115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Деоффшоризация экономики России: начало

14.02.2013
Автор: Гагарин Павел Александрович

В материале анализируется влияние на бизнес и экономику страны антиотмывочного законопроекта №196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Данные экспертные рекомендации Павла Гагарина были учтены при доработке законопроекта «пяти шестерок».


По подсчетам британской исследовательской компании Tax Justice Network с 1990 по 2010 годы из России в офшоры было переведено почти 800 млрд долларов, то есть, в среднем, по 40 млрд долл. в год.

Однако вывод денег из страны – не всегда безвозвратное бегство капитала за рубеж и совсем необязательно – оптимизация налогообложения при помощи офшоров. При активном использовании офшоров происходит реинвестирование денег в экономику России. Ими российский бизнес пользуется не только и даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, в целях того, чтобы сделать операции с активами более удобными (имеется в виду, в частности, наследование бизнеса и передача прав с использованием траста, которые сейчас практически не регулируются российским законодательством).

tablitsa-investitsii-v-rossiyu

Таблица 1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России за январь-сентябрь 2012 года по основным странам-инвесторам

Значит, бороться с офшорами нужно не столько с помощью «закручивания гаек», сколько ослабляя налоговое и административное давление на бизнес, совершенствуя налоговое администрирование, а также создавая в России институт траста. 

tablitsa-investitsii-iz-rossii

Таблица 2 Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, за январь-сентябрь 2012 г

Конечно, в случае с Германией или США, значительная часть накопленных российских инвестиций, равно как и привлеченные в Россию инвестиции этих стран, ‑ инвестиции фактические. Что касается Кипра или Виргинских островов, то российские инвестиции в эти страны, по сути, просто передача денег на временное хранение.

Такая ситуация наблюдается как в целом по РФ, так и по Москве. 

investitsii-v-moskvu

Таблица 3. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике Москвы за январь-сентябрь 2012 г. по основным странам-инвесторам





















investitsii-iz-moskvu

Таблица 4. Объем инвестиций из Москвы, накопленных за рубежом, за январь-сентябрь 2012 г

Заинтересованность российских властей в борьбе с офшорами просматривается в развитии сотрудничества с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), куда Россия входит и ОЭСР, куда Россия стремится. Организация экономического сотрудничества и развития, как и ФАТФ, занимается составлением «серых» списков офшоров и разрабатывает рекомендации для этих стран и территорий по изменению законодательства в сторону соответствия принятым в ОЭСР стандартам. Прежде всего, стандарты касаются прозрачности структуры владения активами и структуры распределения прибыли. Большая часть стран из «серого» списка прислушивается к рекомендациям, упорствует только небольшая группа офшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сент-Китс и Невис и т. д.

Россия вполне в рамках повестки. В конце прошлого года было заключено дополнительное соглашение с Кипром о предоставлении информации, в январе Кипр был исключен из «черного» списка офшоров. Получаемые российскими компаниями от кипрских структур дивиденды до начала кризиса не облагались налогом на прибыль (ранее ставка равнялась 9%). Это было призвано облегчить возврат прибыли, выведенной из страны для хранения на Кипре. В связи с последними событиями это соглашение, естественно, потеряло смысл, так как возрождения Кипра как офшора представляется нереальным.

К слову сказать, события в мире играют вполне на руку процессу деофшоризации экономики России. После кипрского кризиса обсуждался вариант, что российские капиталы перетекут в другие офшоры. В качестве наиболее вероятного варианта назывались Британские Виргинские острова. Совсем недавно стало известно, что Международный консорциум журналистов-расследователей получил доступ к 120 тысячам офшорных компаний, у которых деньги на островах. Представляется, что все больше российских структур будут задумываться, ‑ не спокойнее ли держать деньги в России.

Возвращаясь к законодательным мерам борьбы с офшорами, следует вспомнить рабочую группу во главе с помощником президента РФ Эльвирой Набиуллиной. Рабочая группа предлагает четыре направления приложения усилий:

  • изменения в налогообложении,
  • усиление защиты прав собственности,
  • повышение гибкости законодательства,
  • развитие рынка капитала.

