115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Без штанов, но в шляпе

27.11.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Комментарий Вадима Ткаченко в журнале «Профиль»


«Профиль«

Перевешивают ли для Киева выгоды от евроинтеграции возможные потери от сокращения российско-украинской торговли?

Соглашение об ассоциации Украины и ЕС, подписание которого было намечено на эту неделю, грозило изменить но только политическую, но и экономическую конфигурацию российско-украинских связей. Официальные лица в России сдержанно комментировали намерение Украины, дипломатично говорили о выборе, который надо уважать. Однако раздражение временами все же прорывалось, и Киеву давали понять, что этот выбор губителен для его экономики. По мнению России, путь славянского соседа должен лежать в Таможенный союз, а ассоциация с ЕС исключает такую возможность. Как заявил еще в апреле этого года советник президента России Сергей Глазьев, «соглашение о зоне свободной торговли с Европейским союзом закрывает навсегда возможность участия в Таможенном союзе с Россией, Беларусью и Казахстаном». При этом он добавил, что Украина «входит в несбалансированные для себя отношения». По его подсчетам, потери торгового баланса страны от этого маневра составят примерно $1,5 млрд.

Россия, которая всеми силами старается завлечь Украину в Таможенный союз, рисует мрачные перспективы двухсторонних отношений в случае альянса Киева с ЕС. В сентябре этого года президент Владимир Путин заявил: «Проблема заключается в том, что трудно будет понять… страну происхождения товара. И это может поставить наших производителей в достаточно сложное положение». Как заявил «Профилю» министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК — регулирующий орган Таможенного союза. — «Профиль») Андрей Слепнев, «наиболее вероятные риски будут связаны с «выдавливанием» украинских товаров на рынок стран ТС и с реэкспортом европейских товаров под видом украинских через шлюз двух пересекающихся зон свободной торговли». По его словам, если Украина подпишет соглашение, ЕЭК будет проводить мониторинг, по итогам которого может быть применен механизм повышения ставок пошлин на украинские товары. «Ставки пошлин могут быть повышены до уровня действующего единого таможенного тарифа, ровно до того уровня, который сейчас действует для тех наших торговых партнеров, которые не входят ни в зону свободной торговли СНГ, ни в Таможенный союз. Это соответствует и нормам и правилам ВТО», — сообщил министр. «Разумеется, мы будем проводить все необходимые консультации с украинской стороной», — заверил он.

Между тем эксперты не сомневались в том, что в случае подписания соглашения с ЕС санкции против Украины в том или ином виде были бы введены.

Уже первые, «пилотные» меры, предпринятые Россией, больно ударили по украинской экономике. Сначала в ход пошло одно из главных орудий российской внешней политики — Роспотребнадзор. В июле этого года ведомство неожиданно запретило импорт украинских конфет Roshen. Затем, в августе, к Роспотребнадзору присоединилась российская таможня — в течение нескольких дней поставки украинских товаров в Россию были фактически заблокированы: все фуры, транспортировавшие товары через границу, подвергались сплошному досмотру, к которому были не готовы в силу того, что между Россией и Украиной действует договор о свободном перемещении товаров.

Российские ведомства пока не говорят, что будет, если таможенная граница Украины и ЕС откроется, но представители некоторых отраслей украинской промышленности не ждут для себя ничего хорошего. «В связи с приостановкой РФ сертификатов на поставку продукции транспортного машиностроения останавливаются такие предприятия, как «Азовмаш», Стахановский вагоностроительный завод, «Днепровагонмаш», Крюковский вагоностроительный завод, — написал президенту Виктору Януковичу глава Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах. — Аналогичные проблемы возникли на предприятиях кондитерской отрасли. Из-за отрицательной внешней конъюнктуры остановились предприятия химической отрасли (Северодонецк, Черкассы, Ровно и др.). Очень серьезная ситуация в связи с отсутствием рынков сбыта продукции сложилась в отраслях авиа- и автомобилестроения». Все это может быть прологом к большой торговой войне. И президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко признает, что украинские компании из-за сокращения экспорта в РФ потеряют не менее $8 млрд.

