одной стороны, соответствует интересам бизнеса, так как налоговые изменения не будут неожиданностью для налогоплательщиков. Будет время подготовиться к новым правовым условиям, грамотно составить бюджет и спланировать хозяйственную деятельность,- говорит директор юридического департамента Energy Consulting Сергей Алексеев.- С другой стороны, через год смысл налоговой поправки в том виде, в котором она на сегодняшний момент принимается, может потеряться».
А руководитель налоговой практики Energy Consulting Всеволод Леви считает целесообразным установить шестимесячный срок, что позволило бы принимать закон в первом полугодии, а вводить его в действие с начала года.
Татьяна Румянцева полагает, что в последнее время все серьезные изменения налогового законодательства принимались вполне заблаговременно, что давало налогоплательщикам возможность внимательно изучить сущность изменений и подготовиться к их применению на практике. Правда, это утверждение не касается подзаконных актов: инструкции и формы деклараций действительно меняются достаточно часто.
МАРИЯ СЕЛИВАНОВА