115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Пряник со вкусом кнута

20.11.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Авторская статья Павла Гагарина в информационном агентстве «ИТАР-ТАСС»

«ИТАР-ТАСС»

Павел Гагарин, Член Федерального межотраслевого совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа»

Намерение президента Путина вернуть сотрудникам Следственного комитета право возбуждать налоговые дела без участия налоговиков – самая обсуждаемая среди бизнес-сообщества новость. Возврат следователям отобранного ранее права является логичным и предсказуемым шагом в рамках проводимой Владимиром Путиным политики по «деофшоризации» нашей экономики.

Курс на нее, напомню, был объявлен ровно год назад в послании Федеральному Собранию. Тогда президент РФ сказал, что необходима «целая система мер по деофшоризации нашей экономики», включая и повышение прозрачности офшоров, и защиту прав предпринимателей, и развитие законодательства и судебной системы,  чтобы российская юрисдикция стала привлекательной для ведения бизнеса, и не было стимулов использовать офшоры. То есть президент дал понять, что действовать надо и кнутом, и пряником.

В плане повышения прозрачности офшоров в 2013 году был сделан прорыв. На международном уровне фактически создана система автоматического обмена налоговой информацией. Россия, председательствовавшая в этом году в «большой двадцатке», всячески этому способствовала, включая в повестку практически всех мероприятий G20 вопрос доступа налоговых органов к банковской тайне – настоящему кладезю информации о налогоплательщиках. В итоге, двадцать крупнейших экономик мира фактически договорились об обмене этой информацией. Присоединение всех остальных – дело времени. Так, с офшорными юрисдикциями уже подписываются многосторонние соглашения, приоткрывающие банковскую тайну.

А вот в плане повышения привлекательности российской юрисдикции деофшоризация продвинулась не так заметно. С одной стороны, Россия поднялась сразу на 19 строчек в мировом рейтинге Doing Business 2014 (92-е место вместо 111-го год назад), но это все равно далеко от желаемого уровня. По ряду показателей (например, по легкости получения разрешений на строительство, подключению к системе энергоснабжения, защите прав инвесторов, трансграничной торговле) мы не входим даже в первую сотню. Сильно влияют на международный образ России и резонансные события, типа запрета усыновления детей иностранцами, приговоров оппозиционным политикам, задержание активистов экологического движения «Гринпис».

В общем, с кнутом в России проблем нет: политика в этой сфере демонстрирует удивительную, не всегда свойственную нашей власти, последовательность. Контроль ужесточается, эффективность его растет. А с пряником пока туговато. Власти, с одной стороны, внедряют «предпринимательскую инициативу», разрабатываются «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата в тех или иных областях… Но когда дело доходит до вопросов, касающихся ослабления контроля, снижения давления государства на бизнес и физических лиц, демонстрируется жуткая несговорчивость.

Можно вспомнить и повышение страховых взносов для предпринимателей, которое должно было компенсироваться  налоговыми каникулами (не состоявшимися), и амнистию предпринимателей (эффект от которой оказался более чем скромным), и то, о чем говорилось в самом начале, ‑ возврат налоговикам права возбуждать уголовные дела по налоговым основаниям. Сюда же можно добавить объединение Высшего арбитражного и Верховного судов. Первый в предпринимательской среде считается образцовым, там вполне реально выиграть дело у государственной инстанции. Поэтому фактическое упразднение этого института приведет, скорее всего, к усилению обвинительного уклона в российском правосудии. То есть, выражаясь мягко,  к усилению контроля, выражаясь жестко – к закручиванию гаек и неоправданному повышению административного давления.

Во всех этих примерах просматривается принципиальная позиция, мешающая принимать правильные решения, доводить позитивные перемены до конца и не портить благие намерения поправками, их дезавуирующими. Эта позиция состоит в невозможности принять презумпцию невиновности предпринимателей. Отчасти это сохранилось еще с советских времен, отчасти  подкрепляется воспоминаниями о «лихих 90-х», когда считалось, что если бизнесмен, значит, бандит.

 В любом случае сейчас это мешает правительству принимать эффективные меры по стимулированию экономики. Урезаются расходы, пусть и с потенциалом к повышению их эффективности, всячески увеличивается собираемость налогов, изыскиваются все новые способы наполнения казны, но почему-то никто всерьез не задумывается, что если чуть расслабить тиски, то налогооблагаемая база будет расти за счет развития бизнеса. Вместо этого почему-то считается, что если снять ежовые рукавицы, то сразу начнутся злоупотребления… По себе судят?

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.