Одним из главных способов давления Москвы на Киев остается российский газ. Украина изо всех сил пытается сократить его импорт из России, но полностью отказаться от него в ближайшие годы ей точно не удастся. Хотя определенные подвижки все же есть: если в 2004 году Украина купила у «Газпрома» 42 млрд кубометров газа, то, согласно прогнозу украинского кабмина, в 2013 году «Нафтогаз» приобретет у газовой монополии лишь 18 млрд кубометров газа (это более чем на 40% меньше, чем годом ранее). Еще 8 млрд кубов будет закуплено в России компанией Дмитрия Фирташа Ostchem. «С учетом импорта 1,3 млрд кубометров голубого топлива по контракту с RWE общий импорт должен составить порядка 27 млрд кубометров», — подсчитал содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. Цена российского газа для Украины составляет порядка $400 за тысячу кубометров, что превышает стоимость для многих европейских стран. Тем не менее надежд на пересмотр цены нет — такие условия заложены в контракт, срок действия которого истекает лишь в 2019 году. «Цены будут расти или снижаться лишь в рамках ценообразования, заложенного в этот документ», — говорит Бирг. Ситуацию усугубляет заложенный в контракт принцип «бери или плати», из-за невыполнения которого «Нафтогаз» уже задолжал «Газпрому» $1,3 млрд. Очевидно, что если Украина сделает выбор в пользу ЕС, то никаких скидок ей не дадут, а «Газпром» с высокой степенью вероятности подаст в суд на «Нафтогаз». Скорее всего, из-за газовых проблем Киев вынужден будет пойти на повышение тарифов на услуги ЖКХ для граждан. На этом, кстати, настаивают и международные эксперты. Такая мера больно ударит по благосостоянию украинцев, размеры зарплат и пенсий которых в разы меньше российских.

Впрочем, украинские и некоторые российские экономисты не столь категоричны — они уверены, что евроинтеграция может принести Украине значительную выгоду.

Вопреки расхожему мнению, что Россия является главным торговым партнером Украины, без которого она никак не проживет, статистика говорит о другом. Выясняется, что Евросоюз является не только сравнимым с Россией, но и более активным торговым партнером Киева. По данным, которые предоставил «Профилю» Александр Охрименко, в прошлом году Украина продала в Россию товаров на $17 млрд, купила в России — на $27 млрд. В то же время экспорт Украины в Евросоюз составил $17,4 млрд, импорт — $27,6 млрд. По итогам этого года из-за торговых конфликтов торговый оборот между Москвой и Киевом может сократиться на 60%, и, значит, ЕС уверенно займет место главного торгового партнера Украины. А после того, как заработает договор Украины с ЕС, тенденция получит дальнейшее развитие. По прогнозу Александра Охрименко, импорт из России может упасть до $4—5 млрд, а экспорт в РФ — до $3—4 млрд. В то же время в этом случае экспорт Украины в ЕС способен вырасти на 20—30%, а импорт — на 10—20%.

Главный аргумент критиков ассоциации Киева с ЕС заключается в том, что продукция украинских предприятий не выдержит конкуренции с европейскими аналогами. По их словам, открытие границы крайне рискованно для Украины, ведь ее товары в Европе якобы никому не нужны, а вот европейские, хлынув в страну без пошлин, вытеснят украинские, что вызовет банкротство местных предприятий. Против этого существует несколько возражений. Стоит отметить, что договор с ЕС предусматривает переходный период, в течение которого как украинские, так и европейские предприятия смогут подготовиться к полному открытию границы. Квоты на беспошлинную поставку будут увеличиваться постепенно. К тому же заявления о том, что продукция украинских предприятий абсолютно неконкурентоспособна, не совсем обоснованны. Эксперты отмечают, что в первую очередь от ассоциации с ЕС может выиграть украинское сельское хозяйство.

«Мало кто обращает внимание на то, что сейчас около 30% украинского экспорта кукурузы приходится на страны ЕС, — говорит Охрименко. — Ожидается рост экспорта ячменя, мяса и яиц. Не случайно украинские сельскохозяйственные олигархи — самые активные лоббисты соглашения об ассоциации». По его словам, уже существуют прогнозы, согласно которым благодаря соглашению об ассоциации с ЕС сельхозпроизводство на Украине до 2020 года вырастет в полтора раза. Значительным подспорьем для украинских сельхозтоваров является их невысокая себестоимость, добавляет советник председателя совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Вадим Ткаченко. По его мнению, «постепенно, при правильной экономической политике и позиционировании своих товаров», Украина сможет завоевать значительную товарную нишу в ЕС.

