115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Совместные проверки фондов и налоговиков

03.08.2012
Автор: Кузьменко Светлана Ивановна
Тематика:

Материал Светланы Кузьменко в журнале «Актуальная бухгалтерия», №8, август 2012 г.

Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначислению налогов. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме. 

ФСС и ПФР в рамках контрольных мероприятий вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков  страховых взносов.
Нормы проведения данных контрольных мероприятий в целом аналогичны правилам, которым должны следовать налоговики при выездных и камеральных проверках (ст. 87 НК РФ).

Однако они являются менее детализированным и как следствие вызывают много вопросов у компаний.

Налоговики по запросу ПФР или ФСС в целях проверки обоснованного применения пониженных тарифов страховых взносов вправе участвовать совместно с фондами в выездных контрольных мероприятиях.  

Инспекторов привлекают к участию в проверках по запросу в порядке, установленном Соглашениями (письмо ФНС и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04, письмо ФНС России и ФСС РФ от 23.06.2011 № ММВ-27-2/15, № 14-03-40/08-1767П).

Обратите внимание, что такие совместные проверки с инспекциями и фондами  могут проводиться только в отношении отдельных компаний, а именно:

  • фирм, осуществляющих деятельность в области информационных технологий; 
  • хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, внесенных в Реестр Минобрнауки России;
  • компаний, оказывающих инжиниринговые услуги.

К иным фирмам, не указанным в пункте 5 части 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ), контролеры в таком составе прийти не вправе.

Кроме того, такому совместному контролю подлежит только соблюдение фирмами определенных условий, дающих им право на применение пониженных тарифов.

К таким условиям можно отнести установленную Законом № 212-ФЗ долю дохода от реализации  экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и пр., от инжиниринговых услуг. Последние включают инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, а также  предпроектные и проектные услуги.  

Права налоговиков при совместной проверке

Выездные проверки проводят ПФР совместно с  ФСС с привлечением инспекции или без нее, тогда как камеральные проверки могут быть проведены контролерами независимо друг от друга (письмо ПФ РФ от 04.03.2011 г. № ТМ-30-25/2106).

При привлечении налоговиков к совместным проверкам полномочия налогового ведомства сведены к контролю за соблюдением фирмами применения пониженных тарифов, согласно требованиям Закона № 212-ФЗ.

Из этого следует, что инспекторы, привлеченные по запросу фондов, самостоятельной выездной проверки плательщиков страховых взносов не проводят. Следовательно, каких либо доначислений налогов в рамках данного контрольного мероприятия быть не может.

Проверка по страховым взносам может охватить деятельность компании за три предыдущих года. Фонды не вправе за один и тот же период дважды проверять фирму, за исключением определенных случаев, например ликвидации или реорганизации предприятия. Причем данное условие о невозможности повторного контроля действует независимо от состава проверяющих, проводивших проверку.

Так, например, если контроль уплаты страховых взносов был проведен сотрудниками фондов в рамках выездной проверки, повторно проверить тот же период уже с привлечением сотрудников инспекции невозможно.

В случае случае если требование об уплате будет предъявлено фирме, она вправе не выполнять его, поскольку действия контролеров неправомерны (п. 9 ч. 1 Закона № 212-ФЗ).

Документы по проверке

Выездную проверку в том числе с привлечением налоговиков, проводят на основании решения фондов (ч. 2, 4, 5 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Требования по оформлению при проведении совместной проверки каких либо дополнительных документов, как например отдельные решения  налоговой инспекции об участии в проверке и требования о предоставлении документов, действующее законодательство не предусматривает.

Доступ на территорию проверяемой компании осуществляется при предъявлении всеми должностными лицами, служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки (форма 9-ПФР, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н).

ФИО и должности сотрудников инспекции, участвующих в проверке, должны быть указаны в Решении. Без этих документов фирма вправе не допускать проверяющих на свою территорию.

При этом решение о проведении проверки может быть предоставлено контролерами непосредственно в момент посещения страхователя. То есть компания может узнать о проведении проверки непосредственно перед ней, поскольку нормы Закона № 212-ФЗ не обязывают контролеров заблаговременно сообщать о планируемом визите.

На практике контролеры все же уведомляют фирму по телефону о выезде к нему проверяющих до начала проведения мероприятий. 
После ознакомления и визирования фирмой решения о проведении выездной проверки, ему вручается Требование о представлении документов (форма 14, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н).

Все документы, предоставляемые проверяемой компании в рамках выездной проверки, в том числе решение по ее результатам оформляются от имени фондов. Налоговики, несмотря на свое участие в контрольном мероприятии, официально не взаимодействует со страхователем. Их функция сводится к участию в проверке в составе проверяющих, но ограничена по праву по вынесению самостоятельных решений. Все правоотношения при проверке возникают между проверяемым лицом и фондами. 

В случае реализации фирмой своего права на обжалование вынесенного фондами решения, он обжалует решения какого либо контрольного органа ПФР РФ или ФСС РФ.

В отношении доказательственной базы, собираемой контролерами при проведении проверки,  следует знать, что все материалы, оформляемые в рамках проверки, находятся у внебюджетных фондов.

Налоговики при проведении совместного проверочного мероприятия не формирует собственную доказательственную базу, поскольку не принимают самостоятельного решения по результатам проведения выездной проверки

Ограничение прав проверяющих

Следует отметить, что полномочия контролеров за уплатой стразовых взносов ограничены в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 29 Закона № 212-ФЗ, ст. 31 НК РФ).

Так, фонды при проведении выездной проверки не вправе производить осмотр помещений, в отличие от своих коллег из налогового ведомства, право которых на осмотр помещений прямо установлено Налоговым кодексом.

В связи с этим, у компаний  возникает вопрос, вправе ли налоговики при совместной проверке, реализовать свое право на осмотр помещений, предоставленное им Налоговым кодексом, но отсутствующим в Законе № 212-ФЗ? Нет.

Исходя из анализа норм права, следует вывод, что налоговики при проведении выездных  проверок страхователей не вправе действовать с превышением полномочий, установленных Законом для фондов, в том числе проводить осмотр помещений.

Данный вывод основан на следующем.

В Налоговом кодексе четко указано, что налоговики в порядке, предусмотренном статьей 92  Налогового кодекса вправе  осматривать любые используемые фирмой производственные, складские, торговые и иные помещения и территории» (п. 6 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом в данной статье говориться, что должностное лицо налоговой иснпекции, производящее выездную налоговую проверку вправе производить осмотр помещений.

В данном же случае, налоговой проверки в отношении компании не проводится, а  налоговики участвуют совместно с сотрудниками фонда в выездной проверке за уплатой страховых взносов.

На настоящую дату, какие либо официальные разъяснения и арбитражная практика  по этому вопросу отсутствуют.

Бывают случаи, когда проверяемые фирмы путают право фондов на беспрепятственный  доступ на территорию страхователя с осмотром помещений. Однако данные права являются различными. Право контролера на доступ с целью проведения проверки не  дает ему право на осмотр помещений для выявления каких либо несоответствий данных, представленным компанией или обнаружения нахождения на этих территориях нелегальных работников.

Фирмы самостоятельно определяют помещение для проведения выездной проверке и вправе не допускать контролеров в иные свои помещения. 

Точки над i

Компания в случае прихода к ней проверяющих одновременно из трех ведомств, а именно ПФР РФ, ФСС РФ и ИФНС РФ должен знать, что контролю подлежит обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов отдельными категориями страхователей.

В случае если предприятие не является плательщиком пониженных страховых взносов, занимающемся определенными видами деятельности, проверяющих в таком составе он вправе не пускать.

Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначислению налогов, поскольку функция инспекторов в данном случае являются ограниченной. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме.

Однако исходя из практики уже проведенных без участия налоговиков проверок, вся информация, которая покажется проверяющим фондам подозрительной, согласно внутренним регламентам, незамедлительно будет предоставлена в инспекции. Как правило, это касается небольших окладов работников.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.