115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Как повлияет на бизнес реформа аудита

13.07.2017

«Инвест-Форсайт»

Правительство РФ решило передать функции регулирования, надзора и контроля аудиторской деятельности от Минфина и Федерального казначейства Центральному банку. ЦБ взялся за разработку очередного витка реформ отрасли со свойственной ему жёсткостью и решительностью. Предложения будущего регулятора в первоначальном виде были революционны, они грозили очисткой рынка от 90% аудиторов – из-за отмены обязательного аудита и резкого повышения требований к профессии. Сейчас ЦБ обещает смягчить позицию, но ситуация может измениться.

Необходимость проведения обязательного (для ряда организаций) аудита оказалась под угрозой. Сейчас аудит по закону обязателен для акционерных обществ, публичных компаний, предприятий с объёмом выручки свыше 400 млн руб. в год и активами баланса свыше 60 млн руб. в год, для банков, страховщиков, государственных и муниципальных предприятий и ряда других организаций. Но в органах власти некоторые считают, что обязательный аудит – лишние траты для бизнеса. При этом сам бизнес об этом по традиции не спрашивают.

Давайте подумаем как бизнесмены. Стоимость аудиторской проверки – это сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. При этом санкции для организаций, подпадающих под критерии обязательного аудита, за его непроведение минимальны. Они составляют всего несколько тысяч рублей. Посудите: если бы работа аудиторов не была востребована бизнесом, компании не платили бы за аудит в сотни раз больше, чем штрафы за его непроведение.

Реалии таковы, что именно через обязательный аудит бизнес получает возможность оценить и предотвратить различные риски, в первую очередь – налоговые. Это способ избежать различных доначислений и штрафов при налоговых проверках, собираемость средств с которых в бюджет (и не в бюджет) с каждым годом растет. Это возможность избежать негативных правовых последствий сделок, непродуманных управленческих решений, неправомерных претензий контрольно-надзорных органов и отъёма бизнеса. Рейдеры не остались в 1990-х и 2000-х годах, их активность не меньше, чем раньше, просто действуют они уже не так шумно. Поменялись лишь методы их работы, они стали более тонкими, интеллектуальными и – если это слово уместно по отношению к захватчикам – интеллигентными.

Одна цифра – 467 млрд руб. выиграли наши клиенты в тендерах в прошлом году, в том числе благодаря подтверждению отчетности нашими аудиторами (это обязательное условие для участия в них, подтверждение возможности исполнить контракт). Также аудит помогает при получении банковского кредита и банковской гарантии, для привлечения финансирования от инвестора, российского или иностранного партнёра. Для финансово-кредитной организации и контрагентов подтверждение отчётности аудиторским заключением – это подтверждение платёжеспособности и финансовой устойчивости заёмщика.

Практика показывает: при аудите очевидны риски, которые можно и нужно минимизировать. Открываются возможности для повышения эффективности и минимизации затрат. Очевидный тренд: аудит отчётности трансформируется в аудит бизнеса. Поэтому очень часто обязательный аудит – точка входа клиента на другие услуги, которые ему нужны, но необходимость которых он очень часто не осознаёт. Как и сам обязательный аудит. Людям, которые никогда не занимались бизнесом, он со стороны может показаться предусмотренной законом обязаловкой и лишними затратами, но при грамотном подходе это не обуза, а помощь в ведении бизнеса. Аудиторов часто сравнивают с врачами, а наших клиентов – с пациентами. Пациенту не обязательно понимать, для чего конкретно ему нужно пить такую-то таблетку или делать такую-то процедуру. Гораздо важнее квалифицированная помощь специалиста, который должен быть рядом и которому можно довериться.

Поэтому если уйдёт обязательный аудит – можно будет попрощаться и с защищённостью бизнеса от неправомерных налоговых претензий, и притязаний других контрольно-надзорных органов, от недружественных действий конкурентов и силовых структур.

Возможно, критерии и пороги обязательного аудита нужно изменить, но не убрать их вовсе. (Подкорректированные с учётом мнения профессионального сообщества предложения ЦБ как раз и предусматривают изменения, но не отмену критериев и порогов обязательного аудита. Но это «по состоянию на сегодняшний день», как нам осторожно объясняют в Центральном банке). Бизнесу в процессе обсуждения предложений Банка России пошли на уступки, но ситуация неустойчивая. Под влиянием тех или иных лоббистских сил маятник может в любой момент качнуться в другую сторону.

Как ещё могут повлиять на бизнес резкие телодвижения госорганов, регулирующих работу аудиторов? Предложения ЦБ предусматривали резкие (без плавного переходного периода) повышения требований к штатной численности аудиторских компаний. Раньше аудиторы могли работать по совместительству в нескольких компаниях, ЦБ решил с этим покончить, но позже отыграл назад, узнав, что в некоторых регионах нет столько аудиторов, сколько должно быть в штате. Поправки о повышении штатной численности были на руку только крупнейшим игрокам отрасли. Неудивительно, ведь если с рынка уйдут компании поменьше, стоимость аудиторских услуг может вырасти на 20-50% – вследствие снижения конкуренции и увеличения расходов аудиторских компаний на то, чтобы соответствовать новым требованиям. А когда нет конкуренции – тогда и качество можно снизить…

Пока будущий регулятор не внёс на рассмотрение законодателей законопроект о реформе аудита в окончательной редакции. Идёт обмен мнениями и замечаниями. В течение лета представители ЦБ встречаются с аудиторами в регионах.

Безусловно, реформа аудиторской отрасли назрела давно, нынешнее положение дел не может устраивать ни добросовестных игроков аудиторского рынка, ни регулирующие органы. Многие аудиторские компании с минимальным штатом аудиторов, большинство из которых являются совместителями, не могут обладать необходимыми знаниями и опытом для обеспечения надлежащего качества аудита. Такие игроки дискредитируют профессию, занимаются ценовым демпингом и разрушают рынок.

Но предложения ЦБ по реформе аудита нуждаются в корректировке и доработке. Размер газонокосилки не должен превысить размер поляны.

Павел Гагарин – председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», член Генерального совета и Комитета по финансовым услугам «Деловой России»

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.