Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
|
Материал по итогам финансового Five O’Clock «Инвестиционные и финансовые тренды-2013», организованного компанией «Градиент Альфа» на портале «ASPmedia24».
|
«ASPmedia24»
Портал «ASPmedia24» представляет актуальное аналитическое исследование Павла Гагарина, председателя совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Групп».
Основные аспекты:
1. Деоффшоризация экономики России: состояние, технологии, прогнозируемые результаты.
2. Влияние внутренней и внешней информационной политики, фискальной политики, правовой среды бизнеса на состояние инвестиционного климата в 2013-2014 г.г.
3. Особенности региональных «экономических чудес». Конкретные меры по привлечению иностранных инвестиций.
По вопросу №1.
Для России проблема деоффшоризации очень актуальна, поскольку оффшоры аккумулируют весьма существенную долю прибыли и активов. В 2012 году британская исследовательская компания Tax Justice Network опубликовала доклад, вызвавший во всем мире большой общественный резонанс. Аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран в оффшоры за последние десятилетия. По их оценкам, российских активов (преимущественно в оффшоры) с 1990 по 2010 годы было выведено на сумму 800 млрд долларов. В среднем за год это 40 млрд долларов. Для сравнения: планируемые расходы федерального бюджета за весь 2013 год – 13,73 трлн рублей (или 458 млрд долларов).
Особенностью использования оффшоров различными странами является то, что «западники» выводят в такие юрисдикции в основном прибыль, а российские предприниматели – прибыль, активы и капиталы «на черный день».
Вывод денег из страны – не всегда безвозвратное бегство капитала за рубеж и совсем необязательно – оптимизация налогообложения при помощи оффшоров. Если ознакомиться с данными Росстата по объему инвестиций из России, накопленных за рубежом за прошлый год, то крупнейшими получателями инвестиций являются Нидерланды, Кипр, Швейцария, США, Великобритания, Люксембург, Беларусь, Сент-Китс и Невис, Британские Виргинские острова и Австрия. Вместе с тем крупнейшими инвесторами России в 2012 году были Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Британские Виргинские острова, Ирландия, Япония и Франция. Как видим, во многом это одни и те же страны, в том числе и оффшорные юрисдикции.
В экономике Москвы ситуация аналогичная.
Можно серьезно говорить о том, что реинвестирование денег в экономику России происходит при активном использовании оффшоров. И ими российский бизнес пользуется не только и даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, в целях того, чтобы сделать операции с активами более удобными (имеется в виду, в частности, наследование бизнеса и передача прав с использованием траста, которые сейчас практически не регулируются). Значит, бороться с оффшорами нужно не столько с помощью «закручивания гаек», сколько ослабляя налоговое и административное давление на бизнес, совершенствуя налоговое администрирование, а также – и это очень важно – создавая в России институт траста.
В послании Федеральному собранию в конце прошлого года деоффшоризацию экономики президент предложил начать с повышения прозрачности оффшоров. В администрации президента РФ для разработки предложений по выведению российской экономики из оффшоров создана рабочая группа под руководством помощника президента Эльвиры Набиуллиной. Предлагаемая рабочей группой программа предусматривает четыре направления: изменения в налогообложении, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала. Насколько известно нам, рабочая группа также планирует учесть упомянутую необходимость наследования бизнеса и создания практики передачи активов специальным трастам. Минэкономразвития предложило включать прибыль оффшорных дочек в налогооблагаемую базу российских компаний.
В целом же, деоффшоризация в России уже началась с повышения прозрачности владения активами и развитием сотрудничества с FATF и ОЭСР (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег; ОЭСР или OECD, Организация экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development).
Как известно, в конце прошлого года было заключено дополнительное соглашение с Кипром о предоставлении информации. В январе согласно приказу Минфина России Кипр был исключен из «черного» списка. Получаемые российскими компаниями от кипрских оффшоров дивиденды теперь не будут облагаться налогом на прибыль (напомним, ставка была на уровне 9%). В связи с этим есть уверенность, что теперь ранее выведенная из страны прибыль будет возвращаться в Россию более высокими темпами, чем раньше.
Сейчас оффшоры, сосредоточенные в «сером» списке ОЭСР (41 государство), все больше «обеляются». Почти во всем мире сейчас идет давление на институт номинальных директоров и бенефициаров. И это дает результаты. Так, Каймановы острова собираются раскрыть имена всех управляющих и номинальных директоров, Белиз обязал иностранных бенефициаров хранить безымянные акции у регистратора и т.д. США и другие страны используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия счетов оффшорных компаний, ужесточая контроль за подозрительными операциями таких компаний. Пока вне этой тенденции только небольшая группа оффшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сент-Китс и Невис и т. д.