Среди других отраслей, которые могут выиграть от движения в сторону евроинтеграции, — легкая промышленность, информационные технологии и отчасти машиностроение. «В стране уже около 80% легкой промышленности работает по давальческим схемам со странами ЕС. Теперь эти объемы должны вырасти, так как уменьшаются преграды на пути операций с давальческим сырьем», — объясняет Александр Охрименко. Большие надежды возлагаются и на выполнение заказов для европейских партнеров украинскими IT-компаниями. По некоторым данным, уже сегодня экспорт украинских IT-услуг приносит стране около $2 млрд в год. То же касается и машиностроения — в стране уже есть успешный опыт перепрофилирования предприятий для выполнения европейских заказов.

Хуже обстоят дела с металлургией: около 60% металлургических предприятий на Украине используют устаревшие мартеновские печи. Невысоко оцениваются и перспективы химической промышленности — главным образом из-за отсутствия на Украине собственного сырья. Есть отрасли, которые, скорее всего, от ассоциации с ЕС пострадают, — это авиационное и транспортное машиностроение. Таким образом, в краткосрочной перспективе от ассоциации с ЕС некоторое число отраслей выиграет, а некоторое — проиграет. «Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе при условии сближения Украины с ЕС выгоды будут налицо», — уверен Вадим Ткаченко.

Украина является членом ВТО, а значит — имеет все преимущества льготного передвижения товаров, которые предусматривает организация. Возникает вопрос: зачем ей понадобилось дополнительное соглашение с Евросоюзом? Ответ заключается в том, что дело здесь далеко не только в товарообороте. Соглашение дает возможности для более широкого сотрудничества и кооперации. «Европейские компании будут открывать здесь филиалы и создавать новые производства, — объясняет Александр Охрименко. — Большие надежды возлагаются на концессию транспортных коридоров и портов». Ожидается, что благодаря ассоциации Украина получит $160 млрд инвестиций в течение ближайших десяти лет, хотя такие прогнозы и могут выглядеть сегодня излишне оптимистичными. Кроме того, Украина надеется на более благосклонное отношение МВФ, а ее олигархи — на открывающиеся возможности по скупке европейских предприятий без антимонопольных санкций Еврокомиссии.

Некоторые «бонусы» должны получить и рядовые украинцы. «По некоторым подсчетам, в среднесрочной перспективе направление интеграции с ЕС увеличит общий уровень благосостояния в стране на 4,3%. Это, конечно, не «сало в шоколаде», но все же…» — заявил «Профилю» директор московского филиала «Энерготрастбанка» Павел Сакадынский. Появится у украинцев и легальная возможность для трудоустройства в Европе. «Рабочая сила Украины, несомненно, привлекательней, чем из ряда других стран, — говорит Вадим Ткаченко. — Конечно, это пока только перспективы, однако для Украины они гораздо заманчивее, чем такого же рода предложения от восточного соседа». Конечно, все эти подсчеты как с одной, так и с другой стороны выглядят достаточно умозрительно. Очевидно, что защитные меры Москвы, о неизбежности которых заявили первые лица российского государства, приведут к большим проблемам на Украине, но в то же время едва ли эти проблемы будут смертельными. Александр Охрименко полагает, что, конечно, гораздо выгоднее для обеих сторон было бы не воевать, а договориться о том, как сотрудничать в новых условиях. По его словам, украинское правительство предлагает России заключить ряд соглашений в рамках Таможенного союза, которые урегулировали бы вопросы санитарного и фитоконтроля, процесса оформления товаров при пересечении границы России. «Заодно можно было бы решить проблему гармонизации стандартов и технических условий, что помогло бы ликвидировать проблемы, которые возникали на границе с Россией в этом году», — полагает эксперт. В ЕЭК в принципе признают необходимость гармонизации регулирования на всем пространстве Европейского и Евразийского союзов. «Если от Владивостока до Лиссабона действуют одинаковые или взаимно признаваемые регламенты, то они не создают дополнительных торговых барьеров и не «выдавливают» товарные потоки из одного региона в другой», — пояснил «Профилю» Андрей Слепнев. Но в то же время министр считает, что такого рода гармонизация — дело далекой перспективы. Так что надежд на такое развитие событий немного.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.