Также, по нашим данным, рассматривается и создание практики передачи активов наследникам посредством трастов. Конечно, с уходом Эльвиры Набиуллиной на должность председателя ЦБ РФ, статус рабочей группы может заметно упасть, если на ее место не придет кто-либо с таким же аппаратным весом. С другой стороны, продолжающиеся кризисные и просто скандальные события вокруг Кипра и других офшоров, делают для деофшоризации России больше, чем любые законодательные инициативы.

Более года назад, 12 января 2012 года, еще будучи президентом, Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Виктору Зубкову сформировать рабочую группу «в целях повышения результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций (в том числе с использованием «фирм-однодневок»), направленных на легализацию доходов, полученных преступным путём, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получения коррупционных доходов». 7 мая 2012 года, в день своего вступления в должность Президента РФ, уже Владимир Путин подписал Указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором поручил Правительству повысить «прозрачность финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок».

Разработкой нового закона занялся Росфинмониторинг, который представил его проект Правительству 18 декабря. Уже спустя три дня премьер Дмитрий Медведев распоряжением внес на рассмотрение в Государственную думу законопроект №196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Стоит отметить, что действия российской власти по противодействию незаконным финансовым операциям лежат в рамках рекомендаций ФАТФ. Законопроект №196666-6 учитывает рекомендации ФАТФ, разработанные в феврале прошлого года.

Некоторые положения законопроекта, будут, безусловно, полезны. Однако ряд других положений может принести негативный эффект, не совпадающий с задачей по возврату в Россию незаконно выведенных денежных средств, а также создаст предпосылки для коррупции.

В частности, предложенная редакция подразумевает ответственность налогоплательщика за сотрудничество с контрагентами, которые, по факту, не вели никакой хозяйственной деятельности. Даже если у организации не было намерения уклоняться от уплаты налогов, и к отбору партнеров она подходила вполне ответственно, налоговые органы будут вправе доначислять налоги, усмотрев в поведении контрагента этой организации недобросовестное поведение. Без уточнения об обязательном доказательстве умысла налогоплательщика данная статья будущего закона приведет к злоупотреблениям налоговых органов.

Много споров сейчас, на стадии рассмотрения законопроекта, вызывает предложение дать право налоговикам блокировать счета организации, если письмо, посланное налоговым органом, было возвращено почтовой организацией. То есть если Почта России по каким-либо своим внутренним причинам не сможет доставить письмо, налогоплательщик будет нести за это ответственность. Точно также будут страдать организации, чьих адресов не окажется в ЕГРЮЛ (по не зависящим от организации обстоятельствам) или организаций, вынужденных временно покинуть адрес, по которому они зарегистрированы в ЕГРЮЛ, в результате непредвиденных обстоятельств. Возможно, от блокировки счетов будут меньше страдать честные организации, если такая мера пресечения незаконной деятельности будет вводиться после доказательства фиктивности адреса регистрации.

Законопроект № 196666-6 также существенно расширяет права налоговых органов по доступу к банковской тайне. Так, банки будут обязаны выдавать информацию о счетах и операциях по счетам организаций и физлиц в течение трех дней после получения мотивированного запроса. Запрос будет считаться мотивированным, если налогоплательщик сам обратился в налоговые органы с запросом о возвращении ранее уплаченных налогов или даже если налоговая просто производит налоговый контроль.

Если предложенная Росфинмониторингом редакция законопроекта будет утверждена, налоговики также получат дополнительное право истребовать практически весь объем бухгалтерской документации в рамках камеральной проверки. Предполагается, что налоговики получат право требовать объяснений полученным за отчетный период убытков. Однако в результате принятия такой меры могут пострадать вполне добросовестные организации, для которых это станет еще одним инструментом давления налоговых органов.

Тем не менее, несмотря не все вышеописанные недоработки, законопроект должен обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. К тому же действующая статья УК РФ №193 должна дополниться положением об обязательном доказательстве умышленности совершения вышеуказанного преступления. Расширены действия статей УК и на случаи дробления незаконно оставляемых за рубежом или переводимых за рубеж денежных сумм. Отдельно оговаривается в законопроекте и незаконное перемещение через границу наличных денежных средств.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.