По вопросу №2.
В докладах к различным мероприятиям мы постоянно говорим о том, насколько сильно на инвестиционный климат влияет фискальная политика государства и правовая среда бизнеса. Приводим постоянно увеличивающийся коэффициент налогового давления на бизнес (отношение количества налоговых мероприятий к числу клиентов, которые у нас обслуживаются). Указываем на отсутствующие или не соответствующие современным реалиям, но необходимые для улучшения делового климата федеральные законы («О государственно-частном партнерстве», «О холдингах», «О финансовых группах», «О проектном финансировании», «Об инвестиционном банкинге», новые современные варианты ФЗ «Об инвестициях в РФ», «Об иностранных инвестициях в РФ и защите иностранных инвесторов», «О производных финансовых инструментах»).
Но не меньше на инвестиционный климат влияет внутренняя и внешняя информационная политика. К сожалению, западные СМИ позиционируют Россию как страну с экстремальными условиями жизни, поразительно высоким уровнем преступности, насквозь пронизанную коррупцией, политически и экономически нестабильную. В общем, донельзя усиливают и без того больные для нас темы и при этом практически не говорят о позитивной правоприменительной практике в отношение знаковых инвестиционных проектов и удачных бизнес-кейсах иностранных инвесторов и бизнесменов в России.
По запросам СМИ к нашей компании могу судить о том, что российские журналисты более объективны, они интересуются экспертными мнениями как по позитивным, так и по негативным моментам. Западные же СМИ запрашивают комментарии в основном по отрицательным событиям и с большим недоверием относятся к нашим сдержанно оптимистичным оценкам тенденций. В Европе и США не так много найдется изданий, готовых публиковать наши авторские колонки и комментарии без редакторской правки, искажающей смысл.
Мы не призываем лить ответные потоки грязи на Запад и основных конкурентов за деньги инвесторов, а предлагаем действовать созидательно – договариваться, устанавливать конструктивное сотрудничество и вести честный непредвзятый диалог с иностранными информационными агентствами, газетами, журналами и СМИ, корректировать имидж России за рубежом.
В этой связи не такими уж и наивными и заведомо провальными представляются стремления российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. На Всемирном экономическом форуме в Давосе, где к России в этом году было приковано особое внимание, о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию» объявил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В рабочую группу, которая будет заниматься улучшением имиджа России за рубежом, вошли высокопоставленные чиновники финансово-экономического блока, руководители Внешэкономбанка, государственных банков и того же РФПИ. Работать над репутацией страны планируется и при помощи авторитетных мировых инвестбанков. Как известно, первый консультант уже подобран – в ближайшие три года на Западе имидж нашей страны будет корректировать Goldman Sachs. Соответствующий меморандум с инвестиционным банком подписали несколько дней назад Минэкономразвития и РФПИ. Стоимость контракта составит $500 тыс. Рассчитываем, что это будут не траты, а инвестиции в продвижение страны на международной арене.
По вопросу №3.
Помимо Московской агломерации, соседней Калужской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также крупных промышленных регионов Сибири, для иностранных и российских инвесторов привлекательно Поволжье. Прежде всего, это Татарстан со своим особым инвестиционным микроклиматом, а также Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Саратовская и Волгоградская области.
Так, еще несколько лет назад Ульяновская область была депрессивным регионом: промышленность находилась в упадке, безработица постоянно росла. Сегодня этот регион вместе с соседними олицетворяет промышленный потенциал средней полосы России. Промышленность оживляется, открываются новые предприятия, существенные инвестиции идут в сельское хозяйство, жилищное строительство и развитие туризма.
Регионы, объединенные географической близостью, в здоровом режиме конкурируют за инвесторов, ведут разную экономическую политику, но общие подходы в работе все же можно отметить. Приведем в упрощенном виде некий универсальный алгоритм-практикум региональных «экономических чудес».
Во-первых, это открытость, прозрачность и честность в отношениях с инвесторами, реализация принципа защиты их прав и законных интересов.
Как правило, привлекательными для бизнеса регионы становятся благодаря созданию индустриальных парков, инновационных кластеров и прочих территорий с особыми режимами налогообложения и администрирования и упрощенной регистрацией предприятий (особые экономические зоны). Когда имеются развитая инфраструктура, коммуникации и заинтересованность местных властей в развитии бизнеса, крупные инвесторы, в том числе иностранные, охотно садятся за стол переговоров и смотрят на регион по-новому.
Третий фактор – это создание специальных структур по работе с инвесторами, отделенных от региональных администраций. За счет некоторого дистанцирования от властей и понимания интересов инвесторов доверия таким структурам со стороны бизнеса больше.
Четвертое – это всяческое поощрение развития бизнеса на начальном этапе, чтобы создаваемые предприятия занимались производством не только готовой продукции, но и комплектующих, привели за собой сервисные и прочие завязанные на производство и эксплуатацию компании, торговлю, сферу услуг, участвовали в развитии образовательных учреждений, содействуя таким способом решению не только своих кадровых вопросов, но и социальных проблем региона.
Таким образом, пятый шаг – это сочетание экономического и социального развития: строительство жилья, дорог, школ, детских садов, модернизация жилищно-коммунального хозяйства и прочей жизненно важной инфраструктуры, а также благоустройство территорий.
И шестой этап заключается в прорыве ограничительного барьера, в который упирались развивающиеся азиатские экономики в процессе своих «экономических чудес». — от развития региона к улучшению благосостояния граждан (поддержка малого и среднего высокотехнологичного и перспективного бизнеса). Ведь одно дело – привлечь крупных иностранных инвесторов и совсем другое – удерживая их и их финансовые ресурсы, вырастить свои собственные бизнесы и своих инвесторов в регионе.
Иностранное инвестирование в России – это не только пафосные мегапроекты в Московской агломерации, но и создание производственных филиалов и представительств в регионах страны. Вообще, иностранные компании, работающие в Москве и Московской области, в повседневной деятельности зачастую сталкиваются с непонятными правилами игры и неопределенностью. Вернее даже так – «в Московской агломерации есть не очень хорошая определенность» — именно так дипломатично оценивают ситуацию некоторые представители крупного иностранного бизнеса из числа наших клиентов, которые раньше работали в Москве, а теперь мигрировали со своими проектами в российские регионы.
По ряду причин работа в регионах интереснее осуществления инвестиционных проектов в столице. Это объясняется более низкой стоимостью рабочей силы в этих регионах, невысоким административным давлением на бизнес и заинтересованностью региональных властей в его развитии. Столица и другие крупные города РФ с их финансовыми ресурсами, средоточием крупного бизнеса, бюрократической и юридической неразберихой не имеют реально сильных стимулов к улучшению своего инвестиционного климата. А властям бедных и экономически отсталых регионов, имеющих эти стимулы, ничего не остается, кроме как очень активно работать над улучшением делового климата. Мы же, эксперты, готовы помогать и тем, и другим в вопросах привлечения и освоения инвестиций.
Российские города в рейтинге Doing Business in Russia — 2012
|
Город |
Легкость |
Легкость |
Легкость |
Легкость |
1. |
Ульяновск |
3 |
4 |
5 |
8 |
2. |
Саранск |
20 |
8 |
1 |
8 |
3. |
Владикавказ |
27 |
11 |
2 |
2 |
4. |
Ростов-на-Дону |
26 |
15 |
3 |
4 |
5. |
Казань |
4 |
14 |
17 |
4 |
6. |
Калуга |
17 |
9 |
15 |
1 |
7. |
Ставрополь |
4 |
2 |
9 |
19 |
8. |
Ярославль |
7 |
17 |
6 |
16 |
9. |
Сургут |
30 |
1 |
19 |
8 |
10. |
Иркутск |
8 |
6 |
10 |
18 |
11. |
Петрозаводск |
6 |
16 |
21 |
8 |
12. |
Киров |
13 |
5 |
4 |
20 |
13. |
Омск |
19 |
20 |
13 |
4 |
14. |
Выборг |
10 |
23 |
12 |
8 |
15. |
Владивосток |
18 |
22 |
23 |
3 |
16. |
Волгоград |
2 |
27 |
26 |
4 |
17. |
Воронеж |
15 |
28 |
16 |
8 |
18. |
Тверь |
21 |
25 |
14 |
8 |
19. |
Калининград |
11 |
3 |
22 |
22 |
20. |
Томск |
15 |
6 |
10 |
25 |
21. |
Самара |
22 |
24 |
28 |
8 |
22. |
Санкт-Петербург |
1 |
9 |
24 |
27 |
23. |
Хабаровск |
24 |
29 |
8 |
17 |
24. |
Екатеринбург |
29 |
13 |
19 |
20 |
25. |
Пермь |
13 |
12 |
18 |
27 |
26. |
Мурманск |
12 |
19 |
27 |
23 |
27. |
Кемерово |
28 |
21 |
7 |
29 |
28. |
Якутск |
8 |
26 |
25 |
30 |
29. |
Новосибирск |
23 |
18 |
29 |
24 |
30. |
Москва |
25 |
30 |
30 |
26 |
Источник: Всемирный банк.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.