Министерство финансов РФ издало приказ № 113н от 17.08.2012, призванный упростить порядок заполнения бухгалтерской отчетности для малых предприятий. Некоторое время проект этого документа был размещен на сайте министерства с той только разницей, что в нем присутствовала фраза о том, что документ должен вступить в силу, начиная с годовой отчетности за 2012 год.
Дело в том, что в приложении №5 к данному приказу утверждены собственно сами упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. И в этих формах в графах, где указывается, на какую дату составлена отчетность, указаны даты «на 31 декабря ….», из чего можно сделать вывод, что упрощенные формы отчетности будут предоставляться раз в год. А так как приказ принят, то ближайшая годовая отчетность как раз и приходится на отчетность за 2012 год.
Обращаю внимание, что данный приказ относится только к субъектам малого предпринимательства. Чем же эти субъекты отличаются от всех прочих представителей предпринимательства? К субъектам малого предпринимательства (а это могут быть индивидуальные предприниматели либо малые предприятия) относятся организации, у которых на протяжении двух календарных лет соблюдаются следующие условия (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
Очень часто возникают споры по вопросу необходимости специальной регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства. Но в законе нет подобных указаний, не нужно никакого специального свидетельства, подтверждающего статус малого предприятия. Реестры субъектов малого предпринимательства ведут органы исполнительной власти с позиции оказания поддержки представителям малого и среднего бизнеса, а не с позиции 100-процентной гарантии подтверждения статуса. Однако многие для собственного успокоения предпочитают обзавестись лишней бумажкой с печатью.
Теперь вернемся к отчетности. Приказом утверждены новые упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Баланс и отчет о прибылях и убытках сильно урезали, но, на мой взгляд, исключительно по делу. В балансе оставлено пять строк статей актива и шесть строк статей пассива, никаких разделов (деления активов на оборотные, внеоборотные и т.п.) нет. В отчете о прибылях и убытках всего семь строк.
В упрощенном балансе надо будет заполнить только строки по активам:
По пассивам:
Отчет о прибылях и убытках в усеченном варианте будет включать следующие строки:
Подробных рекомендаций по заполнению приказ не содержит, указано лишь, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов, то есть форма заполняется по общим правилам составления обычной Формы № 2.
Исходя из нашего опыта работы с малыми предприятиями, свернули как раз те строки, которые раньше преимущественно оставались незаполненными. То есть основной плюс сокращения этих форм заключается в экономии бумаги. Иных плюсов или минусов мы не замечаем. Учитывая, что формы замечательно заполняются бухгалтерскими программами, особого облегчения, как, впрочем, и усложнения, жизни бухгалтера нет.
Стоит также отметить, что в связи с указанием в упрощенных формах укрупненных показателей, которые могут включать несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.