115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Налоговый маневр — 2014: взгляд бизнеса и власти

09.12.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Итоги круглого стола «Деофшоризация. Основные направления налоговой политики до 2017 года», который организовала АКГ «Градиент Альфа», на X Всероссийском налоговом форуме.


«Актуальная бухгалтерия»

На мероприятии обсуждалась текущая налоговая политика власти, принятые ею законы, а также пути развития бизнеса в нынешних экономических условиях. Были затронуты проблемы и перспективы региональной налоговой политики РФ, возможности поддержки малого бизнеса в современной налоговой системе. Кроме того, участники обсудили актуальные вопросы косвенного налогообложения, практики рассмотрения налоговых споров в 2014 году, изменения в части налоговой ответственности руководителей компаний, нюансы организации электронного документооборота.

Особо следует отметить круглый стол на тему «Деофшоризация. Основные направления налоговой политики до 2017 года», который организовала АКГ «Градиент Альфа». Он состоял из трех блоков, на которых обсуждались Закон о контролируемых иностранных компаниях (Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (далее — Закон о КИК)), изменения процедуры возбуждения уголовных дел за налоговые преступления и новый порядок администрирования НДС.

Модератор круглого стола Павел Гагарин (председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа») отметил, что разработанный Минфином России в рамках исполнения поручения президента по деофшоризации законопроект о КИК вызвал немало замечаний у бизнес-сообщества. Основной претензией было распространение действия документа не только на пассивные, но и на активные доходы за рубежом. Изначально финансовое ведомство вроде бы было готово идти на уступки в части увеличения доли владения для признания иностранной компании контролируемой и введения переходного периода на вступление в силу ряда положений законопроекта. Однако в итоговой редакции Закона о КИК из-под его действия так и не были выведены российские публичные компании, а во втором чтении депутаты внесли ряд изменений, которые даже не обсуждались с бизнесом.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Андрей Кизимов признал, что в Закон о КИК необходимо вносить изменения. Однако, по его мнению, это будут поправки по форме, но не по сути. В обоснование такой позиции был приведен пример мирового позитивного опыта использования подобных законов, в частности странами БРИКС, в которых нормы работают уже более 10 лет. Руководитель экспертной группы Совета Федерации по разработке законодательства о деофшоризации, помощник председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Шугаев подчеркнул, что российский вариант Закона о КИК имеет крайне либеральный характер по сравнению с западными аналогами.

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Григоренко, оценивая последствия принятия Закона о КИК, отметил, что налоговые органы столкнутся со сложным механизмом налогового администрирования, ведь им придется выходить за пределы РФ. Поэтому сейчас налоговое ведомство активно налаживает информационный обмен с ОЭСР и зарубежными налоговиками. В полную силу, по словам Дмитрия, они начнут взаимодействовать с 2017 года.

На блоке, посвященном изменениям процедуры возбуждения уголовных дел за налоговые преступления, руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова указала, что фактический возврат следователям права возбуждать уголовные дела без согласия налоговых органов вызывает больше вопросов, чем ответов. Компании беспокоятся. Ранее формат был следующий: налоговая проверка — решение — требование об уплате налогов. Если требование не исполнялось, тогда материалы передавались для возбуждения уголовного дела. Сейчас же получается так, что дело может быть возбуждено следователем и до поступ­ления из налогового органа всей необходимой информации. Спикер подчеркнул, что существуют объективные причины снижения налоговых платежей: сжатие рынков, увеличение курса валют, общая неуверенность бизнеса и граждан в завтрашнем дне.

Старший инспектор Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета РФ Георгий Смирнов ответил, что добросовестным компаниям беспокоиться не о чем. Основанием для возбуждения уголовного дела будет только установление умысла о невыполнении фирмой своих налоговых обязательств. Если это неосторожность, неквалифицированность, недоразумение или технические ошибки, то никто не будет привлекаться к уголовной ответственности. Кроме того, полномочия СК РФ после принятия закона существенно не изменились. И ранее практика складывалась так, что основанием для возбуждения уголовного дела могли быть не только материалы налоговиков, но и, например, результаты оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.

На блоке, посвященном вопросам нового порядка администрирования НДС (введен с 01.01.2015), выступил начальник Управления камерального контроля ФНС России Дмитрий Сатин. Он рассказал, как совершенствуется и отлаживается система электронных взаимоотношений между инспекциями и налогоплательщиками. Сергей Разгулин, заместитель начальника департамента анализа налогового законодательства «Газпромбанка», рассмотрел вопрос истребования документов налоговыми органами. Он отметил, что введены специальные составы правонарушений за непредставление документов и у налоговиков расширились права по истребованию документов. Причем все это теперь закреплено в части II Налогового кодекса.

Эксперт АКГ «Градиент Альфа» по налогообложению и бухучету Роман Самилло дал практические рекомендации по минимизации налоговых рисков. Он отметил, что новая система по задумке должна сделать прозрачным движение НДС по цепочке от производителя до конечного покупателя. Поэтому если поставщик не сдаст декларацию по НДС, не отразит в ней выданный счет-фактуру или не заплатит налог в бюджет, то система автоматически выделит вычет покупателя как проблемный. Кроме того, остается открытым вопрос, каким образом будет проходить отбор кандидатов на выездную проверку. Ранее он начинался с запроса выписок по расчетным счетам, затем шли запросы контрагентам, анализировалась проблемность контрагентов, опять запрашивались документы. В это время контрагент мог предупредить, что в отношении компании проводится встречная проверка. Теперь же все эти процедуры не потребуются, так как вся информация о движениях будет стекаться в единую базу. Впрочем, зачем налоговым органам проводить выездную проверку, на которую требуется много времени и сил, если, в соответствии со статьями 88 и 91 Налогового кодекса, камеральная проверка теперь фактически превращается в выездную, в режиме реального времени?

На пленарном заседании были подведены итоги по всем круглым столам и озвучены некоторые из выработанных на форуме предложений, включаемых в проект рекомендаций Палаты правительству РФ. Эти предложения касаются главных направлений налоговой политики до 2017 года, размеров налоговой нагрузки, перспектив «горизонтального» налогового мониторинга, принятия закона о налоговом консультировании, а также деофшоризации и основных направлений в части Закона о КИК.

Было отмечено, что эффективность налоговых органов в плане пополнения бюджета становится все выше. Количество налоговых проверок уменьшается, зато налоговые поступления в бюджет, суммы недоимок, пеней и штрафов стремительно растут. «Все потому, что мы кардинально изменили подходы к организации контрольной работы, — объяснил руководитель ФНС России Михаил Мишустин. — Она теперь основывается на экономическом анализе налогоплательщиков, риск-ориентированном подходе и автоматизации работ. Количество выездных налоговых проверок снижено с 76 тысяч в 2010 году до 41 тысячи в 2013 году. Раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, а теперь — 9 налогоплательщиков из 1000, а среди индивидуальных предпринимателей этот показатель ниже еще в шесть раз. Снизилось и количество налоговых споров — в полтора раза за четыре года».

Однако бесконечно увеличивать налоговое давление на бизнес невозможно: если сильнее закрутят гайки, то могут и резьбу сорвать, — предупреждают эксперты АКГ «Градиент Альфа». «Лимит для латания бюджетных дыр путем повышения налоговой нагрузки на бизнес уже в определенной степени исчерпан», — считает Павел Гагарин. «При обсуждении в феврале — марте 2015 года проекта Основных направлений налоговой политики до 2018 года нужно четко зафиксировать, что налоговое бремя для бизнеса в среднесрочной перспективе увеличиваться не будет», — призвал в своем выступлении